Аграрная политика в системе общественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:21, реферат

Описание

Под термином «политика» (от греч. Politika - государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики - обретение, удержание и использование государственной власти. Государству как управляющей системе общества принадлежит решающая роль в определении приоритетов, целей и задач общественного развития, а также в разработке и реализации системы конкретных мер по их достижению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
Аграрная политика как составная часть экономической политики….2
Предмет и методы аграрной политики………………………………......4
Группы интересов в аграрной политике…………….………………….5
Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики…..7
Заключение……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы………………………………………...12

Работа состоит из  1 файл

аграрная политика в системе общественных отношений.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Аграрная политика как составная часть экономической политики….2

 

  1. Предмет и методы аграрной политики………………………………......4

 

  1. Группы интересов в аграрной политике…………….………………….5

 

  1. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики…..7

 

Заключение……………………………………………………………………..11

Список использованной литературы………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под термином «политика» (от греч. Politika - государственные или  общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики - обретение, удержание и использование государственной власти. Государству как управляющей системе общества принадлежит решающая роль в определении приоритетов, целей и задач общественного развития, а также в разработке и реализации системы конкретных мер по их достижению. Различают внешнюю и внутреннюю политику, с помощью которых решается задача сохранения и упрощения существующей в государстве системы общественных отношений. Нормальное развитие общества возможно только на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности - политической, экономической, социальной и духовной. Экономике принадлежит исключительная роль в обеспечении жизни общества как сфере производства и воспроизводства, материальных благ. Экономическая жизнь общества развивается по специфическим законам, однако отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ в истории человечества всегда имели социально - политическую окраску. Это вынуждало государственную власть в той или иной степени вмешиваться в экономические процессы, осуществлять их корректировку и регулирование, то есть разрабатывать и осуществлять эко6омическую политику.

1. Аграрная политика как составная часть экономической политики

Экономическая политика - это поведение государства  в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный подходы. Позитивный подход служит базой для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению ситуации путем разработки соответствующих рецептов, политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения.

Сложность экономической  политики заключается в том, что  на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др.

В рамках каждой сферы экономическая политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства. Как показывает отечественный и мировой опыт, каждая подсистема в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и общественную жизнь в целом.

Экономическая политика государства призвана решать конкретные задачи:

- стимулировать макроэкономический рост и стабильность;

- создавать и поддерживать на должном уровне необходимую для нормального развития рынка инфраструктуру;

- корректировать равновесие рынка в тех ситуациях, когда механизм его саморегуляции дает «сбои».

Аграрная политика - составная часть экономической  и общей политики государства.

В экономической  литературе представлены два принципиальных подхода к пониманию сущности аграрной политики.

1. В узком  смысле слова под аграрной  политикой понимают систему целей  и мероприятий, направленных на  развитие аграрного сектора экономики.

2. В широком  смысле слова в аграрную политику  включают:

- политику развития аграрного сектора;

- продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения;

- агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства;

- внешнеторговую аграрную политику.

В этой связи аграрная политика может быть определена как совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.).

2. Предмет и методы аграрной политики

При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:

- отношения,  возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;

- спрос и  предложение на материально-технические  ресурсы, сельскохозяйственную продукцию,  сырье и продовольствие;

- состояние инфраструктуры рынка;

- соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

- соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

- развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;

- необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально - демографических и территориальных групп населения.

Предмет аграрной политики - это те стороны социально - экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики  и требуют для своего решения участия государства.

Методы аграрной политики - это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики  АПК.

Задачами государственного регулирования АПК являются:

- стабилизация и развитие агропромышленного производства;

- обеспечение продовольственной безопасности страны;

- формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- улучшение продовольственного обеспечения населения;

- поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

- сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

- защита отечественных товаропроизводителей.

По способу  функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия  на аграрную экономику.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.

Методы прямого  воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.

Методы косвенного воздействии проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики  решение, но создает предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.

3. Группы интересов в аграрной политике

Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых  и частных интересов.

Носители интересов - это отечественные товаропроизводители  и потребители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Они представляют собой достаточно сложную группу субъектов рыночных отношений, в которой возможны определенные противоречия.

Выразители  интересов также достаточно сложная  и противоречивая группа, включающая в себя политические партии, общественные и профессиональные объединения.

Группы выразителей  интересов не случайно называют группами давления. У них есть еще и третье наименование - лоббирующие организации.

Лоббизм-это  повсеместная мировая практика, которая, безусловно, нуждается в законодательном регулировании.

Лоббирующие организации, как правило, устанавливают тесные отношения с таким влиятельным  в общественном «классом», как государственная  бюрократия.

Бюрократия - это  слой служащих - профессионалов, принимающих  непосредственное участие в подготовке, реализации и контроле за ходом реализации решений, принимаемых начальствующим субъектом. Бюрократия - влиятельный слой общества.

Политики выступают первыми  в ряду субъектов, формирующих аграрную политику государства. Политики и бюрократия стремятся к поддержке агропродовольственного сектора в ожидании политических и общественных дивидендов.

Из общественно-политических организаций наиболее влиятельны в  сфере аграрной политике Агропромышленный союз в России, образованы в 1997 году по инициативе с мест на базе бывшего  Аграрного союза. Основная его цель - представление и защита интересов  сельских товаропроизводителей в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней, хозяйственных и общественных организациях.

В конце 80-х годов  была создана АККОР - Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Наряду с Агропромышленным союзом АККОР участвует в подписании ежегодных соглашений с Правительством.

В Российской Федерации  первым лоббистом интересов сельского  хозяйства в Правительстве перед  лицом Министерства финансов РФ и  Министерства экономического развития и торговли РФ выступает Министерство сельского хозяйства РФ. Оно борется за перераспределение бюджетных средств в пользу реализации своих отраслевых программ.

В 2002 году в нашей  стране насчитывалось свыше 45 отраслевых союзов АПК, 36 из которых входили в Ассоциацию союзов АПК России. Отличительной чертой отраслевых союзов АПК является то, что в них представлены в основном переработчики, пищевики и трейдеры.

Один из первых и наиболее удачных союзов - союз сахаропроизводителей России. Создан в 1996 году несколькими крупными сахарными торговцами и региональными ассоциациями сахарных заводов. Главную свою задачу Союз видит в установлении режима наибольшего благоприятствования переработчикам сахара России.

Другим крупным  и самым первым союзом производителей стал Российский зерновой союз, созданный в 1994 году. Союз осуществляет мониторинг рыночной конъюнктуры. Свою задачу он видит в оказании влияния на процесс регулирования зернового рынка в России.

В ноябре 1998 года создан Мясной союз России, объединивший мясоперерабатывающие предприятия, торговые компании на мясном рынке, Ветеринарную ассоциацию России и т.д. Общая численность Союза - 272 предприятия. Они представляют 72 региона страны. Союз имеет весьма обширные уставные цели.

В мае 2002 года Министерство сельского хозяйства РФ инициировало создание общероссийской общественной организации - Российское аграрное движение (РАД). Его цель - быть выразителем и защитником интересов миллионов тружеников села и агропромышленного комплекса. По мнению некоторых политиков, появление организации, созданной министерской номенклатурой, может привести к дестабилизации в аграрном движении.

4. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики

Аграрная политика как единое целое состоит из ряда взаимосвязанных частей, или структурных элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной и внешнеэкономической аграрной политики. Каждому структурному элементу аграрной политики соответствует свои объекты.

Представленные  объекты могут быть логически объединены в такое понятие, как «рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», существующий вне зависимости от того, реализуется определенная аграрная политика или нет. Воздействуя на различные группы участников рыночных отношений, государство влияет тем самым на рыночную ситуацию. Государство может поддерживать в качестве приоритетной отрасли как сельскохозяйственное производство, так и переработку или потребление.

Предприятия и  организации агропромышленного  комплекса - только часть объектов аграрной политики. Они обеспечивают производство ресурсов для села, производство и переработку сельскохозяйственной продукции.

Основным объектом государственной поддержки выступает, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель. Однако и другие объекты, например малообеспеченные слои населения, не остаются без должного внимания.

В России исключительной заботой государства является обеспечение  продовольствием населения районов, находящихся в зонах вечной мерзлоты и Крайнего Севера. На данных территориях сельскохозяйственное производство практически невозможно либо имеет ограниченные перспективы. Завоз продовольствия на коммерческой основе порой крайне дорогостоящ и не выгоден для бизнеса, поэтому государству приходится решать эту проблему.

Информация о работе Аграрная политика в системе общественных отношений