в) создаётся сложная
иерархическая система государственных
органов и учреждений, что неизбежно ведёт
к отрыву правящей группы от населения
г) влияние на
государственных должностных лиц
начинают оказывать социальные группы,
обладающие значительными финансовыми,
экономическими ресурсами.
Однако, несмотря
на явные ограничения, которые накладывает
представительная демократия на реальные
права и возможности народа осуществлять
государственную власть, она:
а) избавляет
народы от правления жестоких тиранов,
потому что даёт возможность народу
посредством выборов сменять неугодных
государственных деятелей, аморальных
диктаторов
б) гарантирует
гражданам права и свободы, защищает их
от произвола правителей
в) предоставляет
гражданам более широкий диапазон
личной свободы, чем любая иная система
политической власти
г) позволяет
людям выражать и защищать свои интересы,
в т.ч. путём создания соответствующих
политических организаций
д) способствует
развитию инициативы, творчества людей.
Заключение.
Рассмотренные
организационно-правовые формы осуществления
народовластия взаимосвязаны, должны
служить реализации суверенитета народа
- единого и единственного конституционного
источника власти в стране.
Выше были лишь
схематично показаны конституционные
формы народовластия, его юридический
каркас. Реальное же осуществление власти
народа, управление обществом, носят сложный,
многоаспектный характер.
В осуществлении
власти самое активное участие принимают
государственные деятели, политические
лидеры, партии, другие общественные объединения.
Они завоевывают поддержку избирателей,
оказывают действенное влияние на формирование,
выражение через демократические институты
воли народа, мнения социальных слоев
и групп, на определение и проведение политики
государства.
Итак, принцип
народовластия - принцип принадлежности
власти народу. Народовластие означает,
что народ обладает правом и возможностью
свободно, независимо от каких-либо социальных
сил осуществлять власть в соответствии
с собственной волей и в своих интересах;
означает, что единственным источником
власти и ее носителем выступает народ
(при этом он является верховным носителем
власти в государстве).
Различают две
главные формы реализации народовластия
- прямую (непосредственную) и представительную.
Прямая демократия
предполагает непосредственное участие
народа в управлении государством и обществом,
например, путем референдума и выборов.
Прямое народовластие
реализуется также в праве
проводить митинги, демонстрации, шествия,
подавать петиции, в праве на забастовку
и тому подобное.
Представительная
демократия означает, что народ осуществляет
власть через своих выбранных представителей,
которые в своих решениях должны выражать
волю народа. Такими представителями являются
депутаты Государственной Думы, городских,
областных дум, органов местного самоуправления
и так далее.
На практике
обе формы народовластия - прямая
и представительная - действуют в
единстве и взаимосвязи. Их сочетание
позволяет наиболее рационально
обеспечить осуществление народовластия
в государстве.
Список
литературы
- Конституция
Российской Федерации: принята всенар.
Голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская
газета – 1993. – 25 дек.
- Авакьян С.А.
Местное самоуправление в Российской
Федерации: концепции и решения нового
закона //Вестник МГУ. Серия 11. Право. - М.,
1996. - №2.
- с. 3-33.
- Акмалова
А.В. История политических и правовых учений.
– М., 2002. С. 213 – 257.
- Баглай М.В.
Конституционное право Российской Федерации.
– М., 2002. – С.764.
- Барабашев
Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.
- Васильев
В.И. Местное самоуправление сегодня и
завтра // Журнал российского права, 1997.
- №8. – С.10.
- Ведомость
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР. 1991.№29. ст.1010.
- Гельман В.Я.
Федеральная политика и местное самоуправление
// Власть. -
М., 1997. - №9. - С. 73-80.
- Гроций Г.
О праве войны и мира: Репринт. с изд. 1956
г. — М.: Адомир, 1994 — С. 127.
- Дюги Л. Конституционное
право. Общая теория государства. - М., 1998.
С. 42.
- Князев С.Д.,
Хрусталев Е.Н. Российское муниципальное
право. Учебное пособие. - Владивосток,
1997. -С.40
- Кузьмин
Э.Л. О государственном суверенитете в
современном мире // Журнал российского
права. — 2006. — № 3.
- Кутафин
О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России.
– М., 2004. – С.139-140.
- Кутафин
О.Е., Фадеев В.И. Указ. соч. – С.140.
- Мирошниченко
Е.В. Местное самоуправление в России.
Теория и практика //
Государство и право. - М., 1993.
- Новгородцев
П.И. Введение в философию права. Кризис
современного правосознания. - М., 2002, С.
79.
- Павлушкин
А.В. Регулирование институтов непосредственной
демократии в уставах краев и областей
// Журнал Российского права.-1998.-№12.-С.69.
- Эбзеев Б.С.
Человек, народ, государство в конституционном
строе Российской Федерации. – М.: Юридическая
литература, 2005. – с.482-483
- Югов А.А.
Правовые основы публичной власти в Российской
Федерации. Екатеринбург, 2004. С. 44.