Гигиенические принципы и требования к организации трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная консультация подростков.

Автор работы: m******@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 13:08, реферат

Описание

Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине 19 в., (школьная гигиена), когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене. В советский период школьная гигиена как наука и область практического здравоохранения полностью переросла в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения. Окончательно гигиеной детей и подростков она стала именоваться с 1954 г. Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения является частью санитарно-эпидемической службы страны. Она носит государственный характер, строит всю свою деятельность на основе научных разработок, отличается единством структуры управления и привлекает к активному участию в санитарно-профилактической работе и пропаганде гигиенических знаний общественные организации, медработников и население.

Содержание

Введение
1. Трудовое воспитание и обучение.
 Влияние труда на растущий организм, особенности формирования.
 Влияние профессионально-производственных факторов на организм подростков.
2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.
 Понятие профориентации. Основные аспекты и задачи профориентации.
 Врачебно-профессиональная консультация подростков.
3. Законодательство РК по охране труда подростков.
Заключение
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

срс гигиена Ширванская.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

Гц. Вредное  действие работы в условиях шума проявляется астеническим или неврастеническим синдромами, усилением симптоматики вегетативной дисфункции, нередко встречающейся у подростков. Подростки значительно менее устойчивы к действию шума (в том числе и связанного со злоупотреблением плейерами), чем взрослые. В сомнительных

случаях целесообразно проводить аудиометрию.

Физическая  нагрузка. Несмотря на несомненно благоприятное влияние адекватной физической нагрузки на развитие всех систем растущего и развивающегося организма подростка, существует опасность и неблагоприятного ее воздействия. Это встречается либо у мало тренированных и недостаточно физически развитых подростков либо при превышении ими пределов допустимых нагрузок.

Установлено, что у подростков физическая нагрузка сопровождается более

выраженными, чем у взрослых, сдвигами в показателях  гемодинамики, метаболизма, дыхания, а период восстановления этих показателей требует больше времени. Это приводит к их меньшей выносливости. В возрасте 14–15 лет физическая работоспособность и производительность труда еще ниже. Поэтому подростки в процессе обучения, сопровождающегося физическими нагрузками, нуждаются в специальном контроле режима таких занятий.

Воздействие химических веществ. С этим фактором подростки могут встретиться в период обучения некоторым профессиям химической промышленности, нефтехимии, производства полимеров, минеральных удобрений, различных химических веществ, в полиграфическом и ряде других производств. Чаще всего токсические вещества поступают в

организм  с вдыхаемым воздухом, реже через пищеварительный тракт, кожу и слизистые оболочки. Известно, что в фармакологии и в педиатрии дозы лекарственных веществ устанавливают из расчета на 1 кг массы тела. Из этого вытекает правомерный вывод, что химические вещества, содержащиеся в воздухе рабочих помещений, должны оказывать на детей и подростков более вредное воздействие, чем на взрослых. Не исключено также менее

совершенное действие механизмов детоксикации в  детском и подростковом возрасте. 

2. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация подростков.

Понятие профориентации. Основные аспекты и задачи профориентации. 

Система профориентации – это организованная, управляемая деятельность различных  государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

 В  профориентации, являющейся комплексной  проблемой, выделяют экономический,  социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный  аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический  аспект профориентации предполагает поиск  решения воспитательных задач, путей  и методов ее проведения.

 Профориентация  как целенаправленная деятельность  по подготовке молодежи к выбору  профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.

Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка. 

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
 

Врачебно-профессиональная консультация подростков.

Врачебное профессиональное консультирование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.

Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы:  

Информационное  обеспечение – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.

Индивидуальная  врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

 В  соответствии с регламентирующими  документами проведение врачебного  профессионального консультирования  возложено на школьного врача,  а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.

 Врачебно-профессиональная  консультация является необходимым  элементом медицинского обслуживания  детей и подростков на протяжении  всего периода школьного и  профессионального обучения.

Условно выделяются следующие этапы проведения ВПК:

  • начальный этап - индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения;
  • этап выбора профессии при завершении неполного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 класс);
  • этап профессионального обучения.
 

В ходе проведения врачебно-профессионального  консультирования в зависимости  от выявленных нарушений состояния  здоровья подростка определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально-производственных факторов, профессиям и видам деятельности.

 Под  профессиональной пригодностью (по  медицинским показаниям) понимается  наиболее полное соответствие  функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессиями, как в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, так и в плане преимущественного использования наиболее развитых функций. Профессионально пригодным следует считать подростка, способного успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья.

Самые частые причины ограничения профессиональной пригодности подростков — аномалии зрения, требующие ношения корригирующих  очков, что несовместимо со многими  специальностями: работой на высоте, при значительных перепадах температуры, при повышенной запыленности воздушной среды, при необходимости пользоваться защитными приспособлениями (строительство, «горячие цеха», металлургическая промышленность, авиация, морской и речной флот и др.). Даже незначительные нарушения осанки могут быть противопоказаны для профессий, где приходится работать в основном в согнутом рабочем положении (чертежники, сборщики часов, очков, швеи, врачи-лаборанты, обувщики и др.). Снижение слуха не позволяет работать в цехах с повышенным уровнем шума, а также там, где требуется напряжение слуха и восприятие звуковой информации (прядильщицы, радисты, телефонисты и др.). При заболеваниях кожи не следует рекомендовать специальности, связанные с раздражающими и загрязняющими кожу веществами, токами высокого напряжения.

Медицинские работники осуществляют врачебную  профессиональную консультацию на основе знания морфофункциональных особенностей организма подростков, особенностей течения функциональных нарушений  и хронических заболеваний в подростковом возрасте, а также характера и условий труда, их влияния на растущий организм. Все сведения о характере и условиях труда, требования, предъявляемые данной профессией к организму работающих, содержатся в профессиограммах — санитарных характеристиках профессий.

Врачебно-профессиональная включает в себя следующие этапы: 

• медицинское  и психофизиологическое обследование подростка; 

• анализ состояния здоровья подростка с  использованием профессиограммы и  перечня медицинских противопоказаний, сравнение уровня развития ключевых профессионально значимых функций с психофизиологическим портретом, расчет количественной вероятности освоения профессии; 

• составление  врачебно-профессионального заключения; 

• рекомендации по проведению лечебно-профилактических мероприятий.

При проведении профилактических осмотров:

Педиатру  следует обратить особое внимание на нередко встречающиеся у подростков варианты развития и функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы и дать им правильную диагностическую оценку, так как они могут быть причиной ограничения профессиональной пригодности. Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы целесообразно использование простых функциональных проб с физической нагрузкой (например, пробы Мартине). Кроме того, необходимо учитывать выраженность вегетативных нарушений. Критерием для отнесения выявленных отклонений к норме или патологии чаще всего служит степень количественной и качественной их выраженности, а также стойкость вегетативных расстройств.

Неврологу (психоневрологу) необходимо обратить внимание на функциональное состояние центральных и периферических отделов нервной системы, а также вегетативную регуляцию. При анализе анамнестических данных следует учитывать наличие синдромов, указывающих на вегетативно-сосудистую дисфункцию и различные сомато-вегетативные нарушения (головные боли, головокружения, обмороки, наклонность к ортостатическим реакциям при перемене положения тела, утомляемость, нарушения настроения и т.д.). При наличии органических заболеваний центральной нервной системы и их последствий, а также остаточных явлений черепно-мозговых травм следует оценить выраженность ликвородинамических нарушений и церебрастенических проявлений, локализацию, степень и динамику нарушений функций органов движения, состояние интеллекта.

Информация о работе Гигиенические принципы и требования к организации трудового воспитания и обучения. Врачебно-профессиональная консультация подростков.