Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:37, курсовая работа
Цель исследования в курсовой работе – комплексный анализ основных аспектов избирательного процесса в России.
Задачи:
- рассмотреть сущность избирательной системы и понятие выборов в России;
- рассмотреть особенности участия граждан России в избирательном процессе;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы избирательного процесса…………………….5
1.1 Сущность избирательной системы и понятие выборов…………………….5
1.2 Выборы и избирательная система в России…………………………………8
Глава 2. Участие граждан Российской Федерации в избирательном процессе…………………………………………………………………………..15
2.1 Особенности участия граждан России в избирательном процессе………15
2.2 Вопросы ограничения прав российских граждан на участие
в выборах.………………………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы избирательного процесса…………………….5
1.1 Сущность избирательной
системы и понятие выборов……………
1.2 Выборы и избирательная система в России…………………………………8
Глава 2. Участие граждан Российской
Федерации в избирательном процессе…………………………………………………………
2.1 Особенности участия граждан
России в избирательном
2.2 Вопросы ограничения прав российских граждан на участие
в выборах.…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Рассматриваемая в курсовой работе тема является актуальной в настоящее время, поскольку избирательный процесс – это практическая, и прежде всего преобразовательная деятельность. Данный процесс, являясь правоприменительной деятельностью в широком смысле этого слова, все же имеет свою специфику, самостоятельность и является, одной из разновидностей юридического процесса. Содержание выборов проявляется в том, что избиратель участвует в голосовании или, напротив, отказывается от него. Эта деятельность (и даже бездеятельность) направлена на создание или изменение действующих социальных институтов. Именно через избирательный процесс, организованный в институты и структуры избирательной власти, могут быть сбалансированы и приведены к социальному знаменателю возможные и желаемые политико-правовые преобразования системы государственной власти и управления1. Благодаря демократическому избирательному процессу политическая власть, носителем которой являются граждане, трансформируется в государственную, представляемую парламентом и правительством2.
Особенность норм
избирательного права в том, что
они упорядочивают процесс
Цель исследования в курсовой работе – комплексный анализ основных аспектов избирательного процесса в России.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие по поводу избирательного процесса.
Предмет исследования – порядок и условия участия граждан России в избирательном процессе.
Задачи:
- рассмотреть сущность избирательной системы и понятие выборов в России;
- рассмотреть особенности участия граждан России в избирательном процессе;
- изучить практику ограничения прав российских граждан на участие в выборах.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых по рассматриваемой проблематике.
Эмпирической основой в курсовой работе послужила судебная практика.
Глава 1. Теоретические основы избирательного процесса
1.1 Сущность избирательной системы и понятие выборов
Важнейшей стороной политического процесса являются выборы. Они имеют многофункциональный характер, выступают как средство активизации населения, устанавливают обратную связь между гражданами и выборными органами, могут содействовать развитию демократии. Если у гражданина нет возможности сделать реальный выбор между различными кандидатами, между различными политическими силами, которые по-разному рассматривают приоритеты развития страны и государства, задачи этого развития в увязке с формами их разрешения, то избирательное право формально, а нормы избирательного законодательства лишены правозащитной силы. Избирательное право только тогда начинает набирать свою жизненную силу и авторитет, когда в обществе конкурируют несколько идеологий и соответствующих им политических сил.
Будучи неотъемлемой частью политического процесса, выборы представляют собой такой момент, который временно прерывает привычное движение политической системы и ее звеньев, а в случае смены партий, иногда даже высших должностных лиц у рычагов власти, может стать ступенью к новому качеству системы. В этом важнейшее потенциальное политическое значение выборов.
Главная функция выборов – определение партий и лиц (чаще политических лидеров), которые будут проводить политику государства в масштабах страны и на местном уровне. В литературе отмечается, что демократия неосуществима вне политического избирательного процесса, то есть процесса, допускающего и обеспечивающего для граждан на юридической основе возможность выбора между различными лицами, группами и партиями, претендующими на то, чтобы в течение определенного законом срока не только представлять их интересы, но и проводить собственную политику развития, санкционированную гражданами-избирателями.
Установление той или иной избирательной системы есть результат субъективного выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.
Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.
Выборы – это не только существенный признак, атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие. Демократия – режим, при котором правители назначаются посредство свободных и честных выборов.
Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными. Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласно принципам избирательного права, отражающим степень правового, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы.
В этом случае общепринятое деление приобретает вид парных противоположностей: всеобщие – ограниченные (цензовые); равные – неравные; прямые – косвенные (многостепенные); с тайным – с открытым голосованием. Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства – число избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место.
Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено; первый в истории референдум был проведен н 1439 г. в Швейцарии).
Референдум – это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны3.
Говоря о выборах, следует
различать такие нередко
Избирательная процедура включает в себя назначение выборов, издание избирательных органов, ответственных за их проведение, организацию избирательных округов, районов, участков, регистрацию кандидатов в депутаты, определенную финансовую поддержку выборов, охрану порядка в ходе их проведения, определение результатов голосования.
Избирательная кампания предусматривает выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.п.
Предвыборная программа
кандидата на пост президента или
партии на парламентских выборах
включает обычно четыре раздела: экономический,
социальный, внутри – и внешнеполитический. Особенно чувствительны
избиратели к социальному аспекту программы.
Поэтому даже если ситуация требует применения
экономических «кнутов», соискателям
народного благоволения следует припасти
для народа и социальные «пряники».
Кульминацией избирательной кампании является день наборов. Однако в отличие от шумной предвыборной борьбы сама процедура голосования есть тайна, «вещь в себе», и потому наиболее интересное об этой процедуре мы узнаем либо тогда, когда тайна нарушена, либо когда процедура еще не сложилась, не узаконилась. Последнее характерно для обществ с недостаточно развитой культурой, политической или общей.
Избирательная, кампания завершается подсчетом голосов, определением и объявлением итогов выборов. Подсчет голосов не представляет ни технической, ни моральной проблемы в цивилизованных странах. Рассмотрим, как осуществляется избирательное право и избирательная система в России.
1.2Выборы и избирательная система в России
Выборы – важнейшая форма прямой демократии, а также один из способов формирования государства. Конституция Российской Федерации не содержит специальной главы, посвященной организации выборов в стране. Однако отсутствие в ней такой главы вовсе не означает, что в её тексте не отражены основные положения избирательного права Российской Федерации. Принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права, закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции РФ обеспечивает демократический характер формирования органов государства; вместе с тем такие принципы и нормы служат основой для текущего законодательного регулирования.
Основополагающим
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Этот порядок определяется конституционно - правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя4.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно – правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов.
Избирательная система
и избирательное право
Действующее избирательное законодательство России предполагает добровольное участие гражданина в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Участвуя в голосовании или, напротив, отказываясь от него, далеко не всякий избиратель сознает социальное значение выборов. В системе приоритетов для него решающее значение могут иметь личностные склонности, субъективные факторы. Нередко отказ от участия в выборах связан с политической усталостью людей, неверием их в способность органов власти различных уровней разрешить те проблемы, которые, накапливаясь годами, проявились сейчас в условиях реформирования всех сфер общества. В немалой степени этот отказ связан и с недостаточно высокой правовой культурой избирателей. И лишь в отношении тех граждан, кто принимает непосредственное участие в выборах, можно сказать, что они действуют целенаправленно, поскольку их действия направлены на достижение определенного результата.
Информация о работе Участие граждан в избирательном процессе: порядок и условия