Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 19:01, реферат
Судебно-психологическая экспертиза - один из видов судебных экспертиз и, следовательно, одно из средств установления истины в судопроизводстве, источник доказательств.
Возникновение судебно-психологической экспертизы относится к рубежу XIX и XX вв. Развитие теории доказательств и экспериментальной психологии создало объективную предпосылку для учета психологических факторов в судопроизводстве.
1.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.
2. Особенности коммуникативной деятельности адвоката.
В-третьих, и это главное, деятельность психолога, выступающего в качестве судебного эксперта, регулируется законодательно. Он несет уголовную ответственность за определенные действия, нарушающие уголовно-процессуальную регламентацию его деятельности, обладает совокупностью обязанностей и прав.
Взаимоотношение законности и этики, законодательной регуляции деятельности эксперта-психолога и этических норм в рамках производства экспертизы можно обозначить принципом «воронки»: психолог должен действовать строго в рамках закона, соблюдать его, но варианты поведения, часто альтернативные, в разных ситуациях при проведении экспертизы (которые в силу своего разнообразия просто не могут быть оговорены в законе) подразумевают этический, моральный выбор, диктуемый общей нравственной позицией эксперта-психолога.7
После изучения предоставленных материалов и экспериментально- психологического исследования испытуемого психолог-эксперт (или комиссия экспертов) составляет заключение судебно-психологической экспертизы. Заключения судебных психологов-экспертов обычно разнообразны по содержанию, так как в каждом конкретном экспертном исследовании содержится уникальный психологический анализ материалов (в зависимости от фабулы уголовного дела и выявляемых психологических механизмов исследуемого юридического критерия) и набор примененных экспериментальных методов.
В каждом заключении должно быть указано: когда, где, кем (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание, занимаемая должность), на каком основании (определение следователя или постановление суда) была произведена экспертиза, какие вопросы были поставлены эксперту, кто присутствовал при производстве экспертизы, какие материалы эксперт-психолог использовал, какие исследования произвел. В конце заключения формулируются экспертные выводы (ответы на вопросы судебно-следственных органов). Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.
Заключение
дается только в письменном виде и
подписывается экспертом-
Заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (часто называемое также актом) подписывается всеми экспертами - и психиатрами, и психологами. Недопустимо при вынесении постановления (определения) о назначении комплексной экспертизы давать два отдельных заключения - судебно-психиатрическое и судебно-психологическое.
Орган, назначивший экспертизу, производит оценку заключения эксперта (комиссии экспертов), сопоставляя его с другими материалами дела, проводя комплексный анализ всех собранных по делу доказательств. Если заключение признано полным и обоснованным, оно будет являться доказательством по делу.
Если судебно-следственные
органы придут к выводу, что экспертное
заключение является недостаточно ясным
или полным, хотя правильность экспертных
выводов не ставится под сомнение,
то они могут вызвать эксперта-
Дополнительную экспертизу поручают тому же или другому эксперту (экспертам).
Заключение
судебно-психологической
- по делу установлены дополнительные факты, которые по-новому раскрывают обстоятельства дела;
- заключение основано на материалах дела, в котором отсутствуют сведения о личности или криминальной ситуации;
- выводы эксперта противоречат фактическим обстоятельствам дела;
- выявлена некомпетентность эксперта-психолога, что может проявляться в выходе за пределы своей компетенции, применении сомнительных, неапробированных методов или в обосновании заключения теоретическими концепциями, несовместимыми с принципами действующего законодательства (психоанализ, бихевиоризм), и т.п.8
Обеспечение обвиняемому права на защиту во многом способствует установлению объективной истины по уголовному делу. Ее познание возможно только в результате активной, целенаправленной деятельности по всестороннему, полному и объективному исследованию материалов дела, тщательного анализа как уличающих, так и оправдывающих обвиняемого доказательств.
Участвуя в качестве защитника по уголовному делу, адвокат выполняет важную задачу: защиту обвиняемого от предъявленного ему обвинения. Настойчивая, принципиальная, квалифицированная защита - одна из гарантий того, что ни один невиновный не будет предан суду и осужден, что ни одно решение, принятое следственными или судебными органами, не нарушит прав и законных интересов обвиняемого.
Успех в работе адвоката
во многом зависит от его умения
общаться с людьми: строить правильные
взаимоотношения с подзащитным,
следователем, прокурором, судом и
другими участниками уголовного
процесса, устанавливать психологический
контакт, в первую очередь с подзащитным,
изыскивать законные и реальные возможности
для оказания ему психологической
помощи, а в некоторых случаях
- и определенного
Защитнику обвиняемого коммуникативность
как качество личности безусловно необходима.
Именно это качество помогает адвокату
правильно подходить к людям,
разбираться в них, налаживать личные
и деловые отношения с
Основной этап деятельности защитника — речь в суде. Основываясь на материалах судебного следствия, защитник анализирует собранные доказательства, систематизирует те из них, которые могут опровергнуть обвинение, предъявленное его подзащитному, либо смягчить его ответственность. Характеризуя личность подзащитного, защитник делает экскурсы в проблемы поведения человека в обществе, затрагивает нюансы межличностных отношений в напряженных, стрессовых ситуациях. Это требует значительной общепсихологической и социально-психологической подготовленности, глубокой ориентации в психологии поведения личности. Адвокат широко использует возможности толкования уголовного закона: любое сомнение при толковании закона должно рассматриваться в пользу обвиняемого; законы, смягчающие ответственность, допускают расширительное толкование; законы, усиливающие ответственность (например, квалифицированные составы), подлежат ограниченному толкованию. Адвокат призван обеспечить полноту защиты. Он должен раскрыть все психологические обстоятельства совершенного деяния, которые могут вызвать снисхождение. В ряде случаев поведение обвиняемого выступает в единой системе «обвиняемый—потерпевший». Анализ существа дела в этих случаях невозможен без характеристики потерпевшего. При этом необходим квалифицированный анализ мотивов, целей и операциональных особенностей поведения потерпевшего, признаков его неправомерного поведения, а также признаков, характеризующих взаимоотношения потерпевшего и обвиняемого (отношения родства, опеки, служебной, материальной или иной зависимости). Недопустимы неоправданное перенесение центра тяжести в системе «обвиняемый—потерпевший» на потерпевшего, безосновательная дискредитация личности потерпевшего, вмешательство в его личную жизнь. Противодействуя доводам обвинения, защитник использует контрдоказательства. И чем аргументированнее и убедительнее речь прокурора, тем больший профессионализм требуется от защитника. Выступая по групповому делу, адвокат согласует свою речь с другими защитниками.
Речь адвоката на суде состоит из следующих частей:
1) вступление;
2) анализ фактических
3) анализ личностных
4) анализ мотивов совершения деяния подзащитным;
5) заключение.
Во вступлении адвокат ставит задачу — овладеть вниманием аудитории. Поэтому вступление должно быть кратким, но вызывающим повышенное внимание слушателей. Оно должно быть доверительным, приглашающим к рассуждению, критическому анализу того, что уже говорилось. Адвокат выступает в суде после прокурора. Под впечатлением его речи и последнего слова подсудимого суд удаляется в совещательную комнату. Однако выступление после прокурора содержит и определенные трудности: аудитория уже получила некоторую установку, у нее возникло определенное психическое состояние, сформировалась оценочная позиция. Речь защитника должна быть настолько убедительной, аргументированной и эмоционально воздействующей, чтобы преодолеть сложившийся психологический барьер. Защитник должен быть смелым и решительным, способным идти наперекор ожиданиям судебной аудитории. Защитная речь адвоката содержит те же структурные элементы, что и речь прокурора. Но ее построение бывает иным. Часто речь адвоката с самого начала посвящается психологической характеристике подзащитного, сложным поведенческим обстоятельствам, в которых он оказался в силу тяжелого стечения жизненных обстоятельств. Очень тщательно защитник анализирует особенности личности подзащитного, акцентуации его характера, повышенную реактивность на отдельные эмоциогенные для него ситуации, неудачно сложившиеся условия жизнедеятельности. Центральное место в характеристике личности подзащитного занимают анализ его мотивационной сферы, выяснение
подлинного смысла действий данного человека — к чему он стремился, чем руководствовался. Только развернутая психологическая характеристика личности позволяет судить о ее виновности и степени ответственности за содеянное.
Задача защитника — раскрыть глубинные пласты человеческой психики. Квалификация защитника связана с его человековедческими возможностями.
В кратком заключении защитник подводит итог всему сказанному, формулирует окончательные выводы, высказывает отношение к вопросам, которые скоро встанут перед судьями в их совещательной комнате. Он обращается к суду с просьбой об оправдании подсудимого, если его вина не установлена должным образом, либо о назначении ему минимального срока наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса, либо о применении к нему условного осуждения.10
Адвокат должен не только отстаивать интересы подзащитного, но и воспитывать, укреплять чувство законности. Успех адвокатской деятельности во многом зависит от умения находить среди большого числа доказательств такие, которые оправдывали бы его подзащитного или смягчали его вину. А это требует поиска, творческого мышления, ориентации в обстоятельствах дела. Выступая на процессе, адвокат придерживается выработанной им линии защиты и четко обозначенной цели, для достижения которой ему необходимо осуществлять какие-то действия, принимать решения. И здесь очень важна его самостоятельность, волевые качества, умение противостоять другим участникам процесса, настойчивость и решительность. Самая большая опасность для адвоката кроется в отсутствии собственного мнения, легкой внушаемости, неумении отстаивать свои убеждения, позиции. В этом случае адвокат будет пассивен, инертен и защита пройдет на низком уровне.11
Сложность нравственных проблем,
связанных с деятельностью
Практическое значение профессиональной
этики адвоката-защитника
Будучи равноправным участником
судопроизводства, адвокат-защитник должен
сознавать свою ответственность
за создание и поддержание такой
нравственно-психологической
1 http://www.psy-expert.ru
2 Журнал «Российское право: образование, практика, наука» № 4 (9) 2005, с. 56-58
3 Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. — 640 с: ил.
4 Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология: учебник. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. – с.351
5 Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник. – М.: Просвещение, 2004. – с.247
6 Петруня О.Э. Юридическая психология: Учебное пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. – 171 с.
7 http://yurpsy.fatal.ru
8 Сафуанов Ф.С., Шишков С.Н. Экспертиза "правдивости" показаний (возможности психологической экспертизы) // Законность. 1992. № 2. С. 13-14.
9 Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. Учебник для вузов. Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В. А. Томсинов — М.: Издательство "Зерцало"' 1998. — 341 с.
10 Еникеев М.И. Основы юридической психологии. М., 2009.
11 Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2011.
12 Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 2011.