Театр в первой половине XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание

1)Центры театрального искусства. Классицизм и сентиментализм на русской сцене
2)Утверждение реализма (Творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)
3)Актерское искусство (В.А. Каратыгин, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин)

Работа состоит из  1 файл

доклад Театр в 1 половине XIX в.doc

— 32.01 Кб (Скачать документ)


Данилюк Кристина гр. А

                                         Театр в первой половине XIX в

             

1)Центры театрального искусства. Классицизм и сентиментализм на русской сцене

2)Утверждение реализма (Творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)

3)Актерское искусство (В.А. Каратыгин, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин)

1)Центры театрального искусства. Классицизм и сентиментализм на русской сцене

Важную роль в общественно-культурном развитии России первой половины XIX в начал играть театр. В это время складывается определенная театральная система, определяется структура театральных жанров, оформляется национальная традиция в драматургии и актерском искусстве, начинается становление режиссуры, зарождается искусство оформления сцены. В театре, как и в литературе, происходила смена художественных стилей (классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма) и идейных направлений.

Театр стал не только частью светской жизни и центром светского общения, но важным фактором общественной жизни, своеобразной формой выражения общественного сознания. Театрально-сценичес­кое искусство, по словам В.Г. Белинского, было показателем обще­ственного просвещения и духа времени.

Центрами театрального искусства были столичные города Пе­тербург и Москва. В Петербурге в начале XIX в. постоянно дей­ствовали три театральные труппы: русская, французская и немец­кая, которые нанимала Дирекция императорских зрелищ и музы­ки. В 1832 г. русская труппа императорских театров стала играть во вновь построенном по проекту архитектора К.И. Росси Александ­рийском театре - великолепном здании, расположенном в центре Невского проспекта (Театр был назван в честь Александры Федо­ровны, жены Николая I).

В Москве, в самом начала XIX в. не было казенных театров. Наи­более крупным частным театром был Петровский, располагавший­ся на месте нынешнего Большого театра. В 1805 г. здание театра сгорело и актерская труппа перешла в ведение Московской конто­ры императорских театров и играла на различных сценических пло­щадках. В 1824 г. на месте сгоревшего Петровского театра был по­строен Большой театр (архитектор О.И. Бове по проекту Н.Н. Ми­хайлова) - один из крупнейших театров Европы, являющийся вторым в мире по величине после миланского театра «Ла Скала».

 

  В русском драматическом театре начала века процветали клас­сицизм и сентиментализм. И.А. Крылов (1768—1844) в своих коме­диях («Модная лавка», «Урок дочкам») продолжил сатирико-обличительные традиции русской классической комедии, восходящей к «Недорослю», остававшемуся одной из самых популярных пьес отечественного репертуара.

Большой популярностью пользовались комедии А.А. Шаховского (1777-1846), М.Н. Загоскина (1789-1852), в которых в веселой остроумной форме давались меткие зарисовки поместного быта и «благородные комедии» НИ. Хмельницкого (1789-1845), круг тем которых ограничивался светскими забавными приключениями.

Идея гражданской роли театра, популярная в это время среди передовой дворянской молодежи» нашла воплощение в возрожде­нии жанра классической трагедии. Наибольший успех имели тра­гедии В.А. Озерова на темы русской («Ярополк и Олег», «Дмитрий Донской») и античной («Эдип в Афинах») истории.

 

В постановках трагедий Озерова раскрылись дарования знаме­нитой актрисы Е.С. Семеновой (1786-1849) и ее партнера А.С. Яков­лева (1773-1817), которые были последними представителями рус­ского классицизма как сценического стиля.

 

2



Остался верен классицизму друг Пушкина и декабристов П.А. Катенин(1792-1853) ~ поэт, драматург, переводчик.

Его трагедию «Андромаха» Пушкин назвал «лучшим произведением нашей Мельпомены» преддекабристской поры.

Широкое распространение в этот период получила сентиментальная драма. После богов, царей и героев классической трагедии это была диаметрально противоположная система сюжетов, конфликтов, образов. На смену периодической декламации пришла разговорная речь, открылась глубина душевных переживаний простых  смертных. Известными в то время драматургами-сентименталистами были Н.И.Ильин и В.М. Федоров, рисовавшие идилличес­кие картины деревенской жизни.

 

Вслед за Карамзиным они создали своих «Лиз» (Ильин - «Лиза иди торжество благодарности», Федоров - «Лиза, или Следствие гордости и обольщения»), которые были одними из самых популяр­ных постановок петербургских театральных сезонов начала XIX в.

В первой четверти XIX в. начинается история русского водеви­ля, который развивался от переделок и подражаний французским образцам к созданию ярких оригинальных произведений. О попу­лярности этого жанра свидетельствует сам круг наиболее извест­ных водевильных авторов (Хмельницкий, Шаховский, Грибоедов, Вяземский).

Создание первых оперных спектаклей на национальную тема­тику связано с именем К. А. Кавоса - итальянца по происхождению, большую часть жизни прожившего в России (1799-1840).

Героико-патриотическая тематика опер Кавоса («Князь-невидимка» -1805, «Илья-богатырь» - 1807, «Иван Сусанин» - 1815) способ­ствовала становлению русского оперного театра. С 1832 г. до конца жизни он являлся «директором музыки» императорских театров.

Среди самых замечательных явлений тогдашней театральной жизни следует назвать балеты выдающегося французского танцов­щика и балетмейстера Шарля Дидло, который в 1804 г. был при­глашен в Петербург, где в качестве руководителя театральной шко­лы прослужил до 1931 г., поставив около 40 балетных спектаклей « Кавказский пленник» Пушкина, «Зефир и Флора» Кавоса и др.).

Среди его учеников была прославленная балерина Авдотья Истомина (1799-1848), владевшая искусством выразительной пантомимы и виртуозной техникой танца. Это ее воспел Пушкин в «Евгении Онегине». В творчестве Истоминой воплотились черты, предвещавшие начало расцвета русского балетного романтизма.

Во второй четверти XIX и. столичная театральная жизнь резко изменились Цензурным уставом 1826 г. окончательно закреплялась двойная цензура драматических произведений и законодательно оформлялась монополия казенных театров в Петербурге. Дирек­ция петербургских театров была подчинена министру двора.

В лучшем положении оказались московские театры. До 1842 г. они обладали относительной самостоятельностью. В отличие от театров столицы Российской империи, которые носили официаль­но-парадный характер, в московских театрах были сильны демо­кратические традиции.

Во второй четверти XIX в. атмосфера зрительного зала измени­лась. Вокруг театра уже не было того кипения общественных стра­стей, как в преддекабристский период. Постепенно менялся и ре­пертуар. Главным жанром второй половины 20—30-х гг. стали ро­мантическая мелодрама и водевиль.

Переводные романтические мелодрамы, завоевавшие русскую сцену в условиях политической реакции, уводили читателей от воп­росов социальной действительности в абстрактный мир с вымышлен­ными эмоциональными конфликтами. Вслед за ними появились оте­чественные пьесы этого жанра (Н.А. Шаховской, Н.А. Полевой, Н.В. Кукольник), написанные в духе идей официальной народности.

Пьесе Н.В. Кукольника (1809-1868) «Рука всевышнего Отече­ство спасла» (1834) на тему смутного времени, ставшей антитезой трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1831), была дана «высо­чайшая аудиенция». Тот же ура-патриотический характер был при­сущ и другим пьесам Кукольника («Князь Михайло Васильевич Скопин-Шуйский», «Князь Даниил Холмский» и др.). У Куколь­ника были свои последователи - В. Зотов, А. Висковатов и др. Рез­кую оценку этому направлению русской драматургии дал молодой И.С. Тургенев: «Произведения этой школы, проникнутые самоуве­ренностью, доходившей до самохвальства, посвященные возвели­чиванию России во что бы то не стало, в своей сущности не имели ничего русского: это были какие-то пространные декорации, хло­потливо и небрежно воздвигнутые патриотами» не знавшими своей родины. Все это гремело, кичилось, все это считало себя достой­ным украшением великого государства и великого народа, а час падения приближался».

В середине 30-х гг. над всеми другими жанрами решительно во­зобладал водевиль. Из 48 русских пьес, поставленных на русской сцене в 1835 г., 24 были водевили. Авторы водевилей (Ф.А. Кони, В.А. Соллогуб, П.А, Каратыгин, Д.Т. Ленский и др.) стремились сюжетно приблизить их к русской сцене. Комические представле­ния с куплетами и музыкой чрезвычайно нравились рядовому зри­телю. Правительство всячески стимулировало развитие откровен­но развлекательной драматургии, содержание которой ограничено бесхитростными житейскими недоразумениями.

 

 

Известным всему петербургу ревностным поклонником водевилей был сам Николай I. С 40-х гг. в водевиле росли реалистические черты. Даже являясь переделками иностранных пьес, поздние водевили порой достовер­но воссоздавали русский быт, нравы и характеры. Самый лучший пример - водевиль Д.Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин или про­винциальная дебютантка» (1840), до сих нор не сходит со сцены отечественных театров.

 

2)Утверждение реализма (Творчество А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева)

Утверждение реализма на русской сцене связано с драматурги­ческим творчеством А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Премьера грибоедовской комедии «Горе от ума» состоялась на сце­не Большого театра в Петербурге (1831). В условиях спада обще­ственного движения, переосмысления передовой частью дворянства идейного наследия декабризма, эта постановка успеха не имела. Но пророческими для сценической судьбы пьесы оказались слова А. Бе­стужева: «Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных».

Первое представление в Александрийском театре комедии Н.В. Гоголя «Ревизор напротив, вызвало бурную общественную реакцию.

От запрещения спасло пьесу лишь то, что к ней благосклонно отнесся Николай I, который, посмотрев спектакль, сказал, что в комедии «воем досталось», а ему больше всех.

В начале 40-х гт. на столичных сценах была поставлена еще одна известная комедия Гоголя - «Женитьба».

Драматургические произведения А.С. Пушкина, наполненные глубоким социально-психологическим содержанием, носили про­граммный характер для всей русской реалистической драматургии. Однако их сценическая судьба при жизни Пушкина практически не состоялась. «Борис Годунов» для постановки на сцене был зап­рещен цензурой. При жизни Пушкина бала поставлена только тра­гедия «Моцарт и Сальери». В день похорон Пушкина (1 февраля 1837 г.) должна была состояться премьера «Скупого рыцаря», но во избежание демонстрации ее заменили водевилем.

В конце 40-х гг. реалистическое направление русской сцены было связано с творчеством молодого И.С. Тургенева, который особенно активно в эту пору работал в области драматургии. Его пьесы были поставлены на сценах московских и петербургских театров («Холо­стяк», «Завтрак у предводителя») и имели успех у зрителей.

Русский театре начала XIX в. широко и многосторонне обращал­ся к зарубежной классической литературе. Ставились пьесы Шекс­пира, Шиллера, Мольера, Бомарше, Гольдони.

К сожалению, каран­даш цензора постоянно вычеркивал из текста наиболее крамольные места (особенно «страдали» свободолюбивые драмы Шиллера), а пе­реводчики не только искажали смысл, но и часто меняли жанр пьесы.

 

3)Актерское искусство (В.А. Каратыгин, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов, П.С. Мочалов, М.С. Щепкин)

В актерском искусстве второй четверти XIX в. сложились разные школы. Главой петербургской школы был ведущий актер Александ­рийского театра В.А.Каратыгина, который являясь актером роман­тического плана, был своеобразным символом официально-парадного театра северной столицы. С его именем связана постановка в Алек­сандрийском театре верноподданических пьес Кукольника, Полевого и т.д. Утверждая принципы «искусства представления», Каратыгин стремился, прежде всего, к тому, чтобы донести до зрителя внешний рисунок роли. Последователями Каратыгина были известные акте­ры Александринки A.M. Максимов, Л.Л. Леонидов, В.В. Самойлов.

Прямой противоположностью Каратыгину являлся замечательный актер Малого театра П.С. Мочалов, представлявший романтическую традицию актерского искусства. Мочалов прославился игрой в пьесах Шиллера и Шекспира и заслужил у современников
имя «русского Гамлета». Яркие романтические образы, создаваемые Мочаловым, привлекали симпатии тех, кому было душно в николаевской России.              j

Истинным реформатором актерского искусства - основополож­ником реалистической традиции - стал М.С. Щепкин (1786-1863). Выходец из крепостных, он стал идейным организатором Малого театра. Здесь Щепкин создал свои замечательные реалистические образы (Фамусов в «Горе от ума», городничий в «Ревизоре», барон в «Скупом рыцаре» и т.д.) и стал учителем последующих актерс­ких поколений. Казенный Малый театр вошел в историю русской культуры как «Дом Щепкина».

Сценическая реформа Щепкина заключалась в утверждении принципов «искусства переживания». Актер, говорил он, должен не копировать жизнь, а перевоплощаться в создаваемый образ. По словам Герцена Щепкин «первым стал не театрален на театре». Гла­ва московской сцены был тесно связан с великими писателями и существенными деятелями (Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Гер­ценом, Белинским). В условиях николаевского режима, нарастаю­щих цензурных гонений на литературу и периодику, подмостки Малого театра сделались местом выражения вкусов, стремлений и идеалов передовой части московской публики. Уже в первый пе­риод своей деятельности Малый театр начал обретать славу второ­го московского университета.

 

 

2



 

5



Информация о работе Театр в первой половине XIX в