Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:53, контрольная работа

Описание

Цель – изучить авторское право в РФ.
Задачами настоящей работы являются: рассмотрение объектов, субъектов авторского права, а также обозначение основных прав авторов.
Структура. Данная работа состоит из введения трех глав основной части, заключения и списка источников и литературы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1.Объекты авторского права……………………………………………………5
2.Субъекты авторского права ……………………..…………………………14
3. Содержание авторских прав………………..………………………………21
Заключение………………………………………………………………………29
Список источников и литературы……….……………………………………30

Работа состоит из  1 файл

гр пр 2 сем кр переделанная.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

7) сообщение  в эфир, то есть сообщение произведения  для всеобщего сведения (включая  показ или исполнение) по радио  или телевидению (в том числе  путем ретрансляции), за исключением  сообщения по кабелю. При этом  под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение  по кабелю, то есть сообщение  произведения для всеобщего сведения  по радио или телевидению с  помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или  другая переработка произведения. При этом под переработкой  произведения понимается создание  производного произведения (обработки,  экранизации, аранжировки, инсценировки  и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая  реализация архитектурного, дизайнерского,  градостроительного или садово-паркового  проекта;

11) доведение  произведения до всеобщего сведения  таким образом, что любое лицо  может получить доступ к произведению  из любого места и в любое  время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Практическое  применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием.18

Итак, первоначальным субъектом авторского права всегда является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность - автор; субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора) - такие субъекты называются правообладателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание авторского права.

 

Содержание авторских прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных прав. Как мы подчеркивали в первой главе, такое разделение появилось не так давно, но в настоящее время свойственно фактически всем системам права.

Такое разделение свойственно и для российского авторского законодательства.

Рассмотрим  каждый из блоков прав.

Личные неимущественные  права - это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора».19

Личные неимущественные  права независимы от имущественных  прав. Независимо от имущественных  прав автора и даже после уступки  этих прав он имеет право требовать  признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора.

Итак, личные неимущественные  права не имеют экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится «брэндом», что обуславливает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

Рассмотрим  личные неимущественные права автора в отношении его произведения. Это:

- право признаваться автором произведения (право авторства);

Как отмечают эксперты, «практическая реализация права  авторства обычно выражается в праве  автора требовать указания его имени при использовании произведения. Зачастую это воспринимается как сердцевина авторства».20

Еще раз подчеркнем, что это неотчуждаемое право. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно  его творец. Между тем на практике часты случаи, когда произведение пишется одним человеком (группой лиц), а автором выступает совсем другое лицо (например, известный политик или публицист). Между тем, право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Это означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства и т.д.

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

Данное правомочие проистекает из права на авторство. Автор вправе требовать указания, как своего истинного имени, так  и анонимно или под псевдонимом.

Однако в  определенных случаях данное право  может быть или ограничено или  представлять предмет соглашения между автором и издательством. Так, например, «ограничение использования определенного имени может быть установлено и при написании произведения на заказ».21

На практике возможны соглашения, когда автор  в течение определенного времени  обязуется не раскрывать своего истинного имени и публиковаться исключительно под псевдонимом. На практике под единым псевдонимом могут работать и ряд авторов (самый известный пример псевдонима – Козьма Прутков).

На наш взгляд спорным является право автора «в любой момент потребовать установления своего авторства или изменения авторского имени», если соглашением между автором и пользователем установлено иное. Так договором заказа может быть предусмотрено, что автор обязуется написать произведение под псевдонимом и передать исключительные права на произведение пользователю.

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом (ст.4 Закона).

Отзыв произведения – предполагает отказ от обнародования. Исследователи говорят как о сохранении (еще не обнародованного произведения), так и о восстановлении (уже обнародованного произведения).22 При этом такой отказ может быть совершен на любой стадии (до тех пор пока произведение не было обнародовано). То есть, например, если был напечатан тираж книжной продукции, но еще не поступил в продажу, автор вправе отказаться от обнародования. При этом он будет обязан возместить пользователю как убытки, так и упущенную выгоду.

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Еще один вид  личных прав автора– право доступа. Последнее означает правомочие автор произведения изобразительного искусства требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Имущественные права. В соответствии с п.1 ст.16 Закона, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Итак, во-первых, - это исключительные имущественные  права. Само определение таких прав как «исключительные» говорит о том, что автору принадлежит исключительно все права по распоряжению произведением.

Как подчеркивают эксперты, это не только сближает авторские  права с правом собственности, с  патентным правом, с правом на товарные знаки, но и позволяет преодолеть широко распространенное в советской литературе мнение о том, что авторские права не носят исключительного характера, что в конечном счете сводило имущественные права автора к праву на получение вознаграждения.

Во-вторых, правообладатель  исключительных прав вправе использовать произведение в любой форме и любым способом.

В третьих, «право на использование произведения есть ничто иное, как возможность авторов  самим решать все вопросы, связанные  с предоставлением третьим лицам  доступа к произведениям и  с их использованием».23

Исключительные  права автора на использование произведения означают право осуществлять или  разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

Воспроизведение произведения - изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением.

Законодатель  указывает случаи, когда возможно воспроизведение в личных целях  без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.24 Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Данные положения не применяется в отношении:

- воспроизведения  произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

- воспроизведения  баз данных или существенных  частей из них;

- воспроизведения  программ для ЭВМ, за исключением  случаев, предусмотренных Законом;

- репродуцирования  книг (полностью) и нотных текстов.

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

Право на распространение  напрямую связано с правом на воспроизведение, но это самостоятельные правомочия и передача права на воспроизведение  не означает передачи прав на распространение.

Среди основных способов распространения законодатель называет: продажу, сдачу в прокат и др. К «другим» (не перечисленным  законодателем) способам распространения  можно отнести: дарение, мену. Для  отдельных способов распространения законодатель дает легальные определения. Так, например, сдача в прокат (внаем) определено как предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

Законодатель говорит о распространении именно экземпляров произведения. Под экземпляром произведения понимается – «копия произведения, изготовленная в любой материальной форме». При этом необходимо учитывать, что произведение может существовать и в единственном экземпляре.

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

Право на импорт является своего рода продолжением права  на распространение. Право на импорт – право осуществлять контроль и разрешать ввозить произведения из-за границы в целях распространения.

Необходимо  учитывать ряд нюансов: во-первых, право на импорт распространяется на экземпляры произведения; во-вторых, именно в целях распространения.

- публично показывать произведение (право на публичный показ) и публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

Прежде всего, дадим легальные определения  данных правовых категорий. Показ произведения - демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности.

Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания.25

Информация о работе Авторское право