Биография А.Н. Астровского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 18:09, реферат

Описание

А.Н.Островский родился 31.3(12.4).1823 в Москве, в семье чиновника-юриста, мать родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й Московской гимназии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.49 Кб (Скачать документ)

 
Александр Николаевич Островский

А.Н.Островский родился 31.3(12.4).1823 в Москве,  в семье  чиновника-юриста, мать родом из низшего  духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье – особом уголке Москвы с его устоявшимся  купеческо-мещанским бытом. Образование  получил в 1-й Московской гимназии. По настоянию отца он поступил на юридический  факультет Московского университета в 1835 году. Среди профессоров были блестящие, прогрессивные ученые, друзья Герцена и Белинского. Юноша жадно  слушал их вдохновенные слова о борьбе с неправдой и злом, о сочуствии  «всему человеческому», о свободе  как о цели общественного развития. Но, чем ближе знакомился он с  законодательством ис удопроизводством, тем менее нравилась ему карьера  юриста, и, не имея склонности к юридической  карьере, Островский оставил университет  при переходе на 3-й курс. Неодолимо  влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами старался он не пропускать ни одного интересного спектакля, многи читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В тоже время  он сам пробовал писать стизи  и рассказы. Уже с тех пор  – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве для  него стал Белинский.

В 1843 году Островский поступил писцом в Московский совестный  суд, откуда в 1845 году перевелся в  канцелярию Московского коммерческого  суда. Служба не увлекала Островского, но она оказала неоценимую пользу будущему драматургу, доставив  богатый  материал для его первых подразделений. Островский с ранних лет увлекался  художественной литературой, интересовался  театром. Еще гимназистом он начал  посещать московский Малый театр, где  восхищался игрой М.С.Щепкина и  П.С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статья В.Г.Белинского и А.И.Герцена.

Уже в своих первых произведениях Островский показал  себя последователем «гоголевского  направления» в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В.Г.Белинского Островский выразил и в литературных критических статьях этого периода, в которых он утверждал, что особенностью русской литературы является ее «обличительный характер». Появления лучших пьес Островского  было общественным событием, привлекавшим к себе внимание передовых кругов и вызывавших негодование в лагере реакции.

Первые литературные опыты Островского в прозе  отмечены влиянием натуральной школы («Записки замоскворецкого жителя», 1847). В том же году в «Московском  городском листке» было опубликовано его первое драматическое произведение – «Картина семейного счастья» (в  позднейших публикациях – «Семейная  картина»). Литературная известность  Островского принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди –  сочтемся». Еще до публикации она  стала популярной. Комедия была запрещена  к представлению на сцене (впервые  поставлена в 1861 году), а автор, по личному  распоряжению Николая I, отдан под  надзор полиции.

Ему предложили покинуть службу. Еще ранее цензура запретила  «Картину семейного счастья» и сделанный  Островским перевод комедии В.Шекспира «Усмирение своенравной» (1850).

В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственной  реакции, произошло кратковременное  сближение Островского с «молодой редакцией» реакционно-славянофильского журнала «Москвитянин», члены которой  стремились представить драматурга певцом «самобытного русского купечества и его домостроевских устоев». В  произведениях, созданных в это  время («Не в свои сани не садись», 1853, «Бедность не порок», 1854, «Не так  живи, как хочется», 1855) отразился  временный отказ Островского  от последовательного и непримиримого  осуждения действительности. Однако он быстро освободился от влияния  реакционных славянофильских идей. В решительном и окончательном  возвращении драматурга на путь критического реализма большую роль сыграла революционно-демократическая  критика, выступившая с гневной  отповедью либерально-консервативным «поклонникам».

Новый этап в творчестве Островского связан с эпохой общественного  подъема конца 50-х-начала 60-х годов, с возникновением революционной  ситуации в России. Островский сближается с революционно-демократическим  лагерем. С 1857 года он почти все свои пьесы печатает в «Современнике», а после его закрытия переходит  в «Отечественные записки», издававшиеся Н.А.Некрасовым и М.Е.Салтыковым-Щедриным. На развитие творчества Островского  оказали сильнейшее влияние статьи Н.Г.Чернышевского, а позднее Н.А.Добролюбова, творчество Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Наряду с купеческой тематикой Островский обращается к  изображению чиновничества и  дворянства («Доходное место», 1857, «Воспитанница», 1859). В отличие от либеральных  писателей, увлекавшихся поверхностным  высмеиванием отдельных злоупотреблений, Островский в комедии «Доходное  место» подверг глубокой критике  всю систему дореформенной царской  бюрократии. Чернышевский дал пьесе  высокую оценку, подчеркнув ее «сильное и благородное направление».

Усиление антикрепостнических  и антибуржуазных мотивов в творчестве Островского свидетельствовало  об известном сближении его мировоззрения  с идеалами революционной демократии.

«Островский – писатель-демократ, просветитель, союзник Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Рисуя нам в яркой картине  ложные отношения со всякими их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства» - писал Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». Не случайно Островский постоянно встречал препятствия  при опубликовании и постановке своих пьес. Островский всегда смотрел  на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического  долга, служение интересам народа. В  его пьесах нашли отражение самые  животрепещущие вопросы современной  ему действительности: углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение  тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции  и т.д.

Наиболее полную и  убедительную оценку творчества Островского  дал Добролюбов в статьях «Темное  царство» (1859) и «Луч света в темном царстве» (1860), которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое поколение 60-х годов. В  произведениях Островского критик видел, прежде всего, замечательно правдивое  и разностороннее изображение действительности. Обладая «глубоким пониманием русской  жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны» Островский явился, по определению  Добролюбова, настоящим народным писателем. Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которые было всецело подчинено  задаче реалистического воспроизведения  действительности. Островский неоднократно подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических коллизий и положений.

Деятельность Островского  способствовала победе жизненной правды на русской сцене. С большой художественной силой он изобразил типичные для  современной ему действительности конфликты и образы, и это поставило  его пьесы в один ряд с лучшими  произведениями классической литературы XIX-го века. Островский выступил активным борцом за развитие национального театра не только как драматург, но и как  замечательный теоретик, как энергичный общественный деятель.

Великий русский драматург, создавший подлинно национальный театральный  репертуар, всю жизнь нуждался, терпел оскорбления от чиновников императорской  театральной дирекции, встречал в  правящих сферах упорное сопротивление  своим заветным идеям о демократических  преобразованиях театрального дела в России.

Информация о работе Биография А.Н. Астровского