Значение сна для детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:16, реферат

Описание

Важность данного вопроса не вызывает сомнений. Попытки выявить связь между сном и процессами формирования индивидуальных особенностей организма – одно из приоритетных и перспективных направлений исследований за рубежом.

Содержание

Актуальность проблемы стр. 3
Структура и значение сна для организма стр. 4
Потребность во сне у различных возрастных групп. Рекомендации стр. 7
Список использованной литературы стр. 9

Работа состоит из  1 файл

ГДИП реферат.docx

— 26.48 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО СПб  ГМА им. И.И. Мечникова

Кафедра гигиены  детей и подростков

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Значение сна  для детей и подростков»

 

 

Выполнил студент 502 группы

Клименко Т. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПб, 2011

Содержание

Актуальность проблемы        стр. 3

Структура и значение сна для  организма      стр. 4

Потребность во сне у различных  возрастных групп. Рекомендации  стр. 7

Список использованной литературы      стр. 9

 

 

 

Актуальность проблемы

Важность данного вопроса не вызывает сомнений. Попытки выявить  связь между сном и процессами формирования индивидуальных особенностей организма – одно из приоритетных и перспективных направлений  исследований за рубежом.

Так, в Пенсильванском университете было проведено исследование, целью которого было выяснить зависимость времени, в которое дети укладываются спать и их поведением в период бодрствования. 
Для проведения эксперимента было привлечено более ста детей в возрасте от восьми до тринадцати лет. В результате ученые сделали следующие выводы: те дети, которые предпочитали поздний сон, проявляли большую склонность к антисоциальному поведению. При этом, мальчики продемонстрировали большее количество расстройств в поведении, также у них был отмечен более высокий уровень гормона стресса – кортизола, который напрямую связан с биоритмами человеческого организма во время его сна и бодрствования. А в результате того, что нормальный ритм нарушался, этот факт сразу же отразился на детском поведении. 
А что касается девочек, то поздний сон способен спровоцировать возникновение у них суицидальных наклонностей, неконтролируемой агрессии, направленной на родителей и сверстников. 
По мнению ученых такие последствия вызваны нехваткой сна, в результате чего снижаются самоконтроль и внимание, а, как следствие, отклонения от общепринятых правил в поведении. Помимо того, что недосыпание приводит к сбоям в работе организма, это также грозит детям и последствиями правового характера, ведь такое поведение может привести к тому, что ребенок может перешагнуть и границы закона. 
Поэтому родители просто обязаны контролировать время, отводимое на сон, если не желают, чтобы их дети были склонны к антисоциальным поступкам и суициду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура и значение сна для  организма

Согласно некоторым определениям, сон – это сложный комплекс физиологических и психофизиологических процессов в организме, особая активность мозга; согласно упрощенной поведенческой  дефиниции, сон представляет собой  возобновляющееся состояние перцептуальной блокировки и отсутствия реакции на окружающую среду. Во время сна проявляются два различных состояния – медленный сон (non-rapid, NREM, без быстрых движений глаз) и быстрый (REM, с быстрыми движениями глаз) сон, отличающиеся друг от друга не только по указанному признаку, но и по характеру ЭЭГ, а также по ассоциированной со сном динамике различных физиологических и психофизиологических функций. Комплекс, включающий в себя медленный и быстрый сон, называется циклом сна. На протяжении ночного сна отмечается несколько таких циклов.

Биологическое значение сна связано  с адаптацией к изменению освещенности (день-ночь). Организм способен заранее  приспособиться к предстоящему изменению  внешнего мира. Сон представляет собой  важнейший механизм адаптации организма, его способности адекватно отвечать на различные эндо- и экзогенные стимулы путем перестройки биоритмов, что и обуславливает здоровье человека. Расстройства сна вносят свой вклад в ухудшение состояния  физического и психического здоровья, в развитие сердечно-сосудистой патологии, расстройств дыхания (например, апноэ  и гипопноэ во сне) которые, в свою очередь, вызывают нарушения регуляции  системы кровообращения и собственно сна.Установлено, что при адаптации к новым условиям, наблюдается изменение структуры сна. Считают, что REM сон в сложных ситуациях нужен  для нахождения новых путей взаимодействия организма с этой ситуацией. Возможно, также, что адаптация к новой ситуации  происходит во время бодрствования, а закрепление путей решения поисковой задачи – в быстрой фазе сна за счет блокировки входящей информации.

Сон способствует переработке и  запоминанию информации. Во сне облегчается  мобилизация механизмов памяти, поскольку  снижена внешняя информационная нагрузка, вызванная шумовыми помехами и другими факторами.  Во время быстрого (парадоксального) сна из памяти исключается второстепенная информация.  Быстрый сон и сновидения необходимы для адаптации к информационно значимой информации. Быстрая фаза сна способствует также улучшению мнестических процессов. Кроме того, показано, что сон (когда сознание не контролирует интеллект), является необходимым условием включения интуиции. Во время сна у поэтов, композиторов, ученых могут активироваться творческие процессы, результаты которых отражаются в сновидениях.  Следует подчеркнуть, что раздражители, действующие во сне, своеобразно отражаются в содержании сновидений. Чем сильнее и значимее для человека внутренний или внешний раздражитель, тем менее выразительное или менее эмоциональное будет содержание сновидения, и наоборот. Слабые раздражители, такие как давно забытые впечатления, нейтральные остатки впечатлений, слабые внешние раздражители во время сна представлены  в  сновидениях  весьма впечатляющими картинами, а сильные впечатления предыдущего дня или сильные внешние раздражители  часто вообще не представлены в сновидениях.

В настоящее время разрабатывается  представление, согласно которому высшая координация висцеральных функций  осуществляется во время сна с  вовлечением в этот процесс коркового уровня. У ребенка одновременно с циклической организацией сна формируются механизмы ауторегуляции мозгового кровотока, направленные на поддержание циркуляторного гомеостаза мозга в целом, так и на адекватное его кровоснабжение в период усиления функциональной активности во время парадоксальной фазы сна. Кроме того, с развитием циклической организации сна тесно связано формирование у ребенка терморегуляции и центральных механизмов регуляции сердечного ритма и ритма внешнего дыхания.

Многими сомнологами получены экспериментальные  и клинические данные в пользу защитной / восстановительной функции сна, гипотезу о которой на основании своих исследований высказал еще в 60-70 годах прошлого века классик сомнологии I.Oswald. Сон, являясь выражением внутренней инстинктивной потребности,  снижает суточные энергетические затраты организма,  навязывая ему отдых.

Во время сна происходит компенсация  возникающих в период бодрствования  рассогласований познавательных, мнестических, эмоциональных и других психических  процессов. Авторы считают, что сегменты стадий сна являются важными элементами, отражающими функциональные возможности  сна и мозга в целом. Внутренняя организация сна определяется тем, что мозгу необходимо воссоздать утерянные, отлаживать существующие и  создавать различные варианты в  системе межнейронального взаимодействия, измененной в период предшествующего  бодрствования. Назначение сна как  отлаживающего механизма, в котором  отрабатываются согласования межнейронального и межсистемного взаимодействия, направлено на наведение порядка  в деятельности мозга. Превращение  же сна в относительный хаос в  условиях реальной жизни, тем более, стресса и инсомний может быть причиной нарушения структуры сна.

В рамках новой концепции о восстановительной  функции сна лежит идея о мембранной фазово-переходной молекулярной «машине» (МФПМ) как ключевом звене механизма  экзоцитоза в быстрых синапсах ЦНС. Важнейшим следствием МФПМ механизма  является необходимость периодического снижения температуры мозга, что  и наблюдается в медленноволновой фазе сна, направленного на восстановление строго определенного молекулярного  состава мембран в активных зонах  синаптических окончаний. Восстановление невозможно без снижения температуры  мозга, а оно, в свою очередь, приводит к выключению МФПМ механизма. Таким  образом, восстановительная функция  сна по физической причине несовместима с активным состоянием мозга при бодрствовании. Такой взгляд на роль системы терморегуляции открывает новые перспективы в изучении механизмов регуляции сна и в поисках новых методов коррекции его нарушений.

Сон оказывает системное влияние  на организм. В процессе сна происходит перестройка деятельности нервных  центров, регулирующих состояние гормональной сферы, интенсивности обмена веществ, висцеральных функций. В период медленного сна реализуются анаболические  процессы всего организма, включая  головной мозг. Происходит восстановление энергетического потенциала клеток. Многофакторная регуляция медленного сна (нейромедиаторы, гормоны, пептиды, простагландины и др.) обеспечивает высокую стабильность всех физиологических процессов в эту стадию сна.  Во время быстрого сна интенсивные синтетические процессы идут преимущественно в ткани мозга. В связи с тем, что сразу же после различных острых стрессорных воздействий в эксперименте отмечалось резкое нарастание представленности REM сна, сохраняющееся длительное время при хронических неспецифических по отношению к регуляции сна и бодрствования стрессорных воздействиях, высказано предположение, что во время быстрого сна происходит восстановление ткани головного мозга после её повреждения.

Сон выполняет протекторную функцию, повышая стрессоустойчивость мозга  и организма в целом. Нормальный сон способствует сохранению психоэмоционального  статуса человека. Депривация сна  человека в течение 4-5 суток сопровождается нарушением поведения, повышением раздражительности, психическими расстройствами. Наиболее значительно меняется поведение  человека при лишении его медленного сна: возникает повышенная возбудимость, развязность. Может создаться впечатление, что человек, прежде всего, нуждается  в медленноволновом сне. Однако подобные результаты получены и при депривации быстрого сна. Лишение человека REM сна  приводит к значительным нарушениям психики: повышается раздражительность  и эмоциональная расторможенность, появляются галлюцинации, а при углублении этого состояния могут появиться  параноидальные навязчивые идеи.  Добавим, что сновидения представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты.

Хотя лишение сна в течение  одной ночи стимулирует нейрогенез в гиппокампе, продолжительная депривация сна подавляет пролиферацию клеток  гиппокампа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Потребность во сне у различных возрастных групп. Рекомендации

Возраст 1-3 года.

В этом возрасте большинство детей  спит от 10 до 13 часов в сутки. Боязнь оставаться одному, стремление противоречить, свойственное детям в этом возрасте, или желание постоянно находиться рядом с мамой и папой, могут  побуждать ребенка к тому, чтобы  не засыпать как можно дольше.

Отметьте для себя в какое  время вечером ребенка начинает клонить ко сну и отметьте это  время как постоянное время отхода ко сну. Не принуждайте ребенка спать  днем, если только он не болен и не переутомился. Процедура приготовления  ко сну может занимать 15-30 минут, состоять из расслабляющих действий, чтения книг, купания и массажа. Она  не должна быть слишком долгой и  сложной, иначе это не поможет  ребенку расслабиться. Насколько  это возможно позвольте ребенку  перед сном сделать некий выбор, наподобие выбора пижамы, сказки, игрушки, которую положат с ним в  кроватку. Это даст ребенку возможность  ощутить контроль над происходящим.

Иногда даже те дети, которые спят хорошо, иногда будят родителей ночью. Причинами могут быть режущиеся  зубки или сны. Дети в этом возрасте начинают активно видеть сны, часто  пугающего, по их мнению, содержания, так  как в этом возрасте дети еще плохо отличают сон от реальности. Поэтому следите, чтобы дети перед сном не смотрели страшные мультики, не читайте им страшные сказки. Если ребенок в этом возрасте проснулся ночью, успокойте и поддержите его, попросите рассказать свой сон, останьтесь с ним пока он не успокоиться, но напоминайте ему, что он должен постараться снова поскорей заснуть.

Дети дошкольного возраста 4-6 лет.

Их сон длиться 10-12 часов в сутки, причем, если ребенок получил свою обычную норму ночного сна, ему не обязательно спать ночью. Дети в возрасте 5 лет, все еще могут видеть страшные сны. Поэтому придумайте и подготовьте специальный «противостраховый» набор, который может включать в себя, книжку, сказку на кассете, и положите в специальное место в комнате ребенка, где последний может его взять, если ему приснился кошмар. И опять-таки не забывайте о необходимости укладывать ребенка спать в одно и то же время.

Дети школьного возраста 6-12 лет.

Дети 6 лет нуждаются в 11-12 часовом  сне. Причиной, почему ребенок не засыпает, может являться его желание побыть наедине с родителями без братьев  и сестер. Время приготовления  ко сну – это только его личное время, когда он может поговорить с родителями о своих проблемах. Поэтому разумно начать приготовление  ко сну немного раньше, чтобы у  ребенка было время с вами пообщаться. Это также подготавливает его  ко сну.

Количество часов необходимых  ребенку, чтобы выспаться уменьшается  с возрастом. Обычно в 12 лет ребенку  необходимо лишь 10 часов. Тем не менее, вам решать, сколько сна необходимо ребенку в этом возрасте. Также  позвольте ему самому определять время отхода ко сну на выходных, особенно если никаких особых событий  на выходные не планируется.

Подростки.

На первый взгляд кажется, что сон  в жизни подростка уже не играет такой важной роли как у детей  дошкольного возраста. Поэтому многие родители разрешают своим детям  ложиться спать попозже, после полуночи, не соблюдая режим.

Из-за возрастных изменений в организме, связанных с половым созреванием, подросткам требуется около 9 часов  сна в сутки, а на деле они в  среднем спят всего по 7,5 часов. Это  довольно тревожный сигнал – согласно исследованиям ученых из Мичиганского университета, дети, которые регулярно  не высыпаются, вдвое чаще начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики, чем их соблюдающие режим сверстники. Кроме того, подростки, которые ложатся  спать после 12 ночи, больше подвержены депрессиям и даже суицидальным настроениям.

Современные подростки относятся  ко сну совершенно несерьезно, считая его бессмысленной тратой времени, которую надо по возможности избегать. По опросам британских врачей, четверть детей в возрасте 12-16 лет засыпают с включенным телевизором, музыкальным  центром или другими гаджетами. Не в силах расстаться с любимыми игрушками, они засыпают только тогда, когда сон их окончательно сморит. Негативно сказываются на продолжительности  сна и оставленные включенными  на ночь мобильные телефоны – многие подростки просыпаются от сигналов смс-сообщений до нескольких раз  за ночь.

Информация о работе Значение сна для детей и подростков