Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:59, курсовая работа
Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Введение ……………………………………………………………………...2
1. Социальное учение Аристотеля……………………………………..……4
2. Учения Аристотеля о государстве ……....………………………...…......6
2.2 Понимание государства ……….……….….….……………………........6
2.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......………...7
3. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……….…..10
3.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………….10
3.2 Виды права …………………………………………………………..…..11
4. Понятие справедливости в теории Аристотеля…………………………14
Заключение ……………………………………………………….…….…... 17
Список использованной литературы……….……………………………....19
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Социальное учение Аристотеля……………………………………..……4
2. Учения Аристотеля о государстве ……....………………………...…......6
2.2 Понимание государства ……….……….….….……………………........6
2.3 Формы правления государством .……………...…..…...…......………...7
3. Учения Аристотеля о праве…………………….….………...……….…..
3.1 Понимание права в трактатах Аристотеля …………………………….10
3.2 Виды права …………………………………………………………..…..11
4. Понятие справедливости
в теории Аристотеля…………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы……….……………………………....
Введение
Аристотель (лат. Aristoteles) родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея - древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Аристотель происходит из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н.э. Аристотель почти 14 лет проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского.
Аристотель является основателем перипатетической школы, основоположником формальной логики, положил начало естественно-историческому исследованию природы. Он был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
Противники часто обвиняли Аристотеля в безбожии, зато среди окружавшей его молодежи он пользовался огромным уважением. Позднее Аристотель покидает Афины, переселяется в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он умер от болезни желудка (322 до Р. Х.), завещав Феофрасту Эрезийскому руководство школой и свою богатую библиотеку.
Философия Аристотеля имела
громадное влияние на все последующее
развитие философской мысли и
в эпоху позднего средневековья
приобрела в европейских
Все произведения Аристотеля написаны простым языком и тщательно отделаны с точки зрения стиля. Пользовавшиеся в античности большой популярностью труды закрепили за Аристотелем репутацию писателя-платоника, пишущего красноречиво и живо.
По темам сочинения делятся на четыре основные группы.
Во-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые Органон. Сюда входят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика» и «Вторая аналитика», «Топика».
Во-вторых, Аристотелю принадлежат естественнонаучные труды. Здесь наиболее важны работы: «О возникновении и уничтожении», «О небе», «Физика», «История животных» и другие.
В-третьих, существует свод
текстов под названием
В-четвертых, имеются труды по этике и политике, куда причисляют также Поэтику и Риторику. Наиболее важными во второй период являются: «Эвдемова этика», относящаяся к последнему афинскому периоду, «Никомахова этика», состоящая из множества написанных в разные периоды лекций, «Политика», «Риторика» и сохранившаяся частично «Поэтика». Огромный труд Аристотеля о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него «Афинской политии».
Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является ее многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвященных изучению государства и общества, конечно, занимает "Политика".
Теоретическое построение
идеального полиса - конечная задача,
которую ставит перед собой
Аристотель в "Политике". Вполне
оправданными были бы поиски
нитей, связывающих идеальный
полис Аристотеля с греческими
полисами IV в. до н.э., внешними
и внутренними условиями их
существования. Разумеется, этим
не исчерпывается связь
Рассмотрение различных
теорий государственных
Признавая полезность
имущественного равенства во
взаимных отношениях между
Таким образом Аристотель приходит к заключению, что предложенные до него проекты, если они будут реализованы, не обеспечат наилучшей жизни гражданам государства.
В начале исследования
видов государственных
2. Учения Аристотеля о государстве
2.1 Происхождение государства
"Государством же мы
и называем совокупность таких
граждан, достаточную, вообще
говоря, для самодовлеющего
Патриархальная теория трактует
происхождение государства как
результат исторического
Философ был убеждённым защитником
прав индивида, частной собственности
и моногамной семьи, а также сторонником
рабства. Подвергнув критике учение
Платона о совершенном
Аристотель осуществил обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду». Наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов. Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Таким образом, возникло государство. Оно создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. По Аристотелю государство возникает только тогда, когда появляется общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит - кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
Хотя Аристотель и пытается
подойти к государству
Семья в изображении Аристотеля имеет три двойные части и соответствующие им три формы отношений: "первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети", а потому "в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские".
Аристотель считает, что
несколько семей со временем образуют
селение. По его мнению, селение - это
разросшаяся семья, интересы которой
уже превосходят обыденные
Такова патриархальная теория
происхождения государства
Элементы государства.
Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).
Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).
Единый культ.
Армия.
Общий запас.
Единые представления о справедливости.
2.3 Формы правления государством
Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются тем, в чьих руках власть - у одного лица, у меньшинства или у большинства. Таков количественный критерий.
Однако и одно лицо, и меньшинство, и большинство могут править "правильно" и "неправильно". Это качественный критерий, Кроме того, меньшинство и большинство может быть богатым и бедным. Но так как обычно бедные в большинстве, а богатые в меньшинстве, то деление по имущественному признаку совпадает с количественным делением. Поэтому получается всего шесть форм политических устройств: три правильных - царство, аристократия и полития; три неправильных - тирания, олигархия и демократия.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства.
Правильный строй - это строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит один, немногие или многие: