Функции прокуратуры РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:42, реферат

Описание

Цель данной работы – дать характеристику и провести исследование функций и основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды функций прокуратуры
2. Характеристика функций прокуратуры
2.1 Надзор за исполнением законов
2.2 Уголовное преследование за совершение преступлений
2.3 Участие в правотворческой деятельности
2.4 Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

Координацию и согласование усилий органов прокуратуры в  процессе осуществления работы по участию в правотворческой деятельности осуществляют Управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ и соответствующие структуры прокуратур субъектов Федерации10.

Проекты законов и  законодательных предложений представляются вместе с обоснованием необходимости разработки будущих законов, оценкой их согласованности с действующим законодательством, предложениями о принятии подзаконных актов. При этом излагается прогноз ожидаемых социально-экономических и иных последствий принятия этих актов. Проект, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, представляется вместе с его финансово-экономическим обоснованием.

Специфической формой участия  Генерального прокурора РФ в правотворческой  деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке; определенных федеральным законом. Форма согласования используется как способ правового контроля за соответствием требованиям закона данного нормативного правового акта или решения управомоченного органа и принятия мер к устранению имеющихся недостатков регламентации в проекте.

Так, согласно Федеральному закону "О содержании под стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений11" такие лица содержатся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Осужденные, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться на их территории изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Перечень таких тюрем и исправительно-трудовых учреждений министр внутренних дел согласовывает с Генеральным прокурором РФ (ст. 10).

В соответствии с Законом  РФ "О Государственной границе  Российской Федерации12" условия пропуска через границу выдворяемых иностранных граждан, а также лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, как и граждан РФ, утративших документы на право въезда в РФ в период пребывания за границей, определяются ФСК РФ и транспортными министерствами, ведомствами РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ (ст. 14).

2.4 Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью

Самостоятельной функцией прокуратуры является координация  деятельности правоохранительных органов  по борьбе с преступностью. Эта функция состоит в обеспечении согласованности взаимодействия соответствующих государственных структур, специально наделенных полномочиями в сфере противодействия преступности.

Закон возлагает координацию  деятельности правоохранительных органов (МВД, ФСБ, налоговой полиции и др.) на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров. Этой деятельности прокуроров способствуют и правовые средства ее подготовки и реализации.

Прокурор созывает координационные  совещания, истребует статистическую и иную информацию, необходимую для эффективного анализа состояния законности, деятельности правоохранительных структур, которая используется в целях выработки согласованных мер борьбы с преступлениями в различных сферах, регионах. Закон устанавливает, что прокурор осуществляет и иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Такое Положение утверждено Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 56713.

Координация осуществляется в целях наиболее эффективного решения  задач по борьбе с преступностью  и укреплению законности путем разработки и осуществления согласованных  действий, направленных на своевременное  выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению.

Координация деятельности правоохранительными органами осуществляется в следующих основных формах:

  • проведение заседаний координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
  • текущий обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
  • совместные выезды на места для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи нижестоящим правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;
  • создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
  • проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  • взаимное использование возможностей правоохранительных органов в повышении квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
  • оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью по основаниям и в порядке, предусмотренным законом;
  • издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов;
  • издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных документов по обмену опытом деятельности по борьбе с преступностью;
  • разработка и утверждение согласованных полугодовых, а при необходимости - перспективных планов координационной деятельности.

 

Заключение

Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Она призвана обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В целях обеспечения  верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурорский надзор является лишь одной из функций прокурорской деятельности. В числе иных функций прокуратуры следует назвать:

– уголовное преследование;

– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

– участие в рассмотрении дел судами;

– участие в правотворческой деятельности;

– международное сотрудничество;

– участие прокуроров в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

– рассмотрение и разрешение прокуратурой заявлений, жалоб и иных обращений.

Прокуратура является самостоятельным многопрофильным  государственно-правовым институтом, имеющим собственные закономерности развития и деятельности. Независимо от возобладания тех или иных тенденций  в развитии законодательства о прокуратуре, важнейшей задачей представляется сохранение и признание прокуратуры в системе российской государственности в качестве самостоятельного органа, предназначенного для осуществления точно обозначенных законом функций и направлений деятельности.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 21 июля 2007 года) // Российская газета, N 237, 25.12.1993.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 09.02.2009 с изм. от 27.02.2009) // Российская газета, N 220, 20.11.2002.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.
  4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2008) // Российская газета, N 39, 18.02.1992.
  5. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 26.06.2007) // Российская газета, N 84, 04.05.1993.
  6. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) // Российская газета, N 111, 15.06.1994.
  7. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (с изм. и доп., вступившими в силу с 07.09.2007) // Российская газета, N 160, 18.08.1995.
  8. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Российская газета, N 139, 20.07.1995.
  9. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 25.11.2003) // Российская газета, N 83, 05.05.1996.
  10. Об участии органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в законотворческой деятельности: Указание Генеральной прокуратуры РФ от 22 февраля 1993 г. № 3/22 // Справочная система Консультант Плюс
  11. Положение об управлении правового обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Утверждено 20 октября 1994 г. // Справочная система Консультант Плюс

2. Специальная  литература

2.1  Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И.. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник, 2009/ all-books.biz

    1.   Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. - М., 1996.
    2.   Мелкумов В. Г. Функции советской прокуратуры; Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под. ред. А. А. Чувилева. - М. 1996.
    3. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Норма, 2008.
    4. Протопопов, А. Л. Функции прокуратуры /А. Л. Протопопов. // Правоведение. -2000. - № 6 (233).
    5. Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М), 2001.
    6. Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора. - М., 1975.
    7. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1884.

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

1 Российский прокурорский надзор: Учебник/ Под ред. проф. А.Я.Сухарева. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.С.63

2 Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И.. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник, 2009/ all-books.biz

3 Протопопов, А.Л. Функции прокуратуры/ А.Л.Протоповов.// Правоведение. -200. - № 6 (233). С. 169-178

4 Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве: учебник/ под ред. Сухарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Норма, 2008.С.23.

5 См.: О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 25.12.2008) // Российская газета, N 39, 18.02.1992.

6 См.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 09.02.2009 с изм. от 27.02.2009) // Российская газета, N 220, 20.11.2002; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Российская газета, N 249, 22.12.2001.

7 См.: Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1884. С. 616, 618, 620.

8 См.: Савицкий В. М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975. С. 57-58.

9 См.: О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) // Российская газета, N 111, 15.06.1994.

10 См.: Указание Генеральной прокуратуры РФ от 22 февраля 1993 г. № 3/22 "Об участии органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в законотворческой деятельности"; Положение об управлении правового обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Утверждено 20 октября 1994 г.

Информация о работе Функции прокуратуры РФ