Административное право в системе российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:04, реферат

Описание

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обеспечено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность характерна для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право, с полным основанием, можно характеризовать как центральную область в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей. Таким образом, в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права.

Содержание

Введение………………………………………………………………….с.3
Предмет административного права…………………………………….с.5
Методы административного права……………………………………..с.8
Система административного права………………………………….....с.11
Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права……………………………………………………………………...с. 14
Реформирование административного права………………………….с. 17
О «синдроме бесправия»………………………………………………с. 20
Место административного права в правовой системе Российской Федерации…………………………………………………………………с.22
Заключение………………………………………………………………..с.25
Список используемой литературы………………………………………с.27

Работа состоит из  1 файл

реферат по праву.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Введение………………………………………………………………….с.3
  2. Предмет административного права…………………………………….с.5
  3. Методы административного права……………………………………..с.8
  4. Система административного права………………………………….....с.11
  5. Взаимосвязь и разграничение административного права и иных отраслей права……………………………………………………………………...с. 14
  6. Реформирование административного права………………………….с. 17
  7. О «синдроме бесправия»………………………………………………с. 20
  8. Место административного права в правовой системе Российской Федерации…………………………………………………………………с.22
  9. Заключение………………………………………………………………..с.25
  10. Список используемой литературы………………………………………с.27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовое регулирование  современных общественных отношений  обеспечивается нормами публичного права, которое охватывает большую сферу отраслей жизни государства и общества. Оно направлено

на охрану социальных и политических интересов, участвует  в сфере организации и функционирования негосударственных учреждений, не входящих в систему государственной власти.

Одной из самых объемных отраслей публичного права является административное право, которое регулирует круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти.

Административное право  представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обеспечено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность характерна для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право, с полным основанием,  можно характеризовать как центральную область в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей. Таким образом, в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права.

Принципиально важный характер этой отрасли права подчеркивает и главный метод правового  регулирования – императивный метод, метод властных предписаний. Поэтому  административное право считается  одной из базовых отраслей права, с одной стороны, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования, а с другой – обеспечивающей публичные интересы, защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов. Безусловно, административное право испытывает на современном этапе множество различных проблем.

Но, на мой взгляд, актуальность данной темы бесспорна, поскольку

изменение государственного строя, произошедшее в конце прошлого века в России, повлекло за собой значительные изменения структуры государственного управления.

Произошедшие перемены сделали необходимым пересмотр  содержания в трех сферах: исполняемые  государством функции; деятельность органов, на которые возложено исполнение этих функций; а также принципы функционирования органов государственной власти. Именно эти аспекты повлекли реформирование и модернизацию административного права.

Модернизация государственного управления подразумевает  упорядочивание, упрощение и общую доступность его аспектов для граждан.

Таким образом, административное право в системе российского права представляет собой ряд теоретических аспектов, отображающих сущность, основные положения, методы регулирования, взаимодействия с другими отраслями системы российского права, а также, отображает современные проблемы в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

Между отраслями российского  права существуют серьезные различия. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общественных отношений, которые они регулируют. Особенности этих общественных отношений определяют предмет регулирования.

В предмете административного  права России четко выделяются три  группы общественных отношений, возникающих  при осуществлении [5]:

регулятивной, созидательной и охранительной деятельности публичной администрации.

Публичную административную власть осуществляют органы исполнительной власти и муниципальные органы, а также ряд подчиненных им учреждений (центры временной изоляции несовершеннолетних и др.), строевых подразделений (полки дорожно-патрульной службы, ОМОН и др.), также руководители иных государственных и муниципальных органов, осуществляющие внутриорганизационную деятельность. Председатель представительного органа и тем более руководитель его аппарата, прокурор, председатель суда, руководя подчиненными им работниками, органами, выступают как главы учреждений, администраторы. Так, например, председатель областного суда, организуя работу судей аппарата областного суда, занимается не правосудием, а административной деятельностью.

К государственной администрации относятся Администрация Президента РФ и Управление делами Президента РФ, Банк России, его главные управления и расчетно-кассовые центры.

Таким образом, под публичной администрацией прежде всего понимается система органов государственной исполнительной власти и муниципальных исполнительных органов, а также осуществляющие административную власть иные органы, руководители всех муниципальных и государственных органов, учреждений, предприятий, строевых подразделений. Можно сказать, что к публичной администрации относятся все существующие в Российской Федерации государственные и муниципальные органы, кроме представительных органов и судов, администрации представительных и судебных органов, государственных и муниципальных организаций.

Деятельность  администрации двойственна. В ней  главное — созидательное начало, организация нормальной жизни и  развития общества, а также его систем: образования, здравоохранения, связи, транспорта и других. Но важна и охранительная работа: защита прав личности, собственности, нормальных условий существования государства, общества, граждан. Соответственно, предметом административного права являются обе стороны функционирования публичной администрации: созидательная («активная администрация») и охранительная («пассивная администрация»).

Административное  право, если быть точным, регулирует не деятельность, а отношения, возникающие  при этом. Оно закрепляет обязанности  и права всех сторон общественных отношений и властных, и невластных субъектов. Правила дорожного движения, лицензирования, санитарии, таможенного оформления товаров и многие другие могут служить тому примером.

Публичная административная, организующая деятельность существует во всех сферах общественной жизни, она  велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях она настолько специфична, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Поэтому необходимо в определение предмета административного права внести такое существенное уточнение: оно регулирует все отношения, возникающие в процессе функционирования публичной администрации, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права Российской Федерации.

Все административно-правовые отношения можно разделить на три вида:

а) внутриаппаратные отношения.

 Соответствующие  юридические нормы закрепляют  систему исполнительных органов  власти, организацию службы в  них и взаимоотношения, формы  и методы внутриаппаратной работы;

б) внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями любых организационно-правовых форм, с гражданами;

в) отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства.

Статья 118 Конституции РФ [1] закрепляет существование в стране конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Административное судопроизводство — это рассмотренные судами административных дел в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.

Обобщая вышесказанное, можно дать более полное определение  предмета административного права: это система общественных отношений, возникающих при осуществлении  властной деятельности публичной администрацией по исполнению законов, актов правосудия, публичных договоров (если они не стали предметов регулирования других отраслей права), а также при осуществлении административного судопроизводства.

В наше время  публичная административная деятельность и возникающие при этом отношения  имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граждан, защиты прав граждан и частных организаций.

Главная составляющая предмета административного права, его ядро — система отношений  публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определить и как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятельностью, а также при осуществлении административного судопроизводства.

 

МЕТОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Ими являются методы правового регулирования общественных отношений.

В юридической науке  проблема методов правового регулирования является дискуссионной. Ю.М. Козлов полагает [4], что до сих пор имеются два принципиально различных подхода к пониманию их содержания: «а) каждая правовая отрасль помимо предмета имеет и свой собственный метод; б) все отрасли права используют в регулятивных целях единые правовые средства, заложенные в самой природе права. Предпочтительной представляется вторая позиция».

Любая отрасль российского  права использует в качестве средств  правового регулирования следующие  три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в совокупности составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания - возложение на лиц прямой юридической обязанности  совершать те или иные действия в  условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - возложения на лиц прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридические разрешения совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Для механизма административно-правового  регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного  типа, т.е. предписания (включая запреты). Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Последняя обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Такого рода полномочия не могут находиться в распоряжении обеих сторон; иное превратило бы их в равноправных субъектов.

Административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников, т.е. здесь преобладает императивный метод (метод властных предписаний). Следствием этого является то, что административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Таким образом, суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

а) установление определенного  порядка действий - предписание к  действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;

б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

Информация о работе Административное право в системе российского права