Врачевание в древней Месопотании (Шумер, Вавилония, Ассирия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:03, реферат

Описание

При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов– Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая "фармакопея" в истории человечества.

Работа состоит из  1 файл

врачевание в странах древнего востока.docx

— 39.00 Кб (Скачать документ)

Асу был большим  знатоком местной лекарственной  флоры и фауны. Он использовал  лечебные травы (горчица, тмин), коренья, семена (в частности, около 50 видов  зерен), овощи (лук, чеснок, салат-латук, горох, огурцы), листья и плоды деревьев (финики), кедровый бальзам, минеральные  средства (квасцы, красный железняк, сера, соли), нефть, продукты животного  происхождения (мед, воск, топленое масло, кровь мангуста, рыбий жир, скорлупа мидий, – кожа козла и ягненка), экскременты птиц, овец и т. д.

Неудачный исход  врачевания (что при том уровне развития медицины было явлением вполне естественным) ашипу объяснял вмешательством сверхъестественных сил: "такова воля богов" или "болезнь не ушла, потому, что больной неточно выполнил предписанный ритуал приема лекарства" и т. п. Таким образом, престиж  ашипу всегда оставался высоким.

Репутация эмпирика-асу  была более уязвима: его неудачи  относились не столько на счет богов, сколько на счет самого врачевателя. В результате, асу постепенно утрачивали свои позиции.

Однако в целом, как свидетельствуют клинописные  тексты, лечение асу было более  эффективным, чем лечение ашипу. Это подтверждают и письма-таблички врачевателя Мукаллима (Mukallim, XIV в. до н. э.), который лечил больных в  храме близ Ниппура: он успешно излечивал  лихорадки и воспаление дыхательных  органов, кожные заболевания и травмы. Во всех письмах Мукаллима и его  помощника, занимавшегося приготовлением лекарств (так называемого "аптекаря"), нет ни единого слова о молитвах или заклинаниях – его лечение  было эмпирическим.

Передача медицинских  знаний осуществлялась в узком кругу  посвященных: "Дай посвященному (знающему) показать свои секреты магических знаний – посвященному; непосвященный да не увидит их; что касается сына, которому ты покровительствуешь,– заставь  его поклясться именами Асаллухи (Марду-ка) и Нинурты… затем покажи ему…"

Ученики врача  назывались асу агашгу (аккад. asu agasgu). Клинописи они обучались в  знаменитой традиционной светской школе  Вавилонии (э-дубба), которая существовала до XVII в. до н. э. Деятельность эдуббы весьма положительно отразилась на развитии естественно-научных знаний в Месопотамии.

Специально о  медицинских школах в текстах  древней Месопотамии не упоминается. По всей вероятности, они еще не существовали.

Число свободно практикующих врачевателей в древней  Месопотамии было невелико. Их положение  в обществе было различным в зависимости  от исторического периода и с  течением времени имело тенденцию  к ухудшению в связи с падением престижа эмпириковасу. При ассирийском  дворе в последние столетия истории  Ассирии служили только заклинатели  ашипу (о придворных врачевателях асу  не упоминается).

Положение врачевателей при дворе было весьма важным: они  следили за здоровьем царя, его  семьи и гарема (в гарем допускались  только женщины и евнухи). Наиболее известных придворных врачевателей иногда посылали в другие страны для  лечения их монархов. Так, известно, что в XIII в. до н. э. вавилонский царь направил своего врачевателя к хеттскому  царю.

Клинописные таблички свидетельствуют также и о  некоторой врачебной специализации. Так, в старовавилонских текстах  имеется единичное упоминание о  женщине-враче, которая лечила женские  болезни, а в нововавилонских  текстах (XI–VI вв. до н.э.) говорится о  врачевателях, которые лечили болезни  глаз. Особенно много рассказывается о, ветеринарах – мунаишу (аккад. muna"isu – целители скота, шум. a-zu ansu – врачеватель ослов). В ветеринарной практике мунаишу часто производили  кастрацию волов. Они же делали эту  операцию людям (число евнухов, обслуживавших  дворцы царей в древней Месопотамии, было весьма велико). Впоследствии операцию кастрации стали производить  специально обученные для этого  люди (не врачи).

К середине I тысячелетия  до н. э. медицина древней Месопотамии  ценилась ниже древнеегипетской. Об этом свидетельствует и Геродот, который  посетил Месопотамию в середине V в. до н. э., когда земли Двуречья были завоеваны персами и государств Вавилонии и Ассирии уже не существовало. Однако на протяжении всей своей многовековой истории вавилоно-ассирийская  культура оказывала большое влияние  на развитие научных знаний во всей Передней Азии, где вместе с клинописью широко распространились и месопотамские  медицинские тексты, которые переписывались почти без изменения до начала нашей эры. 

Врачевание  в Древнем Египте (3 – 1 тысячелетия до н. э.)

Мифология и врачевание

Древнеегипетская  религия существовала на протяжении почти трех с Г половиной тысячелетий.

Значительное  место в верованиях древних египтян  занимал культ животных. В каждом номе (городе-государстве) имелось свое священное животное или птица: бык, кошка, крокодил, баран, лев, сокол, ибис, коршун и т. д. Умершее культовое  животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах. Убийство священного животного каралось смертной казнью.

Предметом особого  культа были змеи. Богиня-змея – кобра  Уаджит (егип. Зеленая), покровительница  Нижнего Египта – почиталась как  защитница от всех врагов. Она "входила  в состав царской эмблемы (урей) и  изображалась на головном уборе фараона (рис. 20) как покровительница царской  власти наряду с соколом, пчелой и  коршуном. На амулетах (рис. 21) Исида) и  бога Уснри {греч. Осирис) – почитался  как властелин неба и воздуха  и изображался в образе сокола или человека с головой сокола. Искусство врачевания он воспринял  от своей матери богини Исиды, которая  считалась изобретательницей магического врачевания и покровительницей детей. Она олицетворяла материнство, и оплодотворенную природу. Лекарства носившие имя Исиды, были известны даже в древнем Риме и упоминаются в книгах Галена (II в.).

Супруг (и брат) Исиды, потомок бога Солнца Ра-Осирис почитался как бог загробного мира и изображался в виде ожившей  мумии. До него владыкой древнеегипетского  некрополя считался бог бальзамирования  Ин-пу {греч. Анубис) – изобретатель и первый мастер мумификации, приготовивший (согласно преданию) первую египетскую мумию – мумию Осириса. Анубис изображался в виде черной собаки или шакала, а также в образе человека с головой шакала.

Среди главных  божеств древнего Египта, имевших  отношение к -врачеванию был бог  письма и знаний Джехути {греч. Тот). Он изображался в виде человека с  головой птицы ибиса или в  образе павиана (оба –символы мудрости в .древнем Египте). Согласно преданию Тот разделил человечество по языкам и изобрел письменность, придумал математику и астрономию, религиозные  обряды, музыку и врачевание природными средствами; ему приписывалось составление  самых древних египетских медицинских  текстов.

Помимо главных  божеств в древнеегипетской мифологии  были и боги врачевания. Это покровительница  врачевателей могучая Сохмет, или  Сахмет (егип. Могущественная) –богиня  войны, супруга верховного бога г  Мемфис Птаха (она почиталась в образе львицы или львино головой женщины; рис. 22) и покровительница женщин и рожениц богиня Тауэрт (ее изображали в виде самки гиппопотама; рис. 23). Небольшие статуэтки богини Тауэрт всегда . помещались рядом с новорожденным, будь то наследник великого фараона  или простой египтянин.

Яркой особенностью египетской религии был заупокойный  к у л ь т, который возник еще в додинастический период и является ключом к пониманию  всей египетской культуры.

Древние египтяне верили в загробную жизнь и  считали ее продолжением земной. Они  полагали, что загробная субстанция человека проявляется в нескольких формах: одна из них – душа (егип. Ба, изображалась в виде птицы с .головой  человека) – существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься на небо к  богам; другая – "двойник", или  жизненная сила человека {егип. Ка), – обитает в гробнице, потустороннем  мире и даже поселяется в изваяниях  умершего. Представления о том, что  после смерти человека его загробные  субстанции связаны с местом погребения, вызвало стремление сохранить тело от разрушения, т. е. набальзамировать его (от греч. balsamon – бальзам).

Мумификацией  в древнем Египте занимались специальные  люди, которых греки называли тарихевтами. Их секрет бальзамирования навеки утерян, однако трупы умерших, обработанные тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Процедура бальзамирования, занимавшая 70 дней, достаточно подробно описана Геродотом в середине V в. до н. э. Однако исследования, проведенные  в XX в., внесли некоторые коррективы и дополнения в это ставшее  классическим описание.

Понятно, что  возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. Народ Египта, начиная  с додинастического периода, хоронил  умерших в песке соседних с  долиной Нила пустынь. Завернутые в  циновки (без гроба и мумификации) тела умерших в течение долгого  времени оставались почти без  изменения: песок высушивал их, предохраняя  от дальнейшего разрушения.

Согласно религиозным  представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным  судом (идея суда оформилась в эпоху  Нового царства). Загробный суд (рис. 24) возглавлялся богом Осирисом. В  качестве обвинителя выступал бог знания тот Бог Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового  пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир  богов.

Заупокойный культ  древнего Египта не имеет себе равных ни в одной из религий народов  древности. Тем не менее египетский народ всегда оставался жизнерадостным и сильным. По словам русского египтолога Б. А. Тураева, каждый египтянин в  течение всей своей жизни думал  о смерти и, собирая все необходимое  для загробной жизни, "главным  образом готовился к тому, чтобы  не умереть, несмотря на смерть"..

Развитие медицинских знаний

Неотъемлемой  составной частью яркой и своеобразной культуры древнего Египта было врачевание. Оно возникло из практического опыта  народа. Дошедшие до нас папирусы медицинского содержания представляют собой лаконичные практические руководства для врачевателей.

Первые представления  о строении человеческого тела (анатомия) египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала  и о достижениях в области  химии (ученые полагают, что современное  слово "химия" произошло от древнего названия Египта – "Кемет", или "Кхемет").

Познания древних  египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н. э., а индийские  медицинские трактаты – первыми  веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н. э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и  т. д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано, по всей вероятности, с влиянием догматов религии.

Египтянам принадлежит  первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга  в открытой ране сравнивается с "кипящей  медью". Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела (например, паралич конечностей), и, таким образом, положили начало естественно-научным  представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам: "Начало тайн врача  – знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног,– везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому  члену…"– говорится в папирусе Г. Эберса. Таким образом, древние  египтяне в середине II тысячелетия  до н. э. владели искусством определения  болезней по пульсации сосудов, т. е. пульсу, который они наблюдали  в различных точках тела. Известно, что наивысшего расцвета в древнем  мире пульсовая диагностика достигла в древнем Китае (тексты III в. до н. э. и позднее).

Причины болезней древние египтяне связывали как  с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения  погоды), так и со сверхъестественными  представлениями (например, вселение злого  духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что "все людские  недуги происходят от пищи". Вот почему "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами" (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и  лекарственном врачевании в древнем  Египте содержит большой медицинский  папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный  по имени изучавшего его ученого. Склеенный из 108 листов, он достигает  в длину 20,5 м и вполне оправдывает  свое название "Книга приготовления  лекарств для всех частей тела". Папирус  содержит около 900 прописей лекарств для  лечения органов пищеварения, дыхательных  путей, уха, горла и носа, ожогов и  кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний. При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных. Так, лекарство для изгнания глистов ("умерщвления червей") содержало  среди прочих компонентов: косточек фиников, растения дисарт, сладкого пива – 25 частей. Пропись заканчивалась  словами: "сварить, смешать, выпить –  выйдет тотчас". В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления  лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных 'Средств  до, сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение.

Информация о работе Врачевание в древней Месопотании (Шумер, Вавилония, Ассирия)