Закаливание дошкольника в условиях детского учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:53, реферат

Описание

Организм человека постоянно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, атмосферный воздух и его химический состав, вода и т.д.). Эти факторы внешней среды оказывают наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм. Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных внешних условий, организм способен изменять свои теплопотери. Окружающий мир, в том числе и специально создаваемые воздействия в целях закаливания, воспринимаются органами чувств и через центральную нервную систему, влияет как на деятельность внутренних органов, так и на весь организм в целом. Возникает напряжение вегетативных функций, так называемое состояние стресса. При этом происходит мобилизация всех защитных сил организма: соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения( дыхания, кровообращения, основного обмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др.
Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при неблагоприятных условиях среды он может переохладиться или перегреться. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных заболеваний.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ 4
2.ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ 6
3.ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ 7
4.ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

Работа состоит из  1 файл

Реферат педиатрия.docx

— 28.56 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

факультет «Психология образования»

 

 

 

Реферат

 

По   основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста

 

Закаливание дошкольника  в условиях детского учреждения

 

 

 

 

 

Студентки: І курса №3 группы

заочного отделения

Махаева Ю.Л.

Проверил: Доц.Дробинская А.О.

 

 

 

 

Москва, 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                       3

1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ                                                           4

2.ЗАКАЛИВАНИЕ  ВОЗДУХОМ                                                                                   6

3.ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЦЕМ 7

4.ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Организм человека постоянно  подвергается разнообразному воздействию  внешней среды (солнечная радиация, атмосферный воздух и его химический состав, вода и т.д.). Эти факторы  внешней среды оказывают наиболее длительное и непрерывное воздействие  на организм. Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечисленных  внешних условий, организм способен изменять свои теплопотери. Окружающий мир, в том числе и специально создаваемые воздействия в целях закаливания, воспринимаются органами чувств и через центральную нервную систему, влияет как на деятельность внутренних органов, так и на весь организм в целом. Возникает напряжение вегетативных функций, так называемое состояние стресса. При этом происходит мобилизация всех защитных сил организма: соответствующая координация основных функций жизнеобеспечения( дыхания, кровообращения, основного обмена), перестройка процессов терморегуляции, повышение иммунных свойств крови и др.

Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при  неблагоприятных условиях среды  он может переохладиться или перегреться. Поэтому детей младшего возраста приходится искусственно ограждать  как от воздействия холода, так  и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных  заболеваний.

Воспитание здорового  поколения – важнейшая общегосударственная  задача, требующая серьезного и масштабного  подхода к ее решению. Программа  воспитания и обучения в детском  саду предусматривает закаливание  детей, как необходимое условие  их полноценного физического воспитания .

Закаливание – это система  специальной тренировки терморегуляторных  процессов организма, включающая в  себя процедуры, действия которых направлены на повышение устойчивости организма  к переохлаждению или перегреванию.

На практике, частое применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например обливание ног  или прием душа, служит основанием для того, чтобы считать закаливание  проводящимся. Однако, применение только одной, специальной, закаливающей процедуры, даже сильно действующей, не оказывает  должного эффекта. Поэтому при организации  оздоровления детей в условиях детского сада необходимо помнить, что закаливание  – это целая система мероприятий, неоднократно повторяющихся в режиме дня, а не отдельно взятая процедура.

1.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Для того, чтобы получить положительные результаты от закаливания, необходимо соблюдать ряд принципов.

  1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать .Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше чем в другие сезоны и колебания  ее не бывают резкими.
  2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения  в организме; к обливанию не допускают детей, прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними не проведены обливания.
  3. Систематичность. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, которые были уже выработаны в процессе закаливания.
  4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они в повседневной жизни ребенка не сочетаются с мероприятиями, направленными на укрепление его организма, и если они не проводятся комплексно. Так воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей , соприкасающихся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того, как ребенок привыкнет к воздушным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время -  с купанием.
  5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде, чем начать закаливание,  нужно тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы:

          1) здоровые, ранее закаливаемые;

2)здоровые, впервые приступающие  к закаливающим процедурам, и  дети, имеющие функциональные отклонения  в состоянии здоровья;                                                               

3) с хроническими заболеваниями  и вернувшиеся в дошкольное  

учреждение после длительных заболеваний.

По мере закаливания, но не раньше, чем через 2 месяца, воспитанников               переводят из одной группы в другую. Основанием для перевода должны быть     следующие показатели: отсутствие в этот период острых заболеваний,   положительная эмоциональная реакция ребенка на процедуру, отсутствие  отрицательных внешних признаков на холодовый  раздражитель (выраженная  одышка, резкое учащение сердцебиения, появление «гусиной кожи»).

6.Активное и положительное отношение детей к закаливающим 

процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию на организм. Важно продумать и организовать проведение процедур так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

2.ЗАКАЛИВАНИЕ ВОЗДУХОМ

Воздух – наиболее доступное  средство закаливания в любое  время года. Систематическое  пребывание ребенка  на воздухе помогает организму  выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям.

Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный  эффект его тем больше, чем большая  поверхность кожи подвергается влиянию  воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной  одежде (в зимнее время  в помещении, а в теплую погоду вне него). При  нормальной температуре воздуха  дети должны на находиться в двухслойной одежде и гольфах.

Во время воздушной  ванны на тело ребенка действуют  температура, влажность и скорость движения воздуха, а в осенне – летний период – еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи. С детьми первого года жизни воздушные ванны можно проводить спустя 30 - 40 мин. После приема пищи, а старше года -  через 1 -1,5 часа.

Младших детей (первый год  жизни) во время воздушной ванны  на несколько минут оставляют  в одних распашонках, а затем  и полностью раздевают. Дети старше года вначале принимают воздушные  ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания – в  трусах и, если позволяют условия, босыми.

В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту. Начинать ходить босиком  следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2-3 минут  до 10-12 минут и более. Минимальная  температура воздуха, при котором  детям разрешается ходить босиком, 20-22 ̊С.

Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед  дневным сном им разрешается дойти  до своей кровати по ковровой дорожке  босиком. С детьми 5-7 лет рекомендуется  проводить утреннюю гимнастику и  физкультурные занятия сначала  в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При  температурах выше или ниже указанных, наступает соответственно переохлаждение или перегревание, что может стать  причиной заболевания.

Оздоровляющее действие воздуха  необходимо также использовать при  организации дневного сна и прогулок.

ЗАКАЛИВАНИЕ  СОЛНЦЕМ

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность  организма.

Под воздействием солнечных  лучей химические и биологические  процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет  увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. В подкожном жировом  слое под влиянием ультрафиолетовых лучей из провитамина D вырабатывается  активный витамин D. Изменяется общее состояние организма, улучшаются  настроение, сон, аппетит, повышается работоспособность и сопротивляемость организма различным заболеваниям.

Солнечные лучи  оказывают  благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут  причинить вред.

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Облучение  прямыми солнечными лучами не рекомендуется  всем детям первого года жизни  и детям старшего возраста с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях  используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

В дошкольных учреждениях  закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весеннее –  летнее время. Начинают со свето – воздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги( на голове должна быть светлая шапочка).По мере проявления загара  солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя  их в трусах и майках, а затем и в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин., постепенно доводят до 10 мин. В течении дня продолжительность солнечных ванн может быть 40- 50 минут.

В осеннее и зимнее время  в средней полосе и особенно на Крайнем Севере, где мало солнечных дней, детей облучают ртутно – кварцевыми лампами. Облучать ультрафиолетовыми лучами рекомендуется всех детей 2 раза в год: в ноябре – декабре и в марте – апреле (15-20 процедур), обязательно без перерывов.

ЗАКАЛИВАНИЕ ВОДОЙ.

 

Водные процедуры могут  быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими(обтирание или обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Используют воду такой температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка(28-36 °С ), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2-3 дня) снижают на 1 °С и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28 до 20°С, от 3 до 3 лет – до 16°С , для детей 3 лет и старше – до14 °С .

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног приводит к простудным заболеваниям. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 литра при температуре воздуха в помещении не ниже 20°С .На каждое обливание расходуется 2-3 литра воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15-20 секунд, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30 °С , а затем ее снижают через каждые 1-2 дня на 2 °С .

Обливание ног с использованием воды контрастных температур можно  рекомендовать для детей раннего  возраста в холодный период года, когда  частота респираторных заболеваний  возрастает.

Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой(35-36 °С ),а затем сразу прохладной(24-25 °С),после чего опять теплой. Постепенно температуру воды повышают до 40 °С, а прохладной снижают до 18°С .Заканчивают процедуру сухим растиранием.

Обтирание можно начинать с 3 – месячного возраста. Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 ст.л.на ведро).После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Обливание всего тела проводят при температуре воздуха не ниже 23°С. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину. После обливания сразу следует сухое растирание. Длительность процедуры увеличивают с 15 до 35 с .Температуру воды снижают через 3-4 дня на 2 °С .Летом обливание рекомендуется проводить на воздухе.

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) –одна из любимых детьми закаливающих процедур. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода. Все это в сочетании с движениями, который ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно – сосудистой, эндокринной и других  систем.

Информация о работе Закаливание дошкольника в условиях детского учреждения