Частная собственность. Тенденции и перспектива развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:34, курсовая работа

Описание

Во время перехода к рыночной экономике в России, как, впрочем, и в других постсоциалистических странах, осуществление реформ столкнулось с рядом объективных и субъективных трудностей, первоочередной среди которых, безусловно, можно назвать проблему собственности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теория собственности, ее сущность и формы 6
1.1. Сущность и понятие частной собственности 6
1.2. Формы собственности 8
1.3. Частная собственность как основа рыночной экономики 12
1.4. Регулирование прав частной собственности 16
Глава 2. Основные аспекты приватизации собственности в РФ 20
2.1. Общая характеристика «приватизационной экономической реформы» 20
2.2. Основные концепции приватизации 23
2.3. Экономическое содержание приватизации 24
2.4. Особенности преобразования собственности в России 27
Глава 3. Тенденции и перспективы развития частной собственности 30
3.1. Основные аспекты развития частной собственности 30
3.2. Современные тенденции развития частной собственности 32
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

Частная собственность. Тенденции и перспектива развития в России.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

     Аналогичные рассуждения применимы и к  еще одной форме передачи собственником своих полномочий - к доверительным (трастовым) операциям. Такие операции предполагают доверительное управление объектом собственности (акциями, капиталом, недвижимостью, другими финансовыми активами). Цели их действий обычно совпадают - стремление получить большую экономическую выгоду по сравнению с условиями "самоуправления" объектом собственности. В то же время доверительная операция сама по себе не обеспечивает автоматического достижения этой цели. Она - шанс, но не гарантия.

     В-третьих, владелец может объединить свой объект собственности с объектами других лиц. Например, можно, объединив усилия, ресурсы, деньги, создать предприятие в форме хозяйственного товарищества. Каждый его участник, конечно же, лишится большей или меньшей части своих прав на объект собственности — он теперь будет отдан под некое общее управление. И здесь действия людей связаны с поиском большей экономической выгоды, со стремлением расширить свои доходы. Теряя права, они надеются на экономическую компенсацию в виде больших доходов.7

     Так, в объективном значении право частной собственности граждан -  это совокупность правовых норм, которые устанавливают и охраняют  принадлежность гражданам   имущества   потребительского    и    финансово-производственного назначения  и  обеспечивают  собственникам-гражданам   осуществление   права владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом  на  свое  усмотрение, использовать его для любых целей, если другое не предусмотрено законом.

     Право частной собственности граждан  в  субъективном  значении  -  это предусмотренное  и  гарантированное  законом  право  собственника-гражданина осуществлять владение, пользование и распоряжение надлежащим ему  имуществом на свое усмотрение и с любой целью, если другое не предусмотрено законом.

     В частной  собственности  граждан  могут  быть  любые  объекты  лично-потребительского     и     производственного     назначения,      результаты интеллектуальной работы, если другое не предусмотрено законом. Фактически  в собственности граждан может быть то же имущество, которое и в  собственности юридических лиц, за определенными исключениями. Однако  использование  этого имущества  в  предпринимательской  деятельности  возможное   с   соблюдением специальных правил о предпринимательстве. 

 

    Глава 2. Основные аспекты приватизации собственности в РФ 

2.1. Общая характеристика «приватизационной экономической реформы» 

     Под приватизацией государственного и  муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. 8

     Специфика российской экономики, определявшаяся тотальным господством государственной  собственности, диктует необходимость разгосударствления и приватизации как основного метода перехода к реальному многообразию форм собственности как основе формирования рыночного хозяйства, как оптимизации структуры предпринимательства.9

       Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

       Объективные причины развития  приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно-командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от “административно-командной” системы к “социальному рыночному хозяйству”, но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.10

       Приватизация выполняет две функции.  С одной стороны, она должна  стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. Непосредственными целями приватизации являются:

    • формирование слоя мелких и средних собственников;
    • сокращение доли имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • перераспределение экономических основ власти.

       Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в долгосрочном периоде.

       Основными критериями выбора  способа приватизации являются  отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и  приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость  сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации – акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому  или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

       Особенностями начального этапа  приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических  целей процесса, введение системы  приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный  характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

       Эти черты сближают российскую практику приватизации с восточноевропейской. Использование приватизации как постоянного инструмента государственного регулирования экономики на последующих этапах будет иметь общие характеристики с процессом приватизации в развитых странах Запада (многообразие форм приватизации, ее инвестиционная направленность, индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

       Эмиссия и обращение приватизационных  чеков стали эффективным инструментом  быстрого перераспределения государственного  имущества среди  негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

       Успешное проведение приватизации  и особенно постприватизационное  развитие предприятий зависит  от создания и функционирования  управленческих как государственных,  так и не государственных структур (холдингов, финансово-промышленных  групп). Именно они призваны обеспечить эффективное распоряжение государственной долей в уставном капитале акционерных обществ.

       Прогноз процесса приватизации  в России показывает следующие  перспективы: ведущим способом  приватизации станет продажа  предприятий (имущества, пакетов акций) на инвестиционных конкурсах; сложились условия для перехода к оригинальным моделям приватизации в регионах; индивидуализация условий приватизации оставшихся государственных крупнейших научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.11 

     2.2. Основные концепции  приватизации 

       В соответствии с “традиционным”  подходом общественная и частная  собственность рассматриваются  как два антагонистических типа  собственности. Именно этот подход  имел наибольшее распространение  и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

       Второй подход – “трудовой” – на первый план выдвигает такой критерий, как “трудовой” и “эксплуататорский” характер собственности. Понятие “трудовая собственность” может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении “трудовой” и “традиционный” подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

       Значительно отличается от предыдущих  третий подход, который по его  собственному критерию можно было бы назвать “субъектным”. Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

       Четвертый подход условно можно  назвать “западным”: в соответствии  с ним негосударственная собственность  является частной (хотя и не  вся – отдельно выделяется  кооперативная собственность). Поэтому  и приватизация понимается как  разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

       Массовый характер приватизация  может принять только при использовании  разных методов (в частности,  акционирования и конкурсной  продажи). Приватизация важна не  сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий. 

     2.3. Экономическое  содержание приватизации 
 

     Мировая практика не знала примера перехода к рыночной экономике без опоры на частную собственность и частное предпринимательство. Для республик СССР, где господствующей (по существу единственной) формой собственности была государственная, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации. Приватизация это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д. Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.  

       Рассмотрение методологических  основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

       Специфика сложившейся в начале  процесса приватизации в России  ситуации характеризуется следующими  чертами: практическое отсутствие  крупных частных фирм, слабость  негосударственного сектора, отсутствие  финансовых компаний и инвестиционных банков. Формализация и унификация структур экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

       Различные способы приватизации  приводят к передаче государственного  имущества в “частную”, “общую  долевую” или “акционерную” собственность.

       Содержание системы отношений  приватизации раскрывается через  ее цели. В этом аспекте приватизация  – не цель реформы,  а ее  инструмент.

       Приватизация способствует демонополизации  производства. К сожалению, резкий  переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.12

Информация о работе Частная собственность. Тенденции и перспектива развития в России