Гипертензия у беременных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание

Вряд ли существует такой период в истории медицины, когда врачи не интересовались бы проблемами психики, духа, их влиянием на функции человеческого тела. В процессе исторического развития медицины оформились три практически и теоретически важных аспекта этой проблемы:
1) влияние психики на функции организма и ее роль в возникновении той или другой патологии;
2) влияние патологических изменений различных органов тела на состояние психики;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психосоматические проблемы и их особенности в медицине...…8
1.1. Философская оценка психосоматических концепций…………….8
1.2. Философский и медицинский аспекты психосоматической
проблемы…………………………………………………………...14
1.3. Условный рефлекс и психосоматическая проблема…………….20
1.4. Урбанизация, технизация и психика человека…………………...24
1.5. Современное общество и проблема адаптации человека………..33

Глава 2. Особенности психосоматического статуса у беременных с гипертензией, вызванной беременностью…………………………………48
2.1. Классификация артериальной гипертензии у беременных……….50
2.2. Психосоциальная дезадаптация женщин как особенность психосоматического статуса у беременных с ГВБ…………………….59
2.3. Методика проведения аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики (по В.В. Абрамченко)…………………….60

Заключение………………………………………………………………………72
Список использованной литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

Гипертензия у беременных.doc

— 351.00 Кб (Скачать документ)
justify">Стимуляция симпатической нервной системы, возникающая в ре­зультате психических или физических стрессовых нагрузок, вызывает транзиторное увеличение продукции норадреналина и повышение АД.

 

 

 

 

 

2.3. Методика  проведения  аутогенной тренировки и физиопсихопрофилактики  (по В.В. Абрамченко)

Основной задачей подготовки беременных к родам является обучение направленности собственной нервной энергии на преодо­ление стрессового состояния и выполнение большого физического напряжения в родах. Одной из форм такой подготовки может явиться аутогенная тренировка.

Характерной особенностью этого метода психотерапии является то, что сам тренирующийся включается в психотерапевтическую работу при полном сохранении инициативы и самоконтроля, в то время как при других видах психотерапии больной зависит пол­ностью от врача.

В акушерской практике аутогенную тренировку при подготовке беременных к родам применяли А. А. Мажбиц (1967), Г. Н. Балтурвин (1968), В. И. Грищенко и соавторы (1972) с положительным обезболивающим эффектом по данным Г. Н. Балтурвина (1968) до 99,13%.

Нами на протяжении ряда лет используется методика аутогенной тренировки в системе психопрофилактической подготовки беременных (А. В. Терещенков, 1974; М. А. Петров-Маслаков, В. В. Абрамченко, 1977; В. В. Абрамченко и др., 1984).

За   рубежом   элементами   аутогенной   тренировки   при   подготовке  беременных  к  родам  в  той  или  иной  форме  используются многие авторы. В аутогенной тренировке заложены большие возможности   психотерапевтического  воздействия   на   психосоматическое состояние беременных с ГВБ с целью наиболее полноценной и всесторонней  подготовки  к родам.  Нам  представляется  возможным применение аутогенной тренировки в  акушерстве в 3 вариантах

1)   как форму психотерапевтического воздействия при некоторых сопутствующих или возникших при беременности заболеваниях (функциональных расстройствах нервной системы, начальных стадиях гипертонической болезни и др.);

2)   как элемент в общей системе подготовки беременных к родам по методу психопрофилактической или физиопсихопрофилактической подготовки беременных к родам;

3)   как самостоятельную форму подготовки беременны к родам.

Методика  проведения   занятий  гетеротренинга с   беременными.  Аутогенная   тренировка  состоит  из   сочетания занятий под руководством врача, где разучивают упражнения и порядок их выполнения  (гетеротренинг)  и самостоятельных за­нятий дома (собственно аутотренинг).

Для проведения занятий формируют группы беременных. Наиболее целесообразно комплектовать группу из 5—10 человек В такой группе есть возможность индивидуального контроля за выполнением упражнений, разработки индивидуальных форм самовнушения. Формированию группы предшествует индивидуальное знакомство с беременной, сбор анамнестических данных оценки психосоматического статуса.

В   течение   беременности   различают   5   фаз   или   период (С. А. Ягунов, 1938; В. И. Алипов и др., 1984, 1986).

I фаза — от начала беременности до 16 недель. Это период развития оплодотворенной яйцеклетки и органогенеза у плода, Связь плодного яйца с маткой в этой фазе очень непрочная, ввиду того, что плацента еще не сформирована. Беременная матка не выходит за пределы костного кольца таза. Беременные женщины легко утомляются, появляется повышенная потребность в сне. Нередко развиваются вегетоневрозы, сосудистая дистония, ранний токсикоз беременных. В данный период (фазу) беремен­ность может легко прерваться при тяжелой физической работе, прыжках, сотрясениях тела, падениях.

Связанное с беременностью разрыхление суставных связок, хрящевых прослоек и синовиальных оболочек под воздействием гормона-релаксина, увеличивает подвижность всех суставных со­членений и амплитуду движения в суставах.

II   фаза — от 16 до 24 недель. В этой фазе значительно уве­личивается рост плода, заканчивается формирование его мышеч­ной системы. С 18 недель женщина ощущает его движение в 20 недель аускультативно , легко прослушивается сердцебиение плода. Исчезают явления раннего токсикоза. Самочувствие женщины, как правило, хорошее.

III   фаза — от 24 до 32 недель. Наблюдается быстрый рост плода, значительно увеличиваются размеры беременной матки и вес ее. Центр тяжести тела беременной женщины перемещается кпереди, увеличивается поясничный лордоз, голова и плечи не­сколько отклоняются назад. Появляется «гордая осанка» беремен­ной. Возрастает нагрузка на длинные мышцы спины, могут по­явиться боли в спине и поясничной области. Увеличение общей массы беременной может повести к развитию плоскостопия. Ра­стущая матка начинает оттеснять кзади и кверху кишечные петли и сдавливать мочеточники, что затрудняет мочеиспускание и дефекацию.

IV фаза —от 32 до 36 недель. В этот период продолжается внутриутробное развитие плода. Дно матки к 36 неделям бере­менности достигает реберных дуг, ограничивает движение диафрагмы, затрудняет дыхание. Сердце беременной принимает Почти лежачее положение. Усиливаются обменные процессы, воз­растает потребность в кислороде. В это время наиболее часто проявляются   симптомы  позднего  токсикоза  у  ряда   беременных.

V фаза —от 36 недель до родов. Завершается внутриутроб­ное развитие плода. В организме матери создается доминанта родов.

Каждое занятие, «урок» гимнастики с беременными, во все фазы беременности и на всех этапах должен состоять из вводной части, основной и заключительной.

Вводная часть целенаправлена на «разминку», т. е. на после­довательное вовлечение в деятельность всех мышечных групп туловища, шеи и конечностей при выполнении простейших привыч­ных движений (ходьба, отведение, приведение и разведение рук, повороты головы и туловища)   в их различном  взаимодействии.

Деятельность скелетной мускулатуры неизбежно сопровождается усилением функции сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной систем, т. е. вовлечением их в деятельность в условиях повышенной физической нагрузки.

Гимнастические упражнения для беременных, особенно и основной части занятия, должны даваться в различных исход­ных положениях. «Исходным положением» называется то поло­жение туловища и конечностей, из которого, а иногда и в кото­ром, выполняется гимнастическое упражнение.

Основными исходными положениями тела, используемыми в гимнастике для беременных, являются: «стоя», «сидя», «лежа», «стоя на коленях»; вариантов этих основных исходных положе­ний может быть очень много, в зависимости от положения конеч­ностей и плоскости опоры, например, «стоя»: руки вдоль туловища, руки на поясе, руки в стороны на уровне плеч, руки назад и замок, опора рукой о неподвижный предмет, руки на плечах кпереди стоящей, взявшись за руки и т. д. и т. п.; «сидя»: на стуле, на гимнастической скамейке, на полу и т. д.; «лежа»: на спине, на боку, лежа с приподнятыми нижними конечностями и т. д.

Положение туловища и конечностей во время выполнения упражнения создает различную степень нагрузки на опорно-дви­гательный аппарат, на органы кровообращения, на тонические мышечные рефлексы для удержания тела в равновесии. Напри­мер, выполнение упражнений в положении «лежа на спине с при­поднятыми нижними конечностями» создает наилучшие условия для устранения венозных застоев в нижних конечностях, а вы­полнение упражнений в положении «сидя верхом на гимнасти­ческой скамье» обеспечивает хорошую фиксацию таза при полном сохранении возможности движения туловищем, в целях воз­действий на мышцы брюшного пресса и на длинные мышцы спины.

Кроме того, выполнение гимнастических упражнений в опре­деленном  положении тела  адаптирует   как   мышечную   систему, так   и   внутренние   органы   к   полноценному   функционированию в данном положении даже при повышенных нагрузках.

В основной  части занятия  подбор  упражнений должен иметь всегда определенно целенаправленный характер.

В  каждое занятие для  беременных должны  быть включены:

1. Дыхательные упражнения, т. е. упражнения, способствующие, во-первых, развитию и укреплению мышц грудной клети и диафрагмы, во-вторых, привитию навыков к правильному взаимосочетанию деятельности скелетной мускулатуры с глубоки ритмичным дыханием (разведение рук — вдох, опускание — bi дох; наклон корпуса вперед — выдох, выпрямление — вдох, прии дение ног к животу — выдох, опускание — вдох и т. п.).

Дыхательные упражнения   надлежит включать в  каждое занятие от первого до последнего. Они могут и должны проводиться в любых исходных положениях  (стоя, сидя, лежа, в коленно-локтевом и т. д.), но совершенно не обязательно в одном занятии давать их во всех исходных положениях.

На первом этапе занятий дыхательные упражнения даются го принципу обучения, самоконтроля, затем для выработки и закрепления навыков к глубокому ритмичному дыханию в сочетании с деятельностью скелетной мускулатуры в любых положения; тела.

В процессе выполнения упражнений методистам-инструкторам даются разъяснения и делаются напоминания, что именно такт должно быть дыхание во время схваток и в паузах между потугами. Таким образом, у беременных вырабатывается условно рефлекторный стереотип сочетания глубокого спокойного дыхания с мышечной деятельностью. Это необходимо женщине для полноценной оксигенации ее крови и для достаточного снабжения кислородом ее внутриутробного плода не только в родах, не и на протяжении всей беременности при выполнении физической работы на производстве или в быту.

2.   Упражнения для мышц плечевого пояса и грудной клетки улучшают регионарное кровообращение и обмен веществ в молочных железах.

Наиболее эффективны упражнения для рук «по большой амплитуде». Упражнения должны выполняться в медленном или среднем темпе с постепенным увеличением нагрузки и числа по­вторений. Упражнения могут выполняться в положении стоя, во время ходьбы, сидя на стуле, гимнастической скамейке, на полу, у гимнастической стенки, а также в коленно-кистевом положе­нии. Упражнения применяются во все фазы беременности, на всех этапах занятий.

3.  Упражнения для укрепления передней брюшной стенки: прямых, поперечных, внутренних косых и наружных косых мышц живота. Упражнения для данных мышечных групп должны при­меняться во все фазы беременности на всех этапах занятия.

Полноценное   функционирование   мышц  брюшного  пресса  в периоде родов, в сочетании с навыком к длительной задержке дыхания на вдохе при замкнутой голосовой щели обеспечивает продуктивную потужную деятельность, снижает частоту слабости родовой деятельности во II периоде родов, а отсюда и частоту оперативных вмешательств.

Особенно отчетливо это выступает в отношении первородя­щих старше 30 лет (В. В. Абрамченко и др., 1989).

Упражнениями, способствующими развитию и укреплению прямых мышц живота являются: «наклоны корпуса вперед и назад», стоя или сидя на гимнастической скамье, «переход из положения лежа на спине в положение сидя», в зависимости от степени физического развития занимающихся, выполнение упраж­нения может быть облегчено опорой на ладони.

Упражнение для косых мышц живота: повороты корпуса и плечевого пояса вправо и влево при фиксированном тазе. Упраж­нения могут выполняться в любых положениях тела — стоя без опоры, стоя с опорой рукой о неподвижный предмет, сидя (на руле, на полу, на гимнастической скамье), в коленно-локтевом положении, лежа на спине. Выбор исходного положения опреде­ляется состоянием здоровья беременной и фазой беременности: н положении сидя и лежа целесообразно давать данные упраж­нения беременным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, склон­ным к головокружениям, страдающим плоскостопием, варикоз­ным расширением вен, отеками, в целях уменьшения для них в   процессе  занятия   нагрузки   на   сердце   и   нижние   конечности.

Упражнения с поворотами корпуса легко сочетаются с дыха­тельными упражнениями и упражнениями для верхних конечно­стей: отведение руки в сторону поворота или разведение рук на вдохе и опускание рук на выдохе.

Сочетание поворотов корпуса с упражнениями для верхних конечностей обеспечивает выработку координации движений и переход в занятиях «от легкого к более трудному».

Упражнения для поперечных мышц живота: боковые наклоны туловища в положении стоя и сидя на стуле — «насос» (наклон — выдох, выпрямление корпуса — вдох).

4. Упражнения для улучшения крово- и лимфообращения и устранения застоев крови в нижних конечностях, в грудной, брюш­ной полости и в полости малого таза: прежде всего это дыха­тельные упражнения, в особенности сопряженные с глубокими экскурсиями диафрагмы, во-вторых, упражнения с разведением ног и с ротационными движениями ног в тазобедренных суставах (стоя, сидя, лежа), в процессе выполнения которых происходит сокращение и расслабление не только мышц нижних конечностей, но и внутритазовых мышц (внутренние запирательные и груше­видные) .

Ритмичные сокращения и расслабления различных мышечных групп способствуют усилению венозного кровообращения; углубленное дыхание увеличивает присасывающее действие грудной клетки, (вдох способствует кровенаполнению сердца, выдох — опорожнению); экскурсии диафрагмы уменьшают венозные застой в печени.

При наличии у беременных пастозности, отечности или варикозной болезни целесообразно проводить «упражнения с разведением ног и ротационными движениями их в исходном положе­нии лежа на спине, ноги приподняты на 4—5 рейку гимнастической стенки, опора на пятки; подобное положение само по себе улучшает отток крови и лимфы от нижних конечностей.

Информация о работе Гипертензия у беременных