Размножение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:48, реферат

Описание

Понятие и основные способы размножения: бесполое, вегетативное и половое. Особенности размножения у разных видов животных и растений.

Работа состоит из  1 файл

Размножение.docx

— 44.46 Кб (Скачать документ)

ускорением  роста отдельных сегментов скелета  с последующим установлением

окончательных пропорций тела, завершением формирования вторичных половых

признаков, половых органов. Существенный признак  полового созревания —

выделение специфических продуктов внешней  и внутренней секреции половых

желёз, что  проявляется у девушек установлением  менструального цикла, у

юношей —  эякуляциями (вначале обычно при  поллюциях). П. с. охватывает

процессы  перестройки гормональной регуляции, физического развития и

психической сферы. Так, в последней происходит становление полового

сознания, т. е. способности человека не только осознавать себя носителем

определённого пола, но и регламентировать своё сексуальное  поведение в

соответствии  с системой принятых в данном обществе морально-этических

установок. В формировании полового сознания условно  можно выделить

несколько фаз: элементарных представлений о  половых различиях без

специфической чувственной окраски; платонической  влюблённости; пробуждения

специфических сексуальных эмоций, направленных на генитальную сферу; фазу

зрелого полового сознания — гармоничного соотношения  всех его компонентов.

  Начало  и темп полового созревания  определяются взаимодействием

конституциональных  факторов и влияний внешней среды. Возрастные рамки

полового  созревания подвержены широким индивидуальным колебаниям и (с

учётом процессов  акцелерации) укладываются в период: у девочек — от 8—9 до

16—17 лет,  у мальчиков — от 10—11 до 19—20 лет.  Неблагоприятные бытовые

условия и  дРазмножение влияния (неполноценное питание, перенесённые

заболевания) проявляются задержкой, ускорением (реже) и дисгармониями

физического, психического и полового развития.

Половая жизнь, совокупность соматических (телесных), психических и

социальных  процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством

которых удовлетворяется половое влечение.

  Пол  и половое поведение. Общей  биологической основой полового  поведения

является  инстинкт продолжения рода; его конкретные формы (разделение

функций между  полами, особенности репродуктивного  цикла, ритуал ухаживания,

техника полового акта и т.д.) различаются в зависимости  от вида и рода, а

также пола, возраста и условий жизни организма. Наряду с инстинктивной,

генетически заданной организму программой нормальное половое поведение

обеспечивается  посредством научения, через общение со сверстниками,

родителями  и др. Чем выше уровень организации  и психики животного, тем

большую роль в его поведении играют усвоенные и выработанные в процессе

индивидуального развития навыки. Например, морские  свинки, выращенные в

условиях  полной изоляции, будучи по достижении половой зрелости подсажены к

особям противоположного пола, в большинстве случаев проявляют  нормальную

половую активность, инстинктивно находя адекватные своему виду формы

спаривания  и т.д. В отличие от этого, макаки-резусы, выращенные в изоляции,

оказываются неспособными к нормальной половой  жизни, т.к. у них не

выработаны  необходимые психологические механизмы  общения, Чем сложнее

животное, тем  глубже и многограннее связь его  полового поведения с др.

аспектами жизнедеятельности. Половое поведение  животных необходимо

рассматривать в единстве индивидуально-генетических и групповых

(формирующихся и проявляющихся только в общении с др. особями того же вида)

характеристик.

  У человека  к этим факторам добавляется  и играет важнейшую роль ряд

социально-культурных детерминант. Биологический пол индивида включает

несколько относительно автономных компонентов, последовательно

формирующихся в процессе развития организма: 1) хромосомный (генетический)

пол, который  определяется в момент зачатия; 2) гонадный пол — формирование

мужских или  женских половых желёз; 3) гормональный пол зародыша, от

которого  зависит дифференциация гениталий  — половых органов (гормоны также

сильно влияют на психику); 4) морфологический пол  — строение

внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий; 5) пубертатный, т. е.

связанный с половым созреванием, гормональный пол, ответственный за

появление вторичных половых признаков, и  др. Нарушение любого из звеньев

этой системы так или иначе сказывается на половой функции. Однако сам по

себе биологический  пол ещё не превращает индивида в  мужчину или женщину и

не гарантирует  адекватного полового поведения. Для  этого необходима также

соответствующая психосексуальная идентификация (отождествление): человек

должен осознать свою половую принадлежность и усвоить  соответствующую,

мужскую или  женскую, роль.

  Психосексуальная идентификация — один из важнейших аспектов формирования

личности; она  осуществляется в процессе жизнедеятельности, под влиянием

воспитания  и общения. Определив по внешним признакам пол новорождённого (т.

н. аскриптивный, приписанный пол), родители и др. взрослые систематически

воспитывают ребенка в соответствующем духе. Уже к 1,5—2 годам ребёнок

обычно знает  свой пол и в дальнейшем основывает на этом определённый стиль

жизни и  уровень притязаний, поскольку все  культуры так или иначе различают

«мужские» и «женские» роли и качества. Степень  соответствия своего тела и

поведения стереотипу мужчины или женщины  является своеобразной

психологической осью, вокруг которой структурируется  образ собственного Я и

от которой сильно зависит самооценка и самоуважение. Позже, по мере

полового  созревания, у подростка появляются соответствующие сексуальные

интересы, влечение к противоположному полу. Огромное влияние оказывают при

этом среда и сверстники. В норме биологические и социально-психологические

характеристики  пола совпадают, идут в одном направлении. Однако бывают

случаи, когда  они расходятся (ошибочное определение  пола младенца в связи с

недоразвитостью его гениталий или сомнения относительно половой

принадлежности  подростка в связи с задержкой  полового созревания и т.д.).

Предсказать направление психосексуальной идентификации и психосексуальных

ориентаций  личности в этих случаях трудно; во всяком случае, социальные

факторы здесь  не менее важны, чем генетические. Половое поведение человека

— продукт  совместного действия биогенетических  и социальных (аскриптивный

пол и общественная система дифференциации мужских  и женских ролей) сил.

  Культурно-исторические  аспекты половой жизни. Одна  из особенностей

человеческой  сексуальности состоит в том, что переживания, связанные с

удовлетворением половой потребности, отделены от её первоначальной

биологические цели — продолжения рода. Эта  автономия рекреативной функции

(получение  наслаждения) половой жизни   от репродуктивной (детопроизводство)

создала принципиальную возможность гуманизации полового чувства,

превращения элементарного полового влечения в  человеческую любовь, когда

взаимоотношения между мужчиной и женщиной служат не только средством

продолжения рода и источником чувственного наслаждения, но и дают

высочайшее  счастье глубокой психологической, душевной близости. Отсюда

также вытекает громадное многообразие форм человеческой сексуальности. Не

говоря уже  о различных замещающих (викарирующих) формах П. ж., когда оргазм

вызывается  путём искусственного возбуждения  гениталий, без полового акта, и

которые присущи не только человеку, но и многим животным, человеческое

воображение способно эротизировать, делать сексуально значимым практически

любой реальный или идеальный объект. Причём это  происходит не только на

уровне индивидуального, но и на уровне общественного сознания половой жизни

 — неотъемлемая  составная часть культуры, которая,  с одной стороны,

выражает, обобщает и символизирует, а с другой —  направляет и координирует

многообразные фактические проявления сексуальности.

  Всякое  развитое человеческое общество  имеет систему норм половой  морали,

которая регулирует взаимоотношения полов, соотнося их с деятельностью

общественных  институтов, в рамках которых осуществляется продолжение рода и

социализация, воспитание потомства. Уже древнейшие цивилизации знали весьма

различные формы П. ж., одни из которых нормативно одобрялись и даже

возводились в ранг культурных символов (например, фаллический культ,

оргиастические  ритуалы Востока, Дионисии),. а др. осуждались и запрещались.

В целом  П. ж. усложнялась и индивидуализировалась  по мере развития культуры

и личности. Однако процесс этот противоречив. Соотношение духовных и

телесных  аспектов половой жизни, равно как  и отношение к различным формам

сексуальности, неодинаково в разных обществах. Древнейшим и самым

универсальным табу безусловно является запрет кровосмешения (инцеста), но

насчёт других аспектов половой жизни (добрачные  и внебрачные связи,

онанизм, гомосексуализм и т.д.) разные общества и культуры придерживались

разных, иногда даже противоположных норм. Уже античные авторы различают

чувственное влечение, половую страсть к обладанию (эрос) и возвышенную

духовную  любовь (агапе, платоническая любовь). Но при этом рекреативная

сторона сексуальности  настолько резко отделяется от репродуктивной,

осуществляемой в браке, что, по выражению Ф. Энгельса, «... для

классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта...

Информация о работе Размножение