Правовые акты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание

В теории административного права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его рамках осуществляются все важнейшие функции государственного управления (или публичного управления вообще). Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления принимаются органами исполнительной власти, однако они могут также приниматься государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной власти.

Содержание

Введение ……………………………………………………………... 3
1.Понятие, признаки и значение правовых актов
государственного управления, их юридическая природа ……….. 4
2.Виды актов управления …………………………………………... 7
3.Требования, предъявляемые к актам управления
и последствия их несоблюдения …………………………………... 22
4.Подготовка, согласование, принятие, вступление
в силу и опубликование
правового акта управления ……………………………………….. 24
5.Действие правового акта управления …………………………. 32
Заключение …………………………………………………………. 32
II. Практическое задание ………………………………………… 33
Список используемой литературы ……………………………… 36

Работа состоит из  1 файл

Kursovoi sait.docx

— 71.01 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

I. Работа на тему: правовые акты государственного управления

Введение   ……………………………………………………………...  3

1.Понятие, признаки и значение правовых актов

государственного управления, их юридическая природа    ………..  4

2.Виды актов  управления   …………………………………………...  7

3.Требования, предъявляемые к актам управления

и последствия их несоблюдения   …………………………………...  22

4.Подготовка, согласование, принятие, вступление

в силу и опубликование

правового акта управления    ………………………………………..  24

5.Действие правового акта управления      ………………………….  32

Заключение    ………………………………………………………….  32

II. Практическое задание   …………………………………………  33

Список используемой литературы   ………………………………  36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовые  акты государственного управления.

 

Введение

В теории административного  права институт правового акта управления (административного акта) является одним из центральных, ибо в его  рамках осуществляются все важнейшие  функции государственного управления (или публичного управления вообще). Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления принимаются  органами исполнительной власти, однако они могут также приниматься  государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной  власти, — органами законодательной  и судебной власти. В последнем  случае акты управления (приказы, распоряжения, инструкции) направлены на разрешение внутриорганизационных проблем  и вопросов в системе этих органов; они принимаются руководителями органов законодательной власти, прокурорами, председателями судов. Судьи  принимают также постановления  в результате рассмотрения отнесенного  к их компетенции в области  административной юрисдикции дела об административном правонарушении. В  настоящее время назрела необходимость  создания в высших учебных заведениях специального учебного курса по проблеме административных правовых актов. Традиционно  в учебниках отечественного административного  права используется термин "правовые акты управления", реже - "административные акты". Западноевропейская административно-правовая наука и законодательство оперируют понятием "административные акты". Административные акты — это ядро общего административного права, особая публично-правовая область реализации управленческих функций и особый вид управленческого процесса; они являются сущностью административного права.

 

1. Понятие, признаки и значение правовых актов

государственного управления,   их юридическая природа.

Акт государственного управления —  это официальное предписание, которое  основано на законе, принято субъектом  управления на любом уровне государственной  иерархии в порядке одностороннего волеизъявления и в пределах его  компетенции с соблюдением установленной  процедуры и формы и влечет за собой определенные юридические  последствия.

Акты управления являются разновидностью управленческих решений, с помощью  которых осуществляется управление народнохозяйственным комплексом, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью государства.

Акт государственного управления —  это подзаконный акт. Подзаконный  характер актов государственной  исполнительной власти состоит в  их точном соответствии закону. Издание  актов управления является частью управленческой деятельности и одним из видов  правовых актов государства.

Акты управления направлены на достижение конкретного, оперативного руководства. С их помощью осуществляется реализация норм права в процессе управленческой деятельности, обеспечивается необходимое  поведение участников административных правоотношений. Акты управления служат основой возникновения соответствующих  правовых отношений.

Акты управления устанавливают  определенные правила поведения  — предписания, разрешения, запрещения. Они защищают права и законные интересы граждан, государственных  и негосударственных организаций, охраняют государственную безопасность и общественный порядок и т. п. В актах государственного управления содержатся обязательные для выполнения предписания, которыми на граждан, государственные  и негосударственные организации  и должностных лиц возлагаются  определенные правила поведения: их права, обязанности, ответственность.

Административно-правовые акты управления в системе законодательства Российской Федерации имеют свои особенности  и общие характерные черты. Наиболее характерными для них являются следующие  основные черты:

1. Имеют юридическую природу  правовой формы исполнительно-распорядительной  деятельности.

2. Обладают государственно-властным  характером и обязательны для  исполнения в отношении того  круга лиц, кому они адресованы.

3. Исполнение акта управления  гарантируется, а при необходимости  и обеспечивается принудительной  силой государства.

4. По своей юридической силе  имеют подзаконный характер. Это  означает, что они могут быть  изданы уполномоченным на это  должностным лицом или органом  исполнительной власти, а также  органом местного самоуправления (юридически нет, но фактически - да) в соответствии и на основании  Конституции РФ, федеральных конституционных  и федеральных законов с целью  обеспечения их исполнения.

5. Они устанавливают обязательные  правила поведения либо регулируют  конкретные отношения. Выполнение  содержащихся в них предписаний  влечет за собой наступление  определенных юридических последствий  - возникновение, изменение или  прекращение административно-правовых  отношений.

6. Они должны носить творческий  характер, поскольку содержащиеся  в них предписания направлены  на оптимальное решение управленческих  вопросов. Для достижения этого  требования необходимы творческий  подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических  данных.

7. Административно-правовые акты  управления издаются в одностороннем  порядке. При издании межведомственных  управленческих актов следует  говорить о выражении коллективной  воли субъектов управления.

Таким образом, административно-правовой акт управления представляет собой подзаконное одностороннее юридически властное предписание, изданное компетентным субъектом в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

Профессор А.П. Коренев считает, что  административно-правовой акт управления - это юридический акт, регулирующий определенные общественные отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, персонально определяющий поведение адресата, обладающий властным, творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

Профессор Д.Н. Бахрах считает, что акты государственной администрации - это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

По мнению профессора Ю.Н. Старилова, правовой акт управления представляет собой разновидность документов, используемых в процессе деятельности органов управления (должностных лиц) и представляющих собой справки, заключения, докладные записки, протоколы, акты ревизий, инвентаризаций, проверок и т.д., которые фиксируют определенные обстоятельства, имеют юридическую значимость, но не содержат (в отличие от правовых актов) односторонние государственно-властные обязательные к исполнению предписания.

Правовые акты управления имеют  следующее юридическое значение:

1) выступают средством объективизации  управленческой деятельности субъектов  государственного управления;

2) устанавливают, изменяют или  отменяют нормы права;

3) устанавливают правовой статус  субъектов административного права;

4) выступают в качестве юридических  фактов;

5) служат основанием для издания  других актов управления;

6) служат основанием для возбуждения  гражданского судопроизводства  и уголовного дела;

7) являются доказательством в  суде и в других органах  юрисдикции;

8) могут быть условием действенности  других актов.

 

2. Виды актов управления.

Основаниями (критериями) классификации  правовых актов управления могут  служить:

1) юридические свойства;

2) функциональная роль  акта управления;

3) область и сфера применения;

4) действие в пространстве (территория действия);

5) дата начала действия  акта;

6) действие во времени  (срок действия);

7) форма выражения актов;

8) характер компетенции  органов, принимающих правовые  акты управления;

9) органы, принимающие акты  управления, и их наименование;

10) степень соответствия  законам (соблюдение требований  принципа законности), юридической  значимости и действительности;

11) способ охраны актов  управления или виды юридической  ответственности за нарушение  содержащихся в административных  актах требований и правил.

 

1. В зависимости от  юридических свойств (или по  юридическому содержанию) правовые  акты управления подразделяются  на нормативные, индивидуальные и смешанные.

1.1. Нормативные административные  акты — это акты подзаконного  административного нормотворчества (или правоустановительные акты), в которых:

— содержатся нормы права  и конкретизируются нормы актов  высшей юридической силы, содержащиеся в законодательных актах, а также  предусматривается механизм их реализации;

— определяются типовые  правила поведения в сфере  публичного управления (например, правила  приватизации; правила проведения контрольно-надзорных  мероприятий; порядок наложения  административных взысканий);

— устанавливается организационно-правовой статус звеньев и органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ;

— реализуется механизм обеспечения конституционного статуса  граждан РФ, иностранцев и лиц  без гражданства, а также общественных объединений (например, об образовании, социальной защите);

— устанавливаются необходимые  запреты и ограничения;

— предоставляются специальные  права и возлагаются специальные  обязанности в сфере государственного управления (например, при объявлении чрезвычайного положения, введении карантина);

— формируются условия  взаимодействия и координации деятельности различных участников управленческих отношений;

— проводятся в жизнь  социально-экономические программы (приватизации, демонополизации, конверсии  оборонной промышленности и пр.).

К нормативным относятся акты:

изданные в установленном  порядке управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

устанавливающие правовые нормы (правила поведения);

обязательные для неопределенного круга лиц; рассчитанные на неоднократное применение;

действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Нормативные акты являются одним из источников административного  права, служат правовой основой возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений, но сами они не создают. Нормативные акты управления, включая в себя правовые нормы, рассчитаны на многократное обязательное применение на определенной территории (т. е. это самостоятельный вид правотворчества): указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления федеральных министерств и т. д. Нормативные акты могут иметь федеральное, региональное (республиканское, краевое, областное и иное "территориальное") значение, т. е. издаваться федеральными органами исполнительной власти и региональными органами власти. Нормативные акты исполнительных органов Российской Федерации и ее субъектов могут распространяться и на определенные территории, являющиеся предметом их ведения (например, на районы Крайнего Севера, на Калининградскую область, объявленную свободной экономической зоной).

Нормативные акты принимаются  для правового регулирования  однотипных общественных отношений, применяются  в течение длительного срока  действия и не имеют конкретного (персонифицированного) адресата, т. е. они адресуются неопределенному кругу лиц (субъектов права). Кроме того, нормативные акты управления применяются для регламентации управленческих отношений, складывающихся во всех сферах, областях и отраслях государственного управления, на всех уровнях исполнительной власти (т. е. на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти), а также в системе местного самоуправления.

Информация о работе Правовые акты государственного управления