Лекции по "Естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:56, курс лекций

Описание

Лекция 1.
Предмет концепции современного естествознания
Лекция 2.
Научная систематизация картины мира
Лекция 3.
Физические основы механики. Классическая концепция Ньютона
Лекция 4.
Законы движения небесных тел
Лекция 5.
Зарождение третьей естественно-научной революции
Лекция 6.
Концепции фундаментальных полей. Основы статистической физики и термодинамики
Лекция 7.
Объединение физики. Зарождение четвертой глобальной естественно-научной революции
Лекция 8.
Химия в естествознании
Лекция 9.
Уровни развития химических знаний
Лекция 10.
Структурная химия
Лекция 11.
Эволюционная химия
Лекция 12.
Биологические явления
Лекция 13.
Основы наследственности
Лекция 14.
Биосферный уровень. Ноосфера
Лекция 15.
Концепция экологизации естествознания

Работа состоит из  1 файл

лекции естествознание.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)

    Законы  генетики Менделя. Открытие генетической роли нуклеиновых кислот

 

    Сегодня любому школьнику известно, что наследственная информация организмов зашифрована  в ДНК.  Однако, чтобы доказать ученым это потребовалось несколько  десятков лет, а чтобы расшифровать строение и свойства нуклеиновых  кислот – более сто лет. B XVIII и XIX веках делалось немало попыток выяснить, как передаются признаки из поколения в поколение. Но начало генетике как науке было положено чешским ученым Г. Менделем, который скрещивал между собой различные сорта гороха и наблюдал за изменениями их окраски, формы, вида и др. признаков. Мендель определил, что у получаемых гибридов в первом поколении одни признаки подавляют другие. Например, желтый цвет семян доминирует над зеленым цветом, гладкая поверхность над морщинистыми и т.д. Каждому из наследуемых признаков Мендель поставил в соответствие материальную частичку живого, передаваемого из поколения в поколение, - элементарную носительницу информации, и назвал ее геном. Изучая поведение и характер взаимодействия различных генов по их проявлению в потомстве, Мендель открыл свои знаменитые законы скрещивания генов и сделал доклад на собрании Брюнского общества естествоиспытателей. Но в течение почти 35 лет в мире не было ни одного ученного, который мог бы по достоинству оценить работу ученого и продолжить его исследования. Они были «настолько хорошо забыты наукой», что в 1900 г. три  исследователя – де Фриз в Голландии, Корренс в Германии и Чермак в Австрии, проводя свои исследования по делению клеток, вторично, независимо друг от друга, открыли закон Менделя. Честь и хвала им, что позже, обнаружив статью ученого, они уступили приоритет своего открытия законов наследственности их первооткрывателю – Менделю, высоко оценив его подвиг. В начале ХХ века было установлено, что описанные Менделем генетические факторы находятся в хромосомах клеточного ядра.

    О. Эвери, К. Мак - Леоду и М. Мак – Карти удалось установить, что свободная молекула ДНК обладает трансформирующей активностью, т. е. способностью переносить свойства от одного организма к другому. Это было революционное открытие, родившее новую науку, изучавшую вопросы наследственности на молекулярном уровне. Центральное место в этой науке отводилось исследованию роли ДНК. ДНК, являясь «хранительницей» материальной основы генетической информации, контролирует биосинтез белка в клетках и отвечает за изменчивость клеток. Именно молекула ДНК отвечает за передачу наследственной информации от одной клетки к другой. 

    Открытие  молекулярных механизмов генетической репродукции  и биосинтеза белка 

    И все же рождение новой науке – молекулярной генетики связывают с опытом двух американцев Дж. Бидла и Э. Тейтума. В 1941 г. они установили прямую связь между состоянием генов (ДНК) и синтезом ферменов (белков). Появилась знаменитая фраза: «Один ген – один белок».

    Позже было выяснено, что основной функцией генов является кодирование синтеза  белка. В 1952г. Дж. Бидл, Э. Тейтум и Дж. Ледерберг были удостоены Нобелевской премией за эти исследования.

    А в 1962г. Нобелевская премия была присуждена Ф. Крику и Дж. Уотсону за установление молекулярного строения ДНК. Молекулярная биология стремительно развивалась! На повестку дня был вынесен новый вопрос: каким образом записана генетическая программа и как она реализуется в клетке.

    Напомним, что согласно модели Уотсона –  Крика генетическую информацию в ДНК несет последовательность расположения 4-ех оснований: А, Т, Г и Ц. Необходимо было выяснить, как всего 4 основания могут кодировать порядок расположения в молекулах белка целых 20 аминокислот? Решил эту казалось бы неразрешимую проблему русский по происхождению американский физик – теоретик Г. Гамов. Он предложил для кодирования одной аминокислоты использовать сочетание 3-х нуклеотидов ДНК. Эта элементарная единица наследственного материала, кодирующая одну аминокислоту, получила название кодон. В 1961 г. гипотеза Г. Гамова была подтверждена американскими экспериментальными  исследователями  Ф.Криком и др. Так был расшифрован молекулярный механизм считывания генетической информации с молекулы ДНК при создании белков.

    А вот расшифровка механизма репликации ДНК, т.е. самоудвоения молекулы ДНК. Матричная ДНК, состоящая из двух скрученных молекулярных цепочек или нитей, раскручиваются. Образуются 2 молекулярные нити, каждая из которых служит матрицей для синтеза новой нити, комплиментарной к ней. Термин комплиментарность означает, что синтез новой цепи происходит таким образом, что последовательность нуклеиновых оснований в одной цепи ДНК однозначно определяет их последовательность в другой цепи. 

    Открытие  молекулярно –  генетических механизмов изменчивости 

    На  молекулярно – генетическом уровне существует несколько механизмов изменчивости. Среди них – мутация генов  – механизм непосредственного преобразования самих генов, находящихся в конкретной хромосоме при сильном внешнем  воздействии. При этом механизме порядок расположения генов в хромосоме не изменяется. Мутации (изменения) генов являются основными «поставщиками» материала для прямого действия отбора.

    К другому типу механизмов можно отнести  рекомбинацию генов, т.е. создание новых комбинаций генов, располагающихся в конкретной хромосоме. При этом сами гены не изменяются, а происходит их перемещение генов с одного участка на другой или же обмен генами между 2 хромосомами. Это так называемая классическая рекомбинация генов, которая имеет место главным образом у высших организмов при половом процессе. При этом не происходит уменьшения или увеличения общего объема генетической информации, он остается неизменным.

    Мигрирующие генетические элементы могут вызывать структурные перестройки в хромосомах, так и мутации генов. Возникла новая наука – генная инженерия, целью которой  стало создание новых форм организмов, в том числе и высших, наделенных свойствами ранее у них отсутствующих. Теоретическую основу этой науки составляет создание рекомбинантных (гибридных) молекул с новыми  нужными свойствами. Наука вторглась в самое святое – создание новых живых организмов и научилась управлять этим процессом. 

    Открытие  клетки английским натуралистом Гуком. Изучение строения клетки Шванном 

    Когда Янсенс в 1590 г. и Галилей в 1610 г. сконструировали микроскоп, появилась возможность для изучения многих биологических проблем нового типа. Одним из первых использовал микроскоп Роберт Гук (1635 – 1707 гг.), который исследовал строение животных и растительных тканей. При помощи микроскопа с увеличением примерно в 30 раз Гук обнаружил клетки на срезе пробки. Позже Левенгук, пользуясь линзами, дававшими увеличение в270 раз, описал сперматозоиды человека, бактерии простейших и ядра в клетках крови. Эти наблюдения за клетками не сопровождались какими-либо существенными  успехами в теоретическом отношении до тех пор, пока в начале Х1Х века не была сформулирована клеточная теория.

    В Х1Х веке биология клетки быстро развивалась, Этому способствовали крупные достижения в создании линз для микроскопов. Броун в 1833 г. описал ядро растительной клетки, а Шлейден и Шванн в 1839 г. – ядрышко, Новой ступенью развития теории клетки явилась знаменитое положение их Вирхова (1855 г.) «Все клетки возникают только в результате деления существовавших ранее клеток»

    В 1880 г. Флеминг описал хромосомы и последовательность событий при митозе, а в 90-х годах прошлого века были выяснены и более сложные явления, происходящие в клеточном ядре во время мейоза. 

    Деление всего живого мира на прокариоты и эукариоты 

    В 60-ые годы микробиологи Р. Стэниэр и К. Ван – Нил предложили «поделить» весь живой мир по уровню клеточной организации на прокариоты и эукариоты. Проведя детальный анализ структур и функций множества бактерий, ученые обнаружили сходство между некоторыми их них, связанное со строением их клеток. Критериями для них являлись организация генетического аппарата, структура мембран и цитоплазмы, строение органов передвижения и строение клеточной стенки, и, наконец, степень организации самой клетки. Оказалось, что по всем этим критериям, прокариоты отличаются от эукариотов. После 1962 г. целый комплекс наук занимался изучением этой концепции, и было найдено множество подтверждений существования различий между ними, в том числе и на генетическом уровне. Вместе с тем в клетках обоего типа было и много общего, поэтому ученые выдвинули гипотезу, согласно которой прокариоты и эукариоты имеют одного эволюционного предка – архебактерии. Однако при дальнейшем исследовании оказалось, что эти клетки, совмещавщие признаки, как прокариотов, так и уэкариотов настолько не похожи на них, что ученым пришлось выделить их в отдельную ветвь – архебактерии. До сих пор между учеными  ведутся дискуссии по поводу того, являются ли архебактерии более древними по своему происхождению, чем прокариоты и эукариоты?

          

    Популяционно  – биоценотический  уровень 

    В настоящее время в рамках популяционной  биологии сформировались 2 тесно связанных  между собой направления –  биологическое и эволюционное. Главное  содержание биологического направления составляет изучение популяции и биоценозов, которые, будучи тесно связанные между собой и с окружающей природой, олицетворяют живые механизмы  круговорота веществ в природе. Биологическая популяционная биология исследует границы популяций или пространственную структуру популяций, а также изучает поведение животных в популяциях, их взаимодействия друг с другом (этологическую структуру популяций).

    Структура популяционного –  биоценотического уровня

 
 
    БИОГЕОЦЕНОЗ

      

      

      

      

    

    

    ПОПУЛЯЦИИ 

    Связи внутри популяций и между популяциями  служат основным механизмом сохранения их целостности. Было выяснено, что  популяция является метаболически  незамкнутой системой, в то время  как биоценоз – метаболически  замкнут на себя, т.е. внутри биоценоза круговорот веществ может совершаться без участия соседних биоценозов. В тоже время устойчивость биоценозов зависит как от взаимодействия с соседними биоценозами, так и от внутренней структуры.

    На  популяционно – биоценотическом  уровне решающую роль играет взаимодействие составляющих его сочленов. Это взаимодействие носит трофический характер, т.е. происходит обмен веществами и энергией между популяциями или биоценозами.

    Эволюционное  направление в популяционной  биологии связано с развитием учения о микроэволюции, т.е. об эволюционных процессах, происходящих за относительно короткие промежутки времени на ограниченных территориях, включающих в себя явления, протекающие в   популяциях и завершающиеся видообразованием.

       

    Контрольные вопросы 

    
  1. Основные  открытия молекулярной биологии и молекулярной генетики.
  2. Охарактеризуйте вклад Менделя в формирование генетики как науки.
  3. Что является основной функцией генов?
  4. Опишите историю открытия и изучения клетки.

 

     Лекция №14

    Тема: Биосферный уровень. Ноосфера

    (с. 74-78, с. 237 /1/; с. 365-373 /2/; с. 108-116 /3/) 

    
  • Биосферный  уровень.
  • Учение Вернадского о биосфере.
  • Понятие ноосферы.

    Биосферный  уровень

 

    Сегодня общепризнанной является та система  взглядов на биосферу, которую создал В. И. Вернадский (1863-1945).

    Сам Вернадский ссылается на Ж.-Б. Ламарка, заметив, что «он дал нам представление  о роли биосферы в истории нашей  планеты». Однако Ламарк не пользовался  термином биосфера и в своем труде «Гидробиология» (1802г.) говорил лишь о том, что «все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов». 

Информация о работе Лекции по "Естествознанию"