Классификация регионов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:18, доклад

Описание

Цель доклада: рассмотреть и проанализировать основные классификации регионов.
Задачи доклада:
· рассмотреть критерии, на основе которых производится классификация регионов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….2
Глава 1 Критерии, на основе которых производится классификация регионов………………............................................................................................................3
Глава 2 Современная классификация регионов Российской Федерации……………………………………………………………………………………………………………………5
Глава 3 Современные классификации, наиболее часто используемые в зарубежных научных исследованиях…………………………………………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………12
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 32.62 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………….2

  1. Глава 1 Критерии, на основе которых производится классификация регионов………………............................................................................................................3
  2. Глава 2 Современная классификация регионов Российской Федерации……………………………………………………………………………………………………………………5
  3. Глава 3 Современные классификации, наиболее часто используемые в зарубежных научных исследованиях…………………………………………………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………12

Список использованной литературы…………………………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Регион –  это часть территории с более  или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.

На данный момент не существует единого определения  региона, но не возникает сомнений, что регион - это важная единица  в изучении, как всей экономики  страны, так и изучении мировой  экономики.

Обилие походов  к определению региона, его функций, методам регионализации породило чрезвычайную пестроту в области классификации  регионов.

Цель доклада: рассмотреть и проанализировать основные классификации регионов.

Задачи доклада:

· рассмотреть  критерии, на основе которых производится классификация регионов;

· рассмотреть  процедуру идентификации регионов;

· рассмотреть  современные основные классификации  регионов;

· определить наиболее приемлемую классификацию  регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Критерии, на основе которых производится классификация регионов.

В разных учебниках  по региональной экономике могут  встретится различные критерии классификаций  регионов.

Чаще всего  в основу классификации кладутся следующие критерии: уровень экономического развития; темпы экономического развития регионов; тип территориальной структуры  хозяйства (узловой и гомогенный регионы); коэффициент плотности  населения; темпы прироста населения; характер и коэффициент производственной специализации и др.

Терминология  региональных классификаций, используемая в индустриально развитых странах  Запада несравненно богаче. Здесь, в  частности, выделяют:

- депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

- стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

- пионерные регионы или регионы нового освоения (в развивающихся странах роль таких регионов несколько иная);

- микрорегионы или первичные экономические регионы, при дальнейшем дроблении которых их признаки теряются;

- экономические регионы первого порядка (или генеральные), то есть регионы высшего порядка, образующие схемы регионального макроделения страны;

- программные (плановые) регионы - регионы, на которые распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами единой сетки;

- уникальные (проблемные и проектные) регионы, выделяемые также в развивающихся странах, и связанные с реализацией крупных новостроек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные) и др.

В современной  России в связи с продолжающимся кризисом особое значение получают проблемные регионы.  Среди них обычно выделяют:

-  Слаборазвитые:  Северный Кавказ, Марий Эл, Алтай,  Тува, Псковская и Астраханская  области.

- Депрессивные: Северо-запад, Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский.

-  Приграничные: Калининградская область, Приморский  край, Северный Кавказ.

-  Экологически  опасные: Мурманская область,  Поволжье, Урал, Кузбас, побережье Каспийского  моря.

Процедура идентификации  регионов

Основной  проблемой в этой связи считается  определение географических границ и типов регионов.

Критерии, лежащие  в основе выделения того или иного  региона связаны с поиском  однородности и различий.

Процедуру идентификации  регионов можно свести к трем этапам.

  1. Определение критериев. Составляется список интересующих критериев, на основе которых будут выделены регионы. Каждый элемент списка должен быть четко охарактеризован во избежание неоднозначности и искажения результатов в зависимости от характеристик исследуемой территории и используемой информации.
  2. Измерение степени связанности (ассоциации). После выделения критериев, необходимо выяснить в каких сочетаниях они встречаются. Для этого при помощи соответствующих статистических и эконометрических процедур измеряют степень их ассоциации. Собственно выделение регионов и их границ на основе полученных данных.
  3. Создание классификаций. Субъекты РФ, формируя региональное законодательство, конкретизируют определенные его направления в едином русле федерального законодательства. Правовое поле для такой деятельности весьма широкое: устав (конституция), законы, распоряжения губернатора, постановления администрации (правительства), правовые акты законодательного собрания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Современная классификация регионов Российской Федерации

Можно выделить следующие наиболее острые экономические  проблемы административно-территориального районирования:

1. Регионы  резко различаются по территории, численности населения, экономическому  потенциалу, но тем не менее,  принадлежат одному уровню государственного  районирования, поскольку имеют  одинаковый политико-административный  статус субъекта федерации. 

2. Спецификой  России является районирование  на основе двух критериев. Первый - это административно-территориальное  деление (города федерального  значения, области, края). Второй - национально-территориальное  деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения  является причиной различных  конфликтов и противоречий.

3. Другой  важной особенностью территориального  деления страны является совпадение  территорий субъектов, т.е. одни  субъекты федерации входят в  состав других.

 Субъекты  федерации делятся на более  мелкие административно-территориальные  образования (административные районы, города, городские районы, поселки  городского типа, сельские администрации). В настоящий момент в России  насчитывается 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального  значения, 1 автономная область, 10 автономных  округов, 1867 районов, 1091 город, 329 городских  районов, 1922 поселка городского типа, 24 444 сельские администрации (включая  сельсоветы, волости, сельские округа  и органы самоуправления).

В настоящее  время территория России разделена  на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится  только Калининградская область.

 Регионы  данного типа являются объектами  статистического наблюдения,  экономического  анализа, прогнозирования и частичного  государственного регулирования  в форме координации. 

 Наряду  с экономическими районами, для  стратегического анализа и прогнозирования  применяется деление России на  две макроэкономические зоны: Запад  (Европейская часть и Урал) и  Восток (Сибирь и Дальний Восток). Кроме того в экономических  исследованиях используются укрупненные  экономические районы (примерно 5-8), а также смешанные схемы объединения  экономических районов, например, выделение европейского ядра  и периферийных северных, южных  и восточных регионов.

 Таким  образом, общее экономическое  районирование - это не механическое  деление территории. Оно должно  проводиться на основе научной  методологии и содействовать  совершенствованию территориального  разделения труда, повышении эффективности  национального рынка.

И так, классификация  регионов России осуществляется по следующим  признакам:

1. Геополитическому, который, как правило, совпадает с экономическими районами страны. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается восемь экономических районов, совпадающих с региональными и межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия:

1. Дальневосточная ассоциация (Хабаровский, Приморский края, Амурская, Магаданская, Камчатская, Сахалинская, Читинская области, Бурятия, Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ);

2. Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» (республики: Алтай, Хакасия, Тува, автономные округа: Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бу-рятский, Таймырский, Эвенкийский, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, края: Алтайский, Красноярский, области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская, Читинская);

3. Уральская региональная ассоциация (республики: Башкирия, Удмуртия, области: Курганская, Оренбургская, Пермская, Челябинская, Тюменская и Свердловская);

4. Ассоциация  «Северо-Запад» (республика Коми, Карелия, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области, Санкт-Петербург);

5. Ассоциация  сотрудничества республик, краев  и областей Северного Кавказа  (республики: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северо-Осетинская, Краснодарский и Ставропольский  края, Ростовская область);

6. Ассоциация  «Черноземье» (Белгородская, Воронежская,  Курская, Липецкая, Орловская, Тамбовская области);

7. Ассоциация  «Большая Волга» (республики: Татарстан,  Чувашия, Марий Эл, Мордовия, Калмыкия, области: Астраханская, Волгоградская,  Нижегородская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Пензенская);

8. Ассоциация  «Центральная Россия» (Московская, Калужская, Рязанская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская  области).

2.Административно-территориальный  признак классификации регионов в настоящее время особенно распространен в РФ. Правительство Российской Федерации взаимодействует в основном с субъектами РФ, которые и являются административно-территориальными единицами России. В настоящее время их насчитывается 83. Административно-территориальное построение Российской Федерации страдает существенными недостатками, одним из которых является его асимметрия.

3.Отсталость регионов.

1) расположенные  в неблагоприятных природно-климатических  условиях и в этой связи  являющихся традиционно-отсталыми:  республики – Ингушская, Калмыкия-Хальмг  Тангч; Тува; Еврейская автономная  область; автономные округа: Агинский  Бурятский, Коми-Пермятский, Корякский,  Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский  Бурятский, Эвенкийский; 

2) расположенные  в благоприятных природно-климатических  условиях: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия.

 Депрессивные  регионы: республики – Бурятия,  Чувашская, Удмурдская; Алтайский  и Хабаровский края; Амурская, Архангельская,  Ивановская, Кировская, Курганская, Читинская области. 

Так же к регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которых осуществляются общегосударственные целевые программы. Например, это программа развития Дальнего востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 Особенностью  рассматриваемого вида экономического  районирования состоит в том,  что оно не является сплошным, непрерывным. Т.е. выделяемые проблемные  регионы не покрывают всю территорию  страны.

Интернационализация и глобализация экономики приводят к определенной унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных или трансгосударственных регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках европейского союза.

 Статистическое  бюро ЕС (евростат) применяет многоуровнее  территориальное деление. Территориальная единица называется НАТС (nats - nomenclature of Territorial Units for Statistics). Регионы первого ранга - (НАТС- 1) - это субъекты федерации, автономные образования, крупные регионы (всего 77 регионов в 15 странах). Регионы второго ранга (НАТС - 2) - провинции, департаменты, правительственные округа (всего 206). Регионы третьего ранга (НАТС - 3) - графства, префектуры и т.п. (всего 1031). Кроме того, в Европе образуются так называемые еврорегионы, включающие территории сопредельных государств. Например, еврорегион "Сарлотлюкс" включает Саар (ФРГ), Лотарингию (Франция) и государство Люксембург. В еврорегион "Нейсе" входят ряд восточных земель ФРГ, западные воеводства Польши и западные округа Чехии (все они расположены вдоль реки Нейсе). Еврорегионы имеют свои органы управления и права, частично выходящие за рамки юриспруденции государств, особенно в ЕС.

 Приграничные  регионы России также вовлекаются  в процесс формирования транснациональных  регионов. Этот феномен наблюдается  на границах с Финляндией, Белоруссией,  Украиной, Казахстаном, где трансграничные  регионы объединены в ассоциации  сотрудничества.

Информация о работе Классификация регионов РФ