Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 19:31, контрольная работа

Описание

Указанная тема исследуется с целью выявления особенностей, специфических черт такого института, как изъятие (выкуп) земельного участка, а также для выявления пробелов, коллизий законодательства, проблем, возникающих в ходе изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- сформулировать понятие изъятия (выкупа) земельного участка;
- выявить условия изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд;
- определить порядок изъятия (выкупа) земельного участка;
- определить порядок возмещения убытков при изъятии (выкупе) земельного участка;
- сформулировать понятие государственных и муниципальных нужд.

Содержание

Введение 3
1 Понятие изъятия земельных участков для государственных нужд 5
2 Условия изъятия земельного участка для государственных нужд 8
2.1 Государственные и муниципальные нужды как условие изъятия земельного участка 8
2.2 Предварительное и равноценное возмещение земельного участка и убытков 12
3 Порядок изъятия земельного участка для государственных нужд 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Изъятие земельных участков.doc

— 339.29 Кб (Скачать документ)

    сведения о порядке прекращения прав правообладателя на земельный участок и расположенные на нем иные недвижимые объекты; поручения соответствующим органам (службам) о государственной регистрации перехода недвижимости в публичную собственность.

     Следует согласиться с данной точкой зрения, поскольку перечисленные выше сведения и данные, которые должны быть указаны в решении об изъятии земельного участка, имеют огромное практическое значение. В частности, решение, содержащее такие данные, в полной мере обосновывает необходимость изъятия земельного участка и в полной мере отражает волеизъявление уполномоченных органов власти на принятие подобных решений.

     Статья 279 ГК РФ определяет, что собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. ЗК РФ расширяет круг лиц, которые должны быть уведомлены об изъятии земельного участка. Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ не только собственники, но и землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны быть уведомлены об изъятии земли, в том числе путем выкупа, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия. Но законодатель не определяет порядок уведомления в случае смены правообладателя, например, в связи с наследованием, реорганизацией юридического лица либо в случае изъятия земельного участка, обремененного рентой, когда затрагиваются права третьих лиц. Следовательно, имеется пробел в законодательстве по этому вопросу. Для устранения пробела целесообразно, в качестве дополнительного источника информации о предстоящем изъятии установить, чтобы решение об изъятии в течение конкретного непродолжительного срока с момента принятия (например, в течение пяти или семи дней) в соответствии с законом опубликовывалось в определенном официальном издании.

     Форма уведомления правообладателя об изъятии земельного участка не регламентирована действующим законодательством, в связи с чем закономерно возникает вопрос о том, что может служить в качестве доказательства уведомления.

     В литературе высказано мнение, что надлежащим является уведомление, врученное правообладателю лично под расписку либо направленное заказным письмом с уведомлением о вручении, а также опубликование соответствующего объявления в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов, если такой способ уведомления установлен законом.

     Подобная точка зрения является вполне целесообразной, поскольку такое уведомление правообладателя земельного участка на практике в случае спора с органом власти могло бы послужить неопровержимым доказательством того или иного обстоятельства. 

     На основании принятого уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд с собственником заключается соглашение о выкупе у него земельного участка. При этом следует отметить, что действующее законодательство не устанавливает специальных правил относительно формы заключения подобного соглашения, что нельзя рассматривать как наличие пробела в гражданском законодательстве.

     Соглашение является разновидностью договора купли-продажи с учетом требований ст. 279-282 ГК РФ, ст. 55, 63 ЗК РФ, а также положений федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления, затрагивающих вопросы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

     Форма соглашения о выкупе земельного участка для государственных и муниципальных нужд является аналогичной форме договора купли-продажи недвижимости. Таким образом, данное соглашение заключается в простой письменной форме, путем составления одного документа, подписанного сторонами.

     Соглашение о выкупе земельного участка и (или) расположенных на нем иных недвижимых объектов, являющееся гражданско-правовой сделкой, должно содержать все существенные условия, характерные для такого вида сделок, в противном случае оно может считаться незаключенным.

     Как одно из существенных условий, предмет соглашения включает два рода объектов: во-первых, продаваемое недвижимое имущество; во-вторых, действия продавца и покупателя соответственно по передаче недвижимости, ее принятию и оплате. Соглашение о выкупе земельного участка для публичных нужд должно включать сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок как объект данной сделки.

     Существенным условием соглашения также является выкупная цена, которая включает в себя рыночную стоимость изымаемого земельного участка, а также недвижимого имущества, на нем расположенного, все убытки, причиненные изъятием, включая убытки, которые несет собственник в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами и упущенную выгоду

     Существенными условиями соглашения являются срок исполнения продавцом обязанности по передаче недвижимости покупателю и срок исполнения покупателем обязанности по оплате выкупной цены, предоставления взамен изымаемого земельного участка и жилого дома равноценного земельного участка или равноценного жилого помещения.

     Сторонами соглашения о выкупе являются собственник, выступающий в роли продавца, и Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование - покупатель, действующие в лице уполномоченного органа исполнительной власти.

     Согласно ст. 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Такой иск может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления уведомления о принятии решения об изъятии.

     Судебным решением устанавливается обязанность собственника заключить соглашение о выкупе земельного участка для публичных нужд на условиях, определенных решением суда. В связи с этим, принудительное на основании решения суда изъятие земельного участка и иной недвижимости согласно п. 2 ст. 55 ЗК РФ возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка и иной недвижимости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение 

     В данной работе был исследован такой институт земельного права, как изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а также по возможности были обозначены проблемы и вопросы, связанные с данным институтом.

     Была сделана попытка определить понятие изъятия (выкупа) земельного участка, правовую природу выкупа как одной из форм изъятия земельного участка для публичных нужд. Под изъятием (выкупом) земельного участка для государственных и муниципальных нужд понимается процесс, стадиями которого являются принятие решения уполномоченным на то органом об изъятии участка, уведомление об этом правообладателя участка, заключение соглашения с собственником земельного участка. Суть изъятия (выкупа) заключается в том, что государство отчуждает земельный участок у собственника для своих нужд. Выкупом же, как формой изъятия земельного участка, признается соглашение, т.е. гражданско-правовая сделка.

     В ходе работы исследовался вопрос об основаниях изъятия (выкупа) земельного участка. Основаниями являются государственные и муниципальные нужды и предварительное и равноценное возмещение земельных участков и убытков. Нет однозначного ответа на вопрос, что следует понимать под государственными и муниципальными нуждами в данном случае, поскольку не существует легального определения этого понятия. Однако большинство авторов полагают, что целесообразней было бы использовать термин «общественные интересы», а не «государственные и муниципальные нужды».

     В работе затронут вопрос о порядке изъятия (выкупа) земельного участка для публичных нужд. Прежде всего, уполномоченным на то органом принимается решение об изъятии того или иного земельного участка. Такое решение должно быть обоснованным, мотивированным и должно содержать сведения, необходимые для его государственной регистрации. Далее, собственник изымаемого участка должен быть надлежащим образом извещен о принятии соответствующего решения уполномоченным органом. После этого между собственником изымаемого участка и органом государственной власти либо местного самоуправления заключается соглашение о выкупе данного земельного участка и возмещении убытков, причиненных изъятием. Далее следует прекращение прав собственника изъятого земельного участка.

     Тема «Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд» является актуальной. Она включает множество проблем и вопросов, связанных с понятием изъятия земельного участка, соотношением государственных и муниципальных нужд с общественными интересами, порядком изъятия земельного участка, которые до сих пор не разрешены не только теорией, но и законодательством.  

     Список использованной литературы 

    Андреева Г.Н. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в Российской Федерации как публично-правовой институт: некоторые теоретико-методологические аспекты правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 13.

    Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передачи имущества. М., 2000.

    Галятин С.И. Изъятие земельных участков в общественных интересах по законодательству Германии // Государство и право. 2005. № 2.

    Горохов Д.Б. Правовое регулирование сделок с земельными участками: автореф. канд. юрид. наук. М., 1998.

    Дамбиева Т.В. Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд // Адвокат. 2006. № 10

    Дихтяр А.И., Клейменова Е.С. Практическое пособие «Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных и муниципальных нужд»: вопросы теории и практики. М., 2008.

    Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. 2004. N 8.

    Земельное право: учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева; А.В. Бабанов [и др.]. М., 2006.

    Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: Дис. канд. юрид. наук. - Самара, 2004.

    Клейменова Е.С. Предварительное и равноценное возмещение как условие выкупа (изъятия) земельного участка для государственных и муниципальных нужд // Юрист. 2007. № 12.

    Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации (рук. авт кол-ва М.В. Бархатов). М., 2002.

    Конституции государств Европы. М., 2001. Т.1-3.

    Конюх Е.А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии участка для государственных или муниципальных нужд // Журнал российского права. N 2006. N 1.

    Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000.

    Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право. 2004. N 10.  
     
     
     
     
     
     

.

Информация о работе Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд