История развития земельного права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа

Описание

В феврале 1859 г. появляются губернские комитеты, выработавшие к середине 1859 г. свои предложения. Эти предложения можно разбить на три группы: 1) не допускающие никакого освобождения крестьян и предусматривающие лишь мелкие преобразования; 2) предусматривающие освобождение крестьян без земли; 3) предусматривающие освобождение крестьян с землей. В результате, как известно, восторжествовала государственная политика проведения реформы 1861 г., основанная на возможности получения крестьянами политической и экономической свободы.

Содержание

Введение…………….…..……………..………………………………………….…3
1. Российское земельное право до 1917г. …..…………….……………………….4
2. Развитие земельного законодательства в 1917 – 1990 гг………………..……14
3. Современная земельная реформа………………………………………………21
Заключение…………………..……………………….………………...………..…25
Список литературы………………………………...……………………..……….26

Работа состоит из  1 файл

курсовая зем право.docx

— 41.32 Кб (Скачать документ)

После принятия Общих начал  землепользования и землеустройства 1928 г. законодательство РСФСР базировалось на законодательстве Союза ССР, направленном на упрочение земельно-правового строя, сложившегося в результате принятия Общих начал 1928 г. Среди нормативных правовых актов, направленных на защиту права землепользования колхозов, важную роль сыграл Примерный устав сельскохозяйственной артели, утвержденный СНК СССР и Президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. В ст. 2 и 3 Устава было записано, что земли, закрепленные за колхозом, составляют единый массив, который не должен уменьшаться. На обеспечение устойчивого землепользования колхозов было направлено и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов».

В период индустриализации, требовавшей новых земельных  территорий для промышленности и  строительства городов, которые  отводились для этих целей в основном за счет сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4 марта 1929 г. приняли  специальное Положение об изъятии  земель для государственных и  общественных надобностей, допускавшее  изъятие участков лишь необходимого размера и обязывающее предприятия, учреждения и организации, которым  передавались земли, возместить вызванные  изъятием земель убытки. В тот же период принимаются акты, посвященные  правовому режиму несельскохозяйственных земель: Положение о землях, предоставленных  транспорту, от 7 февраля 1933 г., Постановление  ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкции  городов и других населенных мест».

В послевоенный период активизируется работа по кодификации земельного законодательства и издаются нормативные акты, направленные, как и прежде, на обеспечение рационального  использования и охраны сельскохозяйственных земель. Что касается первого направления, то в июле 1946 г. Совет Министров  СССР принял решение возобновить  прерванную войной работу по подготовке проекта Основ землепользования СССР. К 1948 г. такой проект был разработан и опубликован для широкого обсуждения. Однако на рассмотрение законодательных  органов он вынесен не был. Затем  началась работа по подготовке проекта  Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, первый вариант которых был подготовлен  в 1957 г. Для дальнейшей работы над  проектом этого закона в 1960 г. создается  представительная комиссия из практических работников и ученых. Работа над  проектом Основ земельного законодательства завершается к концу 1968 г. 13 декабря  этого года данный закон принимается  Верховным Советом СССР и вводится в действие с 1 июля 1969 г. От Общих  начал землепользования и землеустройства 1928 г. Основы земельного законодательства отличались тем, что они содержали  больше земельно-правовых институтов. Что же касается сути земельно-правового  строя, основанного на праве собственности  на землю исключительно государства, то Основы целиком и полностью  восприняли и укрепили это основополагающее полоскание.

На базе и в развитие Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик  в течение 1970—1971 гг. во всех союзных  республиках, в том числе и  в РСФСР, принимаются земельные  кодексы. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. действовал до 1990 г., когда под  влиянием экономических реформ и, в  частности, земельной начинает изменяться и земельное законодательство. 28 февраля 1990 г. были приняты Основы Союза  ССР и союзных республик «О земле», которые, хотя кардинально и  не реформировали земельно-правовой строй России, но внесли в него ряд  существенных изменений, связанных  в первую очередь с началом  аграрной реформы и возникновением крестьянских (фермерских) хозяйств. Существенное изменение земельно-правового статуса  колхозов и совхозов заключалось  в том, что их члены (работники) при  желании создать крестьянское (фермерское) хозяйство получили право на земельные  участки из состава земель сельскохозяйственных организаций. Принципиально новыми положениями данного закона стали введение платности землепользования и нового вещного права на земельные участки для граждан — права пожизненного наследуемого владения как прообраза права частной собственности на землю.

3. Современная  земельная реформа.

Первые правовые акты земельной  реформы были приняты еще бывшим Союзом ССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить частную собственность на землю.

Основы законодательства о земле не ввели право частной  собственности на землю. Но Основы ввели  новшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основы закрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной реформе". В них было впервые в России закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов.

Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его ни в какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен общий 10-летний мораторий на распоряжение землей.

Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они  стали создаваться путем выделения  колхозников и работников совхозов со своей земельной долей и  имущественным паем.

В 1990—1991 гг. велась разработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы, по существу, все земельные общественные отношения нового земельного строя.

Но Кодекс не мог выйти  за рамки Конституции, в которой  был установлен 10-летний мораторий на продажу (передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и  революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебного разрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только в административном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его собственниками в городе).

Президент Российской Федерации  решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы'". Указ установил продажу (передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

— при переселении в  другую местность;

— при передаче в собственность  по наследованию;

— при внесении вырученных средств в местную перерабатывающую промышленность.

Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу в совхоз.

Таким образом, права указанных  граждан на продажу земельных  участков были расширены по сравнению  с Конституцией и ЗК РСФСР.

Из названных положений  Указа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалось колхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.

Законодательными актами Верховного Совета Российской Федерации  регулировались и регулируются плата  за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с  дополнениями и изменениями); залог  земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд  других. Признано необходимым принять  закон об ипотеке.

Законодательный орган —  Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной собственности  на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение  которыми разрешалась свободная  купля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях  — для ведения:

— личного подсобного хозяйства;

— садоводства;

— дачного строительства;

— индивидуального жилищного  строительства.

Конституция и Закон не позволяли регулировать земельные  отношения с учетом требований земельной  реформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в  указном порядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулирований земельных  отношений и развитии аграрной реформы  от 27 октября 1993 г. было установлено, что  земля — имущество, недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в указанной  части должно соответствовать ГК РФ.

24 декабря 1993 г. Президент  Российской Федерации принял  Указ № 2228 о приведении законодательства  Российской Федерации в соответствие  с Конституцией РФ. Он отменил  часть ЗК РСФСР, ряд статей  Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной  реформе, 8 статей Закона о зерне.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях Государственной  программы приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в Российской Федерации после 1 июля 1994 г." продолжалась приватизация земель. В основных положениях содержатся два  раздела "4" и "4 10", специально посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже при приватизации предприятий. В сферу сделок с  землей включились органы Госкомимущества.

Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О реализации конституционных  прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще более расширяет земельную  реформу. Указом предусмотрены важные меры по закреплению прав граждан  на земельные участки и доли и  на свободное распоряжение ими в  самых различных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободного выхода для организаций  фермерских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участков; предоставлено  право на получение земли специалистам сельского хозяйства; предусмотрено  право местных органов власти выкупа у крестьян земельных долей  для перепродажи их другим лицам, желающим вести сельскохозяйственное производство, и т. д.

Заключение.

Для истории нашей страны, ее внутреннего развития был более свойствен путь эволюционного движения, хотя она сотрясалась не раз и такими взрывами, как разинщина или пугачевщина. Однако только в XX веке происходят одна за другой мощные революции, коренным образом преобразующие облик как нашей страны, так и всего мира. На протяжении веков и тысячелетий менялись государства и правовые системы на территории нашей страны. Под влиянием внутренних и внешних факторов они возникали и погибали. Не раз в тяжком положении оказывалась и Русь. Но после страшных испытаний она вновь поднималась, отстаивая и свое право на существование и неся освобождение другим народам. В наше время страна переживает опять острый кризис.

К середине 90-х гг. сложилась  многоуровневая система земельного законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., действовавшие в указанных пределах, ГК РСФСР 1964 г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам, с другой, а также все остальные подзаконные акты. Такое состояние законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.

В связи с принятием  в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и были признаны недействующими. Все это обусловило необходимость  разработки нового Земельного кодекса  Российской Федерации.

Список литературы.

  1. История отечественного государства и права. Учебник для вузов/ Под ред. О. И. Чистякова. Ч.1.,Ч.2. М., 1996г.
  2. Земельное право. Учебник для вузов./ Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2000г.

Информация о работе История развития земельного права России