Государство как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 05:28, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – всестороннее рассмотрение гражданской правоспособности. Поставленная цель работы требует решения следующих задач:
• Изучить понятие и содержание правоспособности в гражданском праве;
• Рассмотреть правоспособность граждан (физических лиц);
• Охарактеризовать правоспособность физических лиц;
• Определить гражданскую правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства;
• Проанализировать правоспособность юридического лица;
• Рассмотреть гражданскую правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.
Задача: Вовлечение несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступления.

Работа состоит из  1 файл

готово.docx

— 62.48 Кб (Скачать документ)

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п.2 ст. 125 ГК РФ). В роли таких органов   могут   выступать   представительный   орган   местное самоуправления, выборный глава муниципального образования и иные органы местного самоуправления.

 

3.2. Формы участия государства в гражданском обороте

 

Можно выделить следующие формы, участия государства  в гражданском обороте.

1. Участие государства посредством созданных им юридических лиц, действующих как таковые и приобретающих права для себя, а не для государства. Посредством этих лиц государство действует косвенно. Речь идет о юридических лицах таких организационно-правовых форм, как государственные муниципальные унитарные предприятия и финансируемые государством учреждения.

Действующее законодательство закрепляет принцип  раздельной ответственности учредителя и созданного им юридического лица (п.3 ст. 56 ГК РФ). Однако у этого принципа есть немало исключений, связанных в основном с государством. Именно государство в ряде случаев отвечает по долгам созданных им юридических лиц (п. 5 ст. 115 ГК, п. 2 ст. 120 ГК РФ)1. Однако не только в этих исключениях из принципа раздельной ответственности состоит опосредованное участие государства в гражданском обороте. Государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, и в этом смысле стоит за каждой их сделкой, путь и совершенной ими от своего имени. В ряде наиболее важных с точки зрения случаев за его органами  закрепляются  контрольные полномочия  (согласование, одобрение, утверждение, контроль и т.п.) в отношение таких юридических лиц. Сами по себе эти полномочия не свидетельства о непосредственном участии государства в гражданском обороте (сторонами соответствующих сделок становятся созданные государством юридические лица) однако показывают, насколько оно близко к этому.

2. Государство как собственник. Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличии от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском   обороте, без посредства  различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на это имущество.

Управление  и распоряжение объектами федеральной  собственности от имени государства  регламентируются постановлением Правительства  РФ от 10 февраля 1994 г. №96 «О делегировании  полномочии Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной  собственности». В частности: 1) создание и ликвидация федеральных государственных  предприятии производятся по решению  Правительства РФ; 2) учредителями от имени государства в обществах  и товариществах выступают Мингосимущества  РФ и российский фонд федерального  имущества по  решению  Правительства  РФ;  3) Мингосимушество РФ производя передачу государственного имущества в хозяйственное ведение оперативное управление, а также в аренду, осуществляет контроль за пользованием государственным имуществом, дает согласие на продажу, сдачу в аренду, передачу в залог и иное распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным государственным предприятием1. Аналогичный порядок, за некоторыми исключениями, существует и для управления и распоряжения иными объектами государственной и муниципальной собственности.

Главной системой органов, осуществляющих от имени  государства управление и распоряжение государственной собственностью, являются министерство государственного имущества  РФ (Мингосимущество РФ) и подчиненные  ему органы в субъектах РФ.

Однако  от имени государства действуют  не только указанные выше органы. Так, при приватизации жилых помещении  стороной соответствующих отношении  по передаче жилых помещении в  собственность граждан выступает  государство как таковое, хотя заключаются  соответствующие сделки государственными органами или даже государственными предприятиями от своего имени2.

Государство становится собственником имущества  при прекращении (в том числе  принудительном) на него права частном  собственности по основаниям, предусмотренным  ст. 225 ГК РФ(в отношении бесхозных вещей), ст. 228 (в отношении находок), ст. 231 (безнадзорных животных), ст. 233 (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), ст. 233 (имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), ст. 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), ст. 242 (при реквизиции), ст. 243 (при конфискации), а также в иных случаях.

Государство может участвовать и в общей  долевой собственности, например, на жилые помещения в кондоминиумах.

3. Государство как участник сделки. Государство выступает участником сделок всякий раз, когда они совершаются уполномоченными лицами от его имени. При этом государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны исключительно на физических и юридических лиц. Так, государство не может выступать в сделках в качестве потребителя (покупателя в розничной торговле, нанимателя в договоре проката, заказчика при бытовом заказе и т.д.). Также невозможно участие государства в сделках со специальным субъектом - страховщиком, банком, финансовым агентом и т.д. Поскольку государство не предприниматель, оно не может участвовать в сделках в качестве предпринимателя (доверительного управляющего, участника договора коммерческой концессии и т.д.). Государство (а именно Российская Федерация) выступает получателем  имущества  при   признании   сделки недействительной, по ст. 169 ГК РФ.

От имени  государства как собственника соответствующего имущества заключаются,  как  правило,  любые  сделки  по  распоряжению государственным имуществом, в том  числе рамках приватизации.

Государство может осуществлять финансирование и кредитование капитального строительства как на безвозвратной, так и на возвратной основе, в том числе с взиманием процентов, в соответствии с заключаемыми договорами.

Государство может оказывать краткосрочную  финансовою поддержку в виде ссуд предприятиям любых форм собственности  на основании Указа Президента РФ от 8 июля 1994 г. №1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета». Эти ссуды предоставляются на основании договора о предоставлении и о возврате ссуды, заключаемого между предприятием и министерством финансов РФ в соответствии с решением Правительства РФ.1

Государство  на  конкурсной основе может  предоставлять  государственные капитальные вложения в коммерчески эффективные проекты. Порядок предоставления таких государственных  инвестиции регламентируется Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1828 «О частных  инвестициях российский Федерации». Государственная поддержка прошедших  конкурс инвестиционных проектов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых либо на возвратной основе, либо на условиях закрепления в государственной  собственности части акций создаваемых обществ, а также путем предоставления частным инвесторам государственных гарантий по возмещению вложенных средств.

Государство может заключать соглашение о  разделе продукции. Сторонами соглашения являются частный инвестор и государство  -Российская Федерация в лице Правительства РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен участок недр, предоставленный инвестору для использования. Такое соглашение включается, как правило, на основании конкурсов (аукционов). Раздел продукции заключается в том, что инвестор оставляет за собой компенсационную часть произведенной продукции (которая возвещает ему стоимость понесенных затрат) и причитающуюся   ему часть «прибыльной» продукции в размере, определенном соглашением. Государство же получает свою часть «прибыльной продукции», которая делится между Российской Федерацией и соответствующим субъектом.

Государство как участник  сделок выступает  при эмиссии и обращении различных  ценных бумаг, в том числе и  государственных ценных бумаг. Оно  может быть как эмитентом, так  и владельцем ценных бумаг.

Выпуск  обращение облигаций федеральных  займов регламентируются Генеральными условиями выпуска и обращения  облигации федеральных займов, утвержденными  постановлением Правительства №458 от 15 мая 1995 г. Помимо облигации государством выпускаются и другие ценные бумаги, например, жилищные сертификаты, выдаваемые гражданам РФ, лишившимся, жилья  в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Государство также участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом. В соответствии со ст. 9 Патентного закона РФ в качестве патентообладателя в интересах государства может выступать федеральный фонд изобретении России, среди источников финансирования которого указаны, в частности, средства республиканскою бюджета. Фонд может приобретать патенты на свое имя и осуществлять продажу лицензий на использование этих изобретений.

Государство   может   выступать   также   в   наследственных правоотношениях - в роли наследника, как по завещанию, так и по закону (ст.1116 и 1151 ГК РФ)1.                           

4.Государство как субъект ответственности.

Всякий  раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-правового  отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение  прав и охраняемых законом интересов  другого участник этих отношении  и наоборот. Однако говоря о государстве  как субъекте ответственности, нужно  вести речь об особых случаях внедоговорной  ответственности государства за вред, причиненный в определенных ситуациях.

Вред, причиненный  гражданину или юридическому лицу в  результате незаконных действии (бездействии) государственных органов, органов  местного самоуправления либо должностных  лиц этих органов, в том числе  в результате издания акта государственного органа или органа мастного самоуправления, не соответствующего закону или иному  правовому акту, подлежит возмещению. Вред возмещается за а счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, или  казны муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ). Таким образом, в  законе установлено общее правило  об ответственности государства  за вред, причиненный его органами или должностными лицами. Такая ответственность  наступает независимо от того, является ли орган государства юридическим  лицом и может ли он самостоятельно нести ответственность. Естественно, государство не отвечает вместо унитарных (казенных) предприятии и учреждений, не выполняющих властных функции, и их должностных лиц, что не исключает субсидиарной ответственности государства по обязательствам указанных субъектов.

Государство  отвечает  перед  реабилитированными  жертвами допущенных им политических репрессий и принятых во исполнение него других нормативных актов.

Вред (в  том числе моральный), причиненные  гражданину в результате незаконного  осуждения, незаконного привлечения  к уголовной ответственности, незаконного  применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения  административного взыскания в  виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а  в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам о деликтной ответственности.

В ряде случаев  государство может принимать  на себя обязанность компенсировать ущерб, понесенный теми или иными  лицами, причем подобное возмещение не относится к мерам ответственности. Так, согласно ст. 306 ГК РФ в случае принятия Российской Федерации закона, прекращающего  право собственности, причиненные  собственнику убытки, в том числе  стоимость его имущества, возмещаются  государством.

Требования, которые возникают из перечисленных выше случаев ответственности государства, могут быть предъявлены к Министерству финансов РФ или его органам на местах и удовлетворяется за счет средств соответствующей казны (ст. 1071 ГК РФ)1.

5. Участие государства во внешнеторговом обороте.

При вступлении государства в гражданско-правовые отношения за пределами своей  территории оно не теряет такого своего важнейшего качества как суверенитет, отсюда и признание за государством иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его суверенитет, но как бы продолженный за пределы государственной территории. Он означает невозможность распространения государственного суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей территории, без его согласия. Согласно ст. 127 ГК РФ во внешнеторговом обороте особенности ответственности государства в отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

Российская  Федерация, субъекты РФ, муниципальные  образования непосредственно осуществляют внешнеторговую деятельность только в  случаях, установленных федеральными, конституционными законами, федеральными законами, законами и иными правовыми  актами субъектов РФ. (ст. 11 Закона РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

Информация о работе Государство как субъект гражданского права