Развитие и размещение трубопроводного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание

Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Развитие трубопроводного транспорта России……………………………………..5
Первоначальное развитие трубопроводного транспорта………………..5
1.2 Трубопроводный транспорт в начале ХХ века……………………………7
2. Развитие и управление трубопроводного транспорта…………………………….10
2.1. Современные планы развития…………………………………………..10
2.2. Государственное управление……………………………………………13
3. Анализ основных угроз в трубопроводном транспорте………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………………………..25
Приложение 1………………………………………………………………………………...26
Приложение 2………………………………………………………………………………...27
Приложение 3………………………………………………………………………………...28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа № 3 6 курс Развитие и размещение трубопроводного транспорта России.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, уже на этапе анализа угроз возникает  множество неопределенностей, условностей, допущений. Отсюда следует, что при  разработке стратегии безопасности необходимо учитывать вероятностный характер реализации угроз. Надо сказать, что в некоторых публикациях последних лет освещен ряд подходов к классификации и оценке возможных угроз - как на концептуальном уровне, так и на примере конкретных объектов. В том числе с использованием математических методов.

Тем не менее, математическая оценка вероятностного характера угроз  еще не достаточно широко используется в проектировании систем защиты объектов, и необходимость ее упоминается  лишь в незначительном числе работ. И это несмотря на то, что соответствующий математический аппарат для подобных расчетов достаточно разработан. При систематизации целесообразно использовать следующие признаки, встречающиеся в наиболее известных классификациях: виды угроз, их объекты - направления, субъекты - источники, методы и средства защиты от них. По видам угрозы чаще всего подразделяют на два основных класса: 1) естественные (объективные) и 2) искусственные (субъективные). Для трубопроводного транспорта важны оба класса.

Естественные угрозы вызываются стихийными природными явлениями (землетрясения, наводнения, ураганы). Искусственные угрозы вызваны деятельностью человека. Они могут иметь непреднамеренный или, наоборот, преднамеренный характер. Непреднамеренные (непредумышленные) угрозы, вызванные ошибками, например, в проектировании трубопроводов или в их эксплуатации. Субъектов таких угроз принято называть нарушителями. Их недостаточная квалификация или нарушение ими должностных инструкций могут вызвать следующие проявления непреднамеренных угроз:

  • травмы и гибель людей;
  • повреждение оборудования, транспортных систем, каналов жизнеобеспечения;
  • нерациональное изменение технологий;
  • нерегламентированное использование технических средств, документов, компьютерных программ;
  • разглашение конфиденциальной информации;
  • некомпетентное использование, настройка или неправомерное отключение средств защиты персоналом;
  • ущерб окружающей среде.

Субъектов преднамеренных (умышленных) угроз называют злоумышленниками, и эти угрозы вызываются их корыстными устремлениями (терроризмом, забастовками, хищениями, кражами). К проявлениям умышленных угроз также относят травмы и гибель людей. Кроме того, они могут вызвать:

  • физическое разрушение объекта или отдельных его элементов в результате терроризма, хулиганства, вандализма;
  • отключение или вывод из строя систем жизнеобеспечения объекта вследствие тех же причин;
  • действия по дезорганизации функционирования объекта (забастовки, саботаж, диверсия);
  • хищение материальных ценностей;
  • съем транспортируемого продукта путем негласной установки специальных технических средств.

Преднамеренные угрозы классифицируются как "бесконтактные" и "контактные". В свою очередь, "контактные" делятся на две  группы: без изменения структуры  объекта защиты и с ее изменением. А "бесконтактные", в зависимости  от их проявления в различных зонах, представлены как: внешние из неконтролируемой зоны (территория объекта, на которой применяются средства и не проводятся мероприятия, связанные с защитой объекта); из зоны контролируемой территории (территория вокруг объекта, которая непрерывно контролируется); из зон технического осмотра (территория, где периодически появляются специалисты транспортной компании) и служебных помещений.

К числу преднамеренных бесконтактных угроз можно отнести  утечку транспортируемого продукта за счет повреждения оборудования. Перечисленные угрозы по отношению к защищаемому объекту также могут быть внешними и внутренними. Например, выброс продуктов транспортировки даже далеко за территорией объекта трубопроводного транспорта может, тем не менее, нанести ущерб не только ему, но и окружающим объектам. В случаях, когда источник внешней угрозы установить затруднительно, ее относят к стихийным бедствиям. В этой связи может быть предложена общая классификация видов и субъектов умышленных угроз.

Учитывая, что сами угрозы не являются равнозначными по последствиям проявлений, то есть их значимость определяется возможными последствиями, целесообразна классификация и по степени важности. Объекты - направления угроз безопасности различаются относительно его:

  • партнеров и персонала;
  • процесса функционирования;
  • активов (угроз имуществу);
  • информационных ресурсов.

 

Таблица 7 Классификация  угроз по видам и субъектам 

В классификации по объектам угроз особое значение в решении  задачи исследования имеют угрозы имуществу. Здесь может быть использована классификация умышленных угроз имуществу, отвечающая требованиям безопасности трубопроводного транспорта.

Приведенная классификация  угроз имуществу применима и  для других объектов защиты, так  как она позволяет адекватно дифференцировать по этим объектам сами угрозы и их источники. В классификации угроз безопасности имущества по субъектам-источникам они могут подразделяться на три группы: антропогенные, техногенные и стихийные.

Группа антропогенных  источников угроз представлена:

  • криминальными структурами, рецидивистами и потенциальными преступниками;
  • недобросовестными партнерами и конкурентами;
  • персоналом компании.

 

В свою очередь, злоумышленные  действия персонала предприятия  можно разделить на четыре категории:

а) Прерывание - прекращение переработки продуктов, например вследствие разрушения специализированного оборудования. Такого рода действия могут иметь серьезные последствия для безопасности деятельности компании, даже если сами продукты не подвергнется серьезным воздействиям;

б) Кража - откачка или  ухудшение характеристик продуктов, снижение давления в трубопроводах  с целью получения излишков, которые  могут быть использованы против интересов  владельца (собственника) продукта;

в) Модификация продукта - внесение примесей и несанкционированных компонентов в продукты, направленных на причинение ущерба владельцу (собственнику) продукта;

г) Разрушение продукта - необратимое изменение качества продукта, приводящее к невозможности  его использования.

К техногенным источникам угроз относятся некачественные технические средства переработки продукции, нарушение технологий переработки и транспортировки продуктов, средства связи, охраны, сигнализации, другие технические средства, применяемые в компании, а также глобальные техногенные угрозы (опасные производства, сети энерго-, водоснабжения, транспорт).

Разумеется, предложенные классификации не исчерпывают всей сложности проблемы распознавания  угроз безопасности компаний трубопроводного  транспорта. В связи с этим представляется целесообразным использовать разработанные классификации применительно к каждой из них по специальной схеме идентификации угроз, в которой учитывались бы специфические особенности того или иного объекта защиты.

Так, основные классификационные  составляющие (признаки) угроз могут быть отображены осями трехмерного пространства: X - виды угроз безопасности, Y - объекты защиты, Z - средства и методы защиты. Откладывая на каждой из осей соответствующее данному периоду число позиций, определенных по экспертным оценкам (или из теоретических, прогнозных, аналитических значений), получим ограниченную область (объем) потребностей безопасности. Координате каждой точки этой области могут быть сопоставлены соответствующие формализованные особенности конкретного подлежащего защите объекта и выбраны те составляющие, которые и определят структуру потребностей безопасности этого объекта, а, следовательно, в своей совокупности и стратегию безопасности, обслуживающую эти потребности. Графически область потребностей безопасности может быть представлена в виде следующей трехмерной модели.

Предложенная графическая  интерпретация безопасности позволяет  для каждого защищаемого объекта  выявить допустимое сочетание вероятных  угроз, средств и методов защиты от них, а также объем средств и вероятность потерь от реализации угрозы. Выявленным сочетаниям может быть поставлен в соответствие определенный комплекс мер безопасности объекта. В частности, если существует угроза насильственного проникновения в хранилище продуктов на территории компании, то должны быть задействованы инженерная защита здания хранилища, охрана и контроль прилегающей территории.

Соответственно для  реализации этих мер, система безопасности должна быть укомплектована специальными средствами и персоналом, способными осуществить запланированный комплекс защитных мер. Планирование комплекса мар осуществляется на этапе технико-экономического обоснования, являющего неотъемлемой частью стратегии безопасности трубопроводного транспорта.

Выявление в таком  технико-экономическом обосновании допустимого сочетания различного вида угроз, комплекса защитных средств и методов будет предопределяться оценкой последствий для предприятия проявления этих угроз. В соответствии с разработанной моделью выделим ее основные элементы по следующим группам:

  • экономические;
  • политические;
  • экологические;
  • социальные.

 

По нашему мнению, наиболее важными угрозами для трубопроводного  транспорта в настоящее время  являются:

Экономические:

  • увеличение затрат на ремонты в связи с износом оборудования;
  • потеря выручки в связи с перебоями в трубопроводах;
  • изменение тарифов;

Политические:

  • принятие решения о ликвидации монопольного положения на рынке основных трубопроводных компаний;
  • изменение взаимоотношений с сопредельными государствами;

Экологические:

  • разрывы трубопроводов и нарушение экологического баланса;
  • переход на альтернативные источники энергии;
  • изменение требований к составу мероприятий по профилактике отказов.

Социальные:

основные социальные угрозы вытекают из экологических, это  недовольство населения потенциальными авариями и экологическими катастрофами, возможные выплаты пострадавшим, необходимость эвакуации или  временного отселения людей в  случае экологической опасности.

Необходимо отметить, что все указанные угрозы так  или иначе влияют на экономику  трубопроводного транспорта и на соотношение "затраты - ущерб" при  управлении безопасностью. В этой связи  целесообразно таким образом  формировать программу управления, чтобы затраты на обеспечение безопасности были адекватны потенциальным угрозам. Подобная ситуация предопределяет необходимость оценки вероятности реализации угрозы. Совокупность вероятностей является основой построения стратегии экономической безопасности трубопроводного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Учитывая вышеизложенное, можно сформулировать вывод, что главной трубопроводной целью России является увеличение объемов перекачки нефтепродуктов. Для реализации главной цели необходимо после завершения реконструкции продуктопровода.

В курсовой работе учтены следующие проблемы в области эксплуатации трубопроводного транспорта:

1. Происходит  отставание по диагностике старых  трубопроводов. Если современные  газо- и нефтепроводы могут отслеживаться новыми современными методами (запускается снаряд, который проходит через всю трубу и проводит дефектоскопию), то старые трубопроводы диагностируются только методом шурфования, остановки и сверления. Новым методом определения технического состояния трубопроводов является бесконтактный магнитометрический метод, основанный на выявлении местоположения дефектов металла за счет регистрации изменения магнитной проницаемости трубопровода при изменении напряжений, вызванных механическими нагрузками или структурными изменениями металла (внутренняя и наружная коррозия, провисы, оползневые нагрузки и т.д.). Эффективность выявления дефектов металла при этом сопоставима с аналогичным показателем внутритрубной дефектоскопии и составляет не менее 70%. Стоимость диагностических работ в 2 - 3 раза ниже, чем при традиционных методах (внутритрубной дефектоскопии, акустико-эмиссионном).

2. Существует  задача вывода трубопроводов,  исторически проходящих через  населенные пункты.

3. Надежно перемещать различные газы и жидкости в разных условиях. Данным целям успешно удовлетворяют металлы, чаще всего - сплавы железа.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Яньшин Б.И. Гидродинамические характеристики затворов и элементов трубопроводов. Конфузоры, диффузоры и затворы 1965. Твердый переплет. 260 с

2. Баясанов Д.Б., Ионин А.А. Распределительные системы газоснабжения 1977. Твердый переплет. 408 с.

3. Кириллов В.С. Справочник инженера-дорожника. Строительство мостов и труб

Информация о работе Развитие и размещение трубопроводного транспорта России