Правовое значение пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 17:21, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение стадии производства по делам об административных правонарушениях, а именно стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Правовое значение пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях………………………………………….5
2. Порядок и сроки подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении………………………………………….8
3. Особенности рассмотрения жалобы по делам об административном правонарушении………………………………………………………………...11
4. Виды решений по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении…………………………………………14
5. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении………………………………..17
6. Особенности деятельности прокурора на стадии пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях……………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 32.23 Кб (Скачать документ)

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

-выясняют, имеются ли  обстоятельства, исключающие возможность  рассмотрения жалобы данными  судьей, должностным лицом, а также  обстоятельства, исключающие производство  по делу;

-разрешают ходатайства, при необходимости назначают  экспертизу, истребуют дополнительные  материалы, вызывают лиц, участие  которых признано необходимым  при рассмотрении жалобы;

-направляют жалобу со  всеми материалами дела на  рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится  к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест[6] .

Общие нормы о десятидневном сроке на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и ее рассмотрение не применяются по делам о нарушениях избирательного законодательства и законодательства о референдуме, ответственность за которые предусмотрена ст.5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52 КоАП. Ст.30.3, 30.5 КоАП дополнены правовыми нормами, устанавливающими, что по делам указанных категорий сроки подачи жалобы на постановление по делу и срок рассмотрения жалобы составляют пять дней.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

-объявляется, кто рассматривает  жалобу, какая жалоба подлежит  рассмотрению, кем подана жалоба;

-устанавливается явка  физического лица или законного  представителя физического лица, или законного представителя  юридического лица, в отношении  которых вынесено постановление  по делу, а также явка вызванных  для участия в рассмотрении  жалобы лиц;

-проверяются полномочия  законных представителей физического  или юридического лица, защитника  и представителя;

-выясняются причины неявки  участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;

-разъясняются права и  обязанности лиц, участвующих в  рассмотрении жалобы;

-разрешаются заявленные  отводы и ходатайства;

-оглашается жалоба на  постановление по делу об административном  правонарушении;

-проверяются на основании  имеющихся в деле и дополнительно  представленных материалов законность  и обоснованность вынесенного  постановления;

-в случае участия прокурора  в рассмотрении дела заслушивается  его заключение[7] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ВИДЫ РЕШЕНИЙ ПО ЖАЛОБЕ  НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ  АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит отдельный процессуальный документ в форме решения (ч.1, 2 ст.30.7 КоАП). Этот документ должен быть полным, обстоятельным и мотивированным, как и постановление по делу, что предусмотрено ч.2 ст.30.7 и ст.29.10 КоАП.

В соответствии со ст.29.10 в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество  судьи, должностного лица, наименование  и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения  дела;

3) сведения о лице, в  отношении которого рассмотрено  дело;

4) обстоятельства, установленные  при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса  или закона субъекта Российской  Федерации, предусматривающая административную  ответственность за совершение  административного правонарушения, либо основания прекращения производства  по делу;

6) мотивированное решение  по делу;

7) срок и порядок обжалования  постановления[8] .

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из пяти возможных решений.

1. Об оставлении постановления  без изменения, а жалобы без  удовлетворения.

2. Об изменении постановления. При этом не может быть усилено  административное наказание или  иным образом ухудшено положение  лица, в отношении которого вынесено  постановление.

3. Об отмене постановления  и о прекращении производства  по делу. Такое решение может  быть принято в случае:

а) малозначительности совершенного правонарушения и возможности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ освобождения от административной ответственности;

б) наличия обстоятельств, исключающих, согласно ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении;

в) недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

4. Об отмене постановления  и о возвращении дела на  новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело. Такое решение принимается:

а) в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

б) в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

5. Об отмене постановления  и о направлении дела на  рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы  установлено, что постановление  было вынесено неправомочными  судьей, органом, должностным лицом[9] .

Наряду с этим в результате рассмотрения дела суд вправе оставить постановление без изменения либо изменить его, если не усиливается административное наказание и не ухудшается иным образом положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Кроме того, возможно вынесение определения о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если это установлено при рассмотрении жалобы по существу (ч.3 ст.30.7 КоАП).

В вводной части решения по жалобе необходимо указывать об участниках производства по делу об административном правонарушении, присутствовавших при рассмотрении жалобы.

Выполняя требование о соблюдении правил КоАП в части мотивировки решения по жалобе в соответствии со ст.29.10 КоАП, в описательно-мотивировочной части решения по жалобе надо отражать: факт совершения административного правонарушения и доказанность вины в его совершении лица, в отношении которого вынесено обжалованное постановление; наличие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств либо оснований для прекращения производства по делу; соразмерность назначенного административного наказания степени тяжести, общественной опасности административного правонарушения и данным о личности правонарушителя.

Решение вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы или об отказе в этом должно быть зафиксировано в описательно-мотивировочной части этого процессуального документа.

Резолютивная часть решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должна быть конкретной и четкой, исключающей различные понимание и толкование. Исполнимости решения по жалобе (особенно в случаях изменения вида и меры административного наказания) призваны способствовать соблюдение правил о немедленном оглашении решения, вручении (или высылке) его копии и доведении его до сведения органа исполнения, а также заинтересованных участников производства (ст.30.8 КоАП).

 

 

 

 

 

5. ПЕРЕСМОТР РЕШЕНИЯ, ВЫНЕСЁННОГО  ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ  ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ  ПРАВОНАРУШЕНИИ

 

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд[10] .

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 КоАП.

Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 КоАП, в трехдневный срок со дня вынесения решения[11] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПЕРЕСМОТРА  ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО  ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (в т.ч. постановление судьи) и последующие решения вышестоящих органов (должностных лиц) по жалобам на такое постановление могут быть в течение 10 суток опротестованы прокурором в порядке, которые установлены ст.30.1 - 30.3 КоАП, и рассматриваются в порядке и сроки, которые предусмотренные ст.30.4 - 30.8 КоАП. О результатах рассмотрения протеста выносится решение, копия которого направляется соответствующему прокурору и заинтересованным участникам производства по делу, указанным в ст.25.1 - 25.5 КоАП (ст.30.10 КоАП).

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть опротестованы прокурором. При этом право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям[12] .

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ[13] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗВКЛЮЧЕНИЕ

В результате данной работы была рассмотрена одна из стадий производства по делам об административных правонарушениях, а именно пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Пересмотр постановлений и решений, принятых в рамках производства по делам об административных правонарушениях, на сегодняшний день является комплексным правовым институтом, в котором сосредоточен разноотраслевой процедурно-процессуальный инструментарий.

Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения. Факультативность означает, что ее возникновение связано с усмотрением участников процесса, имеющих право на обжалование и опротестование, в то время как наличие других стадий зависит от вида производства, юридических свойств и видов постановлений и решений по делу. Ни орган, рассмотревший дело, ни вышестоящий орган в порядке контроля не могут по своей инициативе пересмотреть принятое постановление или решение по жалобе (протесту).

Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст.33, 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципальные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти. Реализация этих конституционных норм в законодательстве осуществляется путем создания специальных процессуальных институтов, в том числе института общей и специальной административной жалобы, а также судебного оспаривания незаконных актов государственной власти.

Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл.30 КоАП РФ.

Институт пересмотра дела выполняет в производстве следующие функции:

- обеспечивает реализацию  прав участников на защиту  от незаконных и необоснованных  процессуальных решений;

- закрепляет полномочия судебных органов по контролю за административными юрисдикционными актами;

Информация о работе Правовое значение пересмотра постановлений и решений по делу об административных правонарушениях