Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:46, контрольная работа

Описание

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими - оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Межполушарная ассиметрия
а) понятие межполушарной ассиметрии
б) функции полушарий. (Таблица 1 Функции полушарий головного мозга)
2. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие
а) анатомическая и физиологическая ассиметрия головного мозга
б) морфологическая асимметрия головного мозга
3. Особенности нарушений психических функций при поражении левого и правого полушарий головного мозга
а) агнозия, апраксия, афазия, амнезия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Дифф. готовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

ЧУО «Женский институт ЭНВИЛА»

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     По  дисциплине: 

     ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тема: Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

      Вариант № 13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Касько  Екатерины Васильевны

     Студентки 2 курса группы 201

     Факультета  психологии

     Заочной формы обучения

     Тел. 8- 017- 2129466

     8 -044 -7966175 
 
 

     Минск 2010

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ 

          1.Межполушарная ассиметрия

          а) понятие межполушарной ассиметрии

       б) функции полушарий. (Таблица 1 Функции полушарий головного мозга)   

     2. Межполушарная асимметрия  и межполушарное  взаимодействие

       а) анатомическая и физиологическая ассиметрия головного мозга

       б) морфологическая асимметрия головного мозга 

       3. Особенности нарушений психических функций при поражении левого и правого полушарий головного мозга

     а) агнозия, апраксия, афазия, амнезия. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

     Познать самих себя призывал людей еще  великий Сократ. Но цель эта не достигнута. И менее всего изученным остается тот орган человека, без которого не было бы ни Сократа, ни науки. Речь идет о человеческом мозге.

     Функциональная  асимметрия полушарий головного мозга существенно расширяет возможности мозга, делает его более совершенным. Явление асимметрии далеко не однозначное: какими-то свойствами обладает только одно полушарие, другими - оба, но в разной степени, и все это находится в сложнейшей взаимозависимости и взаимодействии. Полушария по-разному воспринимают явления окружающей среды, различна их роль в творческой работе мозга, неодинаково их отношение ко времени.

     Известно, что левое полушарие является доминантным по речи и интеллекту. Оно управляет правой рукой (за исключением  левшей). Выяснилось, однако, что левое  недоминантное полушарие также  причастно к производству речи, но функции у них прямо противоположные. Вероятно, функциональная асимметрия полушарий головного мозга как раз и создает в человеческой деятельности принцип дополнительности, фундаментальность которого осознавали как физики (Нильс Бор), так и семиотики (Ю. М. Лотман), а также именно билатеральной асимметрией опосредовано то, что мы с такой универсальностью в нашей картине мира и науке пользуемся именно бинарными оппозициями (см.; см. также фонология). Подробную картину функционирования полушарий показали эксперименты с выключевием одного из полушарий под воздействием электросудорожного шока. Эти эксперименты проводились Л. Я. Балоновым и его группой в Ленинграде в 1970-е гг. Создавая искусственную однополушарную афазию, при помощи простого опроса (человек с отключенным полушарием может разговаривать) ученые установили следующие различия в том, что касается производства речи. При угнетении доминантного левого полушария речь претерпевает такие изменения: количество слов уменьшается; высказывание в целом укорачивается; синтаксис упрощается; уменьшается количество формально-грамматических слов и увеличивается количество полнозначных слов; при этом существительные и прилагательные доминируют над глаголами и местоимениями - то есть лексика правого полушария более предметна, менее концептуальна; обострено восприятие конкретных явлений и предметов внешнего мира. Когда же угнетено правое полушарие, то происходит нечто противоположное: количество слов и длина высказывания увеличиваются (человек становится разговорчив); при этом абстрактная лексика превалирует над конкретной, а грамматические формальные слова - над полнозначными; усиливается тенденция к рубрификации, к наложению абстрактных классификационных схем на внешний мир.

     Иными словами, если правое недоминантное полушарие воспринимает внешний мир со всеми его красками и звуками, то левое полушарие одевает это восприятие в грамматические и логические формы. Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит. Интересно, что человек с угнетенным доминантным левым полушарием ведет себя как реалист-сангвиник (см. характерология), а человек с угнетенным правым - как аутист-шизоид (см. аутистическое мышление, характерология).

     Таким образом, ХХ век - век левополушарных аутистов. Ю. М. Лотман отметил, что чередование больших культурных стилей, так называемая парадигма Чижевского (см. также реализм) - ренессанс, барокко, классицизм, романтизм - тоже напоминает диалог между рассудочным левым и эмоциональным правым полушарием. Была также высказана гипотеза, в соответствии с которой человек эволюционирует в направлении увеличения функций левого полушария, поскольку неразвитость левого и развитость правого характерна для детей и традициональных племен, а также для высших животных, мысль же левого полушария напоминает мысль гениального супертеоретика. Образно говоря, человечество эволюционирует от мифа  к логосу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Межполушарная  асимметрия.

     а) понятие межполушарной  асимметрии

     Межполушарная асимметрия одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

     Одним из первооткрывателей функциональной симметрии мозга является французский ученый Марк Дакс. В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось. В 1844 году А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведет к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла). В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галя: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей. В 1861 году Обуртен повторил утверждение Галя о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В 1869 году Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона». В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

     Асимметрия  межполушарная – это характеристика распределения функций психических между полушариями левым и правым: при выполнении одних функции психических ведущим является полушарие левое, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

     Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.(таблица 1 Сравнительная  характеристика полушарий )

     В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

     б) функции полушарий.

     В настоящее время считается, что  с функциями левого и правого  полушария у человека связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. (Таблица 1 Функции полушарий головного мозга)  

     Таблица 1 Функции полушарий  головного мозга 

         Левое полушарие        Правое  полушарие
         Абстрактное мышление       Конкретное мышление
         Речь. Логические и  аналитические функции, опосредованные словом Улавливание эмоциональной  окраски, особенностей речи
         Формирование наиболее сложных двигательных актов       Правильная  оценка характера неречевых звуков. Музыкальный слух
         Абстрактное, обобщенное, инвариантное узнавание Общее восприятие. Конкретное зрительное восприятие
         Последовательное  восприятие             Конкретное  узнавание 
         Аналитическое восприятие, математические вычисления Целостное восприятие (гештальт)
         Оценка временных  соотношений       Оценка пространственных отношений
         Установление идентичности стимулов по названиям Установление  физической идентичности стимулов
         Установление сходства Установление  различий
         Управление органами правой половины туловища. Получение  информации пространства справа Управление  органами левой половины туловища. Получение информации пространства слева
 

     Эта теория выдвинута на основе того, что  большинство левополушарных функций  явно эволюционно моложе, чем правополушарные. Левое полушарие (у нормальных праворуких) служит для смыслового восприятия и воспроизведения речи, письма, тонкого двигательного контроля пальцев обеих рук, самосознания, арифметического счета, логического, аналитического, абстрактного мышления, музыкальной композиции, пространства цветов, положительных эмоций. Оно обрабатывает информацию последовательно, хорошо понимает время, глаголы, способно на ложные “высказывания”, а его выключение приводит к депрессии. Правое полушарие – для пространственно-зрительных функций, интуиции, музыки, интонационных особенностей речи, грубых движений всей руки, эмоционально-целостного восприятия, синтетического, ситуационного мышления, отрицательных эмоций. Оно обрабатывает информацию одномоментно (холистически), почти не понимает глаголов, абстрактных терминов, не способно на ложные высказывания, а его выключение приводит к эйфории. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. Геодакян сравнивает эмоции: отрицательные–положительные; понимание: пространства–времени, существительных–глаголов, пространства цветов; способность высказываний: истинных–ложных. Как в филогенезе, так и в онтогенезе первые появляются раньше вторых. У новорожденных детей плач предшествует улыбке, у котят жалобный писк опережает мурлыканье, у щенят скуление начинается на три месяца раньше виляния хвостом. При функциональном угнетении мозга отрицательные эмоции исчезают последними и восстанавливаются первыми, что означает более древний возраст. Понимание пространства проще, чем времени; существительных проще, чем глаголов; истинные высказывания проще, чем ложные. Ориентация в пространстве приходит раньше, чем во времени; первые слова ребенка – чаще существительные, ложь появляется позже.

Информация о работе Функциональная асимметрия полушарий головного мозга