Вологодское кружево

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:46, реферат

Описание

В понятие «кружево» включается три различных вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках и крючком. Кружевом могут считаться только два первых — шитое и плетеное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства

Содержание

Введение
2. Виды кружевоплетения
3. История развития кружевоплетения в Вологодской губернии
4. Стилистические особенности вологодского кружева
5. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

вологодское кружево.docx

— 374.30 Кб (Скачать документ)

Содержание

1.         Введение

2.         Виды кружевоплетения

3.         История развития кружевоплетения  в Вологодской губернии

4.         Стилистические особенности вологодского  кружева

5.         Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«ВОЛОГОДСКОЕ  КРУЖЕВО» 

Введение

Искусство моды заразно и быстротечно. Но есть вещи, которые существуют вне времени  и моды. Изящество плетеной нити не подвержено их капризам. Соединяясь с талантом и умением, оно дарит  нам шедевры, которые называют кружевом…

Что мы можем  понимать под словом «кружево»? Оно  имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им в России определялись самые разные отделки в виде койм на подолах, полах  и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное  изделие — самостоятельный вид  украшения одежды или предметов  убранства, и вероятно, оно имеет  тот же корень.

Кружевоплетение – вид декоративно-прикладного  искусства, ставший русским народным промыслом, который основан на создании изделий из нитей, путем их переплетения между собой. Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII века. Мода на кружево, которое дополняло европейского типа одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева.

Впервые о  русских кружевах упоминается в  Ипатьевской летописи, где они  названы золотыми. Именно от второй половины XVI столетия дошли до нас  многочисленные памятники плетеного  кружева, его изображения на портретах. Кружево выплеталось из золотой  и серебряной нити. В сочетании  с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями использовалось в дворцовом  и церковном обиходе, в быту бояр, дворян, купечества. В этот период в  нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. Кружево  даже продавали на вес.

В конце XVIII – начале XIX вв. появляются первые крепостные мануфактуры. Кружевоплетение становится промыслом. Им занимаются не только крепостные, но и горожанки и крестьянки. С  отменой в 1861 году крепостного права  в России в 17 губерниях складываются центры кружевоплетения, и насчитывалось  до 100 тыс. кружевниц.

Доступность материала и универсальность  применения сделали коклюшечное  кружева поистине народным. Пришедшее  из Европы коклюшечное «немецкое» кружево, было расцвечено такой богатой выдумкой, такой оригинальностью, красотой и разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево».

Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское  кружевоплетение не только сохраняло, но и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, и стало подлинным  национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным  образом, в изобразительном характере  орнамента, свойственном всему русскому народному искусству. В XVIII веке уже  можно говорить о проявлении ярких  особенностей, характерных для отдельных  мест его производства, таких как  Галич, Ростов Великий, Калязин, Торжок, Рязань и Михайлов, Балахна, Орел и  Елец и других.

Ручные кружева  и кружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру, узоров и народным промыслам. По назначению кружева и кружевные изделия  ручного плетения подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. В первую группу входят: бытовые предметы —  скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы  и пр.; предметы одежды — блузки, женские платья, туники, пелерины; предметы туалета — галстуки, перчатки различных  размеров и форм, косынки, палантины, отделочные изделия для женской, детской одежды и белья — воротнички, вставки, манжеты, оплеты для носовых  платков. Декоративные изделия —  это различные занавеси, покрывала, дорожки, накидки; сувениры — уникальные тематические панно и занавески, закладки для книг и др. 
 

Виды  кружевоплетения

В понятие  «кружево» включается три различных  вида техники: шитое иглой, плетеное на коклюшках, и вязаное на прутках  и крючком. Кружевом могут считаться  только два первых — шитое и  плетеное. Третий представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую  плетение. Игольное шитое кружево  в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый  вид декоративно-прикладного искусства. 

Фриволите

Существует  два типа определения кружева: по технологическому и по эстетическому  признакам. Определение первое, по технологическому признаку: фриволите — это плетеное узелковое кружево, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технология изготовления этого кружева. Определение второе, по эстетическому признаку: фриволите — это открытое, контурное, контрастное кружево с бедной собственной фактурой. Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. Слово «фривольный» означает «непринужденный», «раскованный», примерно такого отношения заслуживает это занятие. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название — фриволите (от франз.— пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, порьтер. 

Макраме

Макраме в  переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое  кружево смотрится красиво, изделия  из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное  время плели цепочки, талисманы. В Древней Греции с помощью  узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево  для украшения одежды. Расцвет  макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются  истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме  считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы  и дарили их друзьям в далеких  странах.

В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей  Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки  узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Изделия  макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это  сделал Сандро Боттичелли. В картине  «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном  из персонажей надета шапочка макраме. В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама» - это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» - это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом. Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь. Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом.  

Филе (филейное кружево)

Основа филе — сетка — известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень  рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой. Филе делится на две основные группы — просто филе и филе-гипюр, или вышитое филе. По форме ячеек  различают прямое и косое филе. В косом филе ячейки имеют форму  ромбиков. В прямом филе — квадратные ячейки. Основа красивого филейного  фона — правильное исполнение узлов. Для плетения сетки необходимы челноки  и палочки. Представьте себе иголку с окончаниями — «рожками»  с двух сторон. В одно из отверстий  продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Для работ с  толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более  тонких работ — стальные. Простейший челнок можно изготовить из проволоки. Второе приспособление для филе —  палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для  получения крупных ячеек —  реечку или стерженек. Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые  различные — от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор  зависит от назначения будущего изделия. Перед началом плетения нитки  равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.

Коклюшечное кружево

Когда речь заходит о кружевах в специальной  литературе, «настоящими» считаются  кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют  на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В  отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу  несколькими нитками, намотанными  на специальные приспособления —  коклюшки. Первые известные русские  кружева были сплетены из золотых  и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали  тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и  выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких  работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик  или целых ваз с букетами и  был очерчен тонкой золотой тесьмой  на фоне ажурных решеток. С восемнадцатого века в кружева стали вводить  разноцветную бить и  цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели  парной и численной техниками  плетения кружев. Важным моментом для  развития кружева стало появление  металлических булавок, без которых  ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз  в шестнадцатом веке. В Россию заморские  кружева пришли вместе с модой  на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили  иноземные узоры мотивами русской  народной вышивки настолько, что  плетеное кружево вошло в историю  мировой культуры под названием  русского. По мере распространения  в разных местностях кружево приобретало  там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева  имели самобытность и характерный  стиль. В отличие от других видов  плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок. 

Шитье из тесьмы

Самый простой  способ получить узор — выложить его  из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным»  кружевом и включают в раздел игольного  кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской  шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям  «сороконожки» удобно захватывать  иголкой и соединять между собой. Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы. В качестве материала для украшения одежды в древности использовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Также популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга, металлизированных нитей и мелких монеток. 

История развития кружевоплетения  в Вологодской  губернии

 Как центр  производства кружева в России  наиболее известна Вологда. Под  названием «вологодское» часто  подразумевалось русское кружево  вообще. Между тем рязанские, тверские, орловские плетеи создавали работы  исключительной красоты и вполне  могли оспаривать у Вологды  первенство в этом смысле. И  по времени возникновения кружевоплетения  ее оставляют позади галичские  и калязинские мастерицы. Начало  изготовления кружева здесь, как  и во многих других местах  России, связано с крепостными  мастерскими. Почти у каждого  мало-мальски зажиточного помещика  плели кружево, и подражали  иноземному.

В Вологодской  губернии в начале Х1Х века также  как и в других регионах России был организован ряд мастерских при помещичьих усадьбах, которые  впоследствии назывались фабриками. В 1820 году такую фабрику открыла  помещица Н.Засецкая в имении села Ковырино, расположенном в трех верстах  от Вологды. Кружевницы выполняли заказы, в связи с чем их творческий потенциал не мог в полной мере проявляться в художественном решении  кружева. Вологодский кружевной  промысел особое развитие получил в  середине Х1Х века. Плетением кружев занимались не только сельские, но и  городские жители, для которых  этот вид ремесла становился единственным источником к существованию.

Информация о работе Вологодское кружево