История горного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:32, контрольная работа

Описание

Деятельность по добыче и последующей обработке полезных ископаемых развивалась в России достаточно динамично, однако лишь в средние века в нашем государстве одновременно со странами феодальной Европы начинает формироваться законодательство, регулирующее отношения недропользования.

Содержание

Введение………………………………………………………….. ……3
Этапы развития горного права в России…………………………….4
Заключение…………………………………………………………….10
Список использованной литературы………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

История горного права.DOCX

— 24.46 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………………………………………………………….. ……3

Этапы развития горного права  в России…………………………….4

Заключение…………………………………………………………….10

Список использованной литературы………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право как юридическая  категория является инструментом регулирования  определенных видов общественных отношений, возникающих в определенной сфере  жизни общества между людьми и  их общностями.

Каждый вид отношений  регулируют нормы определенной отрасли  права, совокупность которых образует систему права.

Горное право - это одно из отраслей права!

Предметом отрасли права является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами права.

В Горном праве такими правоотношениями являются отношения между государством и пользователем недр в процессе использования пользователем полезных свойств (ресурсов) недр.

История правового регулирования  пользования недрами на территории Российского государства уходит глубоко в историю, но при этом оно возникает значительно позднее, чем горный промысел и горное производство.

Деятельность по добыче и  последующей обработке полезных ископаемых развивалась в России достаточно динамично, однако лишь в  средние века в нашем государстве  одновременно со странами феодальной Европы начинает формироваться законодательство, регулирующее отношения недропользования.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы развития горного права в  России

Историю развития горного права в России можно подразделить на 3 этапа, каждый их которых соответствует периоду действия определенного законодательного акта.

  1. Горное право периода Российской Империи (1700-1917гг.).

Этому времени соответствует  действие первых указов о горном праве, таких как указ "Об учреждении приказа Рудокопных дел", а также  Горного Устава Российской Империи. Формально он начинается с 1700 года и  заканчивается в 1917 году.

  1. Горное право СССР и РСФСР (1920-1992гг.).

В этот период были приняты  Декрет "О недрах земли", Горное положение СССР в 1927 г и "основы законодательства СССР и Союзных Республик о недрах".

  1. Современное законодательство о недрах (начиная с 1992г).

Берет начало с принятия Закона РФ "О недрах" и идёт по настоящее  время.

 

Горное право периода Российской Империи (1700-1917гг.).

24 августа 1700 года - издан именной указ "Об утверждении Приказа Рудокопных Дел". С этой даты начинается трехсотлетняя история развития Горного права в России. Именным указом Петра I "Об утверждении Приказа Рудокопных Дел", в России было установлено централизованное управление рудосыскными делами.

10 декабря 1719 г - издана Берг Привилегии Петра I "Об учреждении Берг Коллегии и о свободе рудосыскного предпринимательства".

  1. Берг Привилегией устанавливалось централизованное управление поисками, разведкой, добычей полезных ископаемых.
  2. Провозглашалась горная регалия, т.е. исключительная гос. собственность на недра, и горная свобода, которая подразумевала права первооткрывателя месторождения на его разработку.
  3. Стремление власти максимально оперативно вовлечь в эксплуатацию открытые месторождения полезных ископаемых нашло свое воплощение в принципе равного доступа к открытому месторождению вне зависимости обладания правом собственности на земельный участок.
  4. Нормами Берг-Привилегии регламентировался порядок получения государственных разрешений на строительство рудоперерабатывающих заводов.
  5. Берг - Привилегией предусматривались значительные субсидии и различного вида льготы за обнаружение месторождения полезного ископаемого.
  6. Устанавливалось приоритетное право государства на покупку золота, серебра, меди и селитры.
  7. Нормами Берг - Привилегии определялись предельные размеры участков недр предоставляемых в пользование.
  8. Устанавливаются санкции за не объявление об обнаружении полезного ископаемого. Лица, не объявившие о своей находке, приравнивались к "врагам общенародной пользы", лишались всего имущества, подвергались телесным наказаниям, вплоть до смертной казни.

1832 год - первая публикация основ Горного законодательства России - "Свобода учреждений и уставов горного управления". Это первое официальное издание Устава горного Российской Империи.

Устав горный позволял регулировать как непосредственно отношения  недропользования, так и отношения, связанные с функционированием  горного производства, наймом и увольнением  чиновников горного ведомства, их пенсионным обеспечением, надзором и контролем  за соблюдением общественного порядка и безопасности на горных заводах и промыслах, взиманием налогов и сборов и др.

В Уставе Горном была произведена дифференциация правового регулирования в зависимости от вида полезного ископаемого. Были закреплены специальные нормы, призванные регулировать отношения, возникающие в связи с использованием:

  • Золота и платины;
  • Нефтяных источников и углеводородных газов;
  • Драгоценных и цветных камней;
  • Янтаря;
  • Каменного угля и антрацита;
  • Соляных источников и вод.

Отдельными положениями  регулировались отношения по использованию  полезных ископаемых на дне морей  и озёр.

Дифференциация позволила заложить основы, как для развития специального законодательства, так и для функционирования соответствующих добывающих отраслей.

Дальнейшее развитие Российского  горного законодательства шло по пути объединения в одном кодифицированном акте правовых норм, регулирующих не только отношения недропользования (понимая  под этим процесс геологического изучения, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых), но и отношения  по переработке полезных ископаемых.

Наиболее существенными недостатками Устава горного являются:

  • Отнесение его к Гражданским законам, при наличии императивных норм и предписаний;
  • Исторически сложившееся объединение права собственности на землю с правом собственности на недра.

Горное право СССР и РСФСР (1920-1992гг.).

1917г - принят один из первых декретов - Декрет "О земле" (принятый на 2 Всероссийском Съезде Советов). Декретом было установлено, что земли и леса изымались из чьей-либо собственности и поступались в собственность всего народа.

1918 г. - принят Декрет "О социализации земли", в котором определялось, что "всякая собственность на землю, недра, воду и живые силы природы…отменяется навсегда".

1920 г. - принят Декрет "О недрах земли", состоявший из 8 пунктов. В нем устанавливалось, что отменяется "…право собственности на поверхность земли и ее недра…".

1923 г. - принято "Положение о недрах и их разработке".

1927 г. - утверждено Горное положение СССР

Горным положением СССР было определено, что "недра земли в пределах Союза ССР составляют государственную собственность и не могут быть предметом частной собственности".

С момента принятия Горного положения СССР на нормативно-правовом уровне право государственной собственности на недра получило свое закрепление, что сохранялось на протяжении всей истории советского государства.

Горным положением СССР были установлены:

  • Общие принципы регулирования доступа к недрам;
  • Порядок осуществления промышленной разработки месторождений полезных ископаемых - горного промысла;
  • Осуществление горнопромыслового надзора, систематизации и учету данных о месторождениях полезных ископаемых;
  • Действие Положения и горных законов союзных республик не распространялось на месторождения торфа, подземных источников пресной воды, используемых для питья, хозяйственных надобностей и орошения, а также урановых и других радиосодержащих руд;
  • Для месторождений нефти также были установлены изъятия из общего порядка правового регулирования, ужесточающие государственный контроль и ответственность пользователей недр при осуществлении деятельности, связанной с поисками, разведкой и добычей нефти.

1976г - Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, и на их базе разрабатывались кодексы союзных республик о недрах.

Провозглашалась исключительная государственная собственность на недра.

Впервые недра провозглашались  как "общее достояние всего советского народа".

Принципом горных отношений  провозглашались "интересы настоящего и будущего поколений".

Значительное влияние  на государственное регулирование  отношений недропользования продолжали оказывать инструктивные и методические документы министерств и ведомств, которые формировали основную часть  законодательного массива.

Современное законодательство о недрах (начиная с 1992 г.).

Начинается с принятия закона РФ "О недрах" (21 февраля 1992 года №2395-1).

Современное российское законодательство о недрах является одной из отраслей национального законодательства и  отражает федеративное устройство Российского  государства, т.е. имеет двухуровневую  систему:

  • Федеральное законодательство;
  • Законодательство субъектов РФ.

Двухуровневую структуру  законодательства о недрах обуславливает  норма, закрепленная в п. "в" ст.72 Конституции РФ, где устанавливается, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

За прошедшее время  закон РФ "О недрах" претерпел  существенные коррективы, что явилось  отражением произошедшей трансформации  общественных отношений в период перехода от одной общественно-политической формации к другой.

Можно выделить несколько  этапов трансформации. Наиболее существенными  являются:

  • 2004г - отмена "второго ключа" в недропользовании: сосредоточение основных полномочий по распоряжению недрами ФОИВ;
  • 2008г - усиление контроля государства за участием иностранного капитала в процессе пользовании недрами, в том числе установление правового режима участков недр федерального значения (УНФЗ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Поправки вносятся в закон  и в настоящее время. Последние  изменения были в декабре 2009 году. Поправки 2009 года касались установления прозрачного режима пользования  ОПИ и подземными водами для целей  связанных с обеспечением работ  по выданной лицензии на другие виды ПИ.

Государственное регулирование отношений недропользования -  целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией в сфере недропользования, посредством форм и методов, установленных нормативно-правовыми актами, постоянно совершенствуется, что имеет большое значение для стабилизации очень сложной экологической ситуации, сложившейся в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 (от 30.12.2008 № 7-ФЗ) // Российская газета от 21.01.2009 № 7.
  2. Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Российская газета от 07.12.1995 № 237.
  3. Федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Российская газета от 11.01.1996 № 5.
  4. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Российская газета от 07.04.1998 № 67.
  5. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.07.2010) «О недрах» // Российская газета от 15.03.1995 № 52.

 

 

 

 

 


Информация о работе История горного права