Виды и значение подзаконных актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 07:32, курсовая работа

Описание

Цель работы охарактеризовать подзаконные нормативно - правовые акты и их виды.

Задачами являются:

1. Дать понятие подзаконных актов;

2. Охарактеризовать признаки подзаконных актов;

3. Рассмотреть виды подзаконных актов;

4. Раскрыть значение подзаконных актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Подзаконные нормативно - правовые акты………………………………….6

1.1 Понятие подзаконных актов……………………………………………...6

1.2 Признаки подзаконных актов…………………………………………...14

2. Виды и значение подзаконных актов………………………………………..24

2.1 Виды подзаконных актов………………………………………………..24

2.2 Значение подзаконных актов……………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………32

Список использованной литературы…………………………………………..35

Работа состоит из  1 файл

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНО.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

      Содержание: 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Подзаконные  нормативно - правовые акты………………………………….6

    1.1 Понятие подзаконных актов……………………………………………...6

    1.2 Признаки подзаконных актов…………………………………………...14

2. Виды  и значение подзаконных актов………………………………………..24

    2.1 Виды  подзаконных актов………………………………………………..24

    2.2 Значение подзаконных актов……………………………………………29

Заключение………………………………………………………………………32

Список  использованной литературы…………………………………………..35

Приложения……………………………………………………………………..39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Актуальность  темы исследования. Правовую действительность современной России трудно представить  и верно оценить без учета  подзаконных правовых актов. Такие  акты выполняют свою, немаловажную роль в жизни российского общества. Ведь правовое регулирование общественных отношений отнюдь не сводится к нормативно-законодательному регулированию. Оно необходимо дополняется подзаконным нормативным и индивидуальным правовым регулированием.

      Однако  проблема подзаконных правовых актов  и их реализации на сегодняшний день исследована еще недостаточно. Ход же обновления жизни российского общества остро нуждается в оптимизации осуществляемых преобразований. А это связано с разработкой и решением комплекса теоретических и практических задач. Одна из них - подзаконные правовые акты и их реализация.

      Подзаконный правовой акт - официальный письменный документ, принятый уполномоченным субъектом  права (государственным органом, органом  местного самоуправления, руководителем  министерства или ведомства, руководителем  предприятия, учреждения или организации), имеющий обязательный и властный характер и регулирующий общественные отношения.

      Подзаконные правовые акты подразделяются на федеральные, региональные, акты органов местного самоуправления, локальные правовые акты, нормативные и индивидуальные. Такое разграничение имеет большое практическое значение, так как оно позволяет четко, рационально организовывать работу разных властных структур. Критерием деления подзаконных правовых актов на федеральные, региональные, акты органов местного самоуправления и локальные правовые акты выступает их юридическая природа, включающая юридическую силу, сферу действия, содержание, порядок принятия и оформления.

      В системе юридических актов подзаконные  правовые акты занимают вторичное место, по сравнению с законами. В большинстве случаев они издаются на основе и во исполнение законов, направлены на их конкретизацию, воплощение в жизнь.

      Подзаконные правовые акты представляют собой не простое сложение правовых актов, а  определенную, внутренне согласованную систему, являющуюся частью правовой системы Российской Федерации.

      Реализация  подзаконных правовых актов, будучи сложным образованием, выступает  как часть механизма реализации права. Причем наряду с общими, присущими  системе реализации права признаками, она обладает и своими признаками, отличающими ее от других элементов механизма реализации права.

      Реализация  подзаконного правового акта представляет собой многоуровневое явление по воплощению положений подзаконного правового акта в жизнь посредством правомерного поведения соответствующих субъектов и системы специфических юридических средств и методов.

      Реализацию  подзаконных правовых актов целесообразно  подразделить на реализацию федеральных  и региональных подзаконных правовых актов, а также реализацию правовых актов органов местного самоуправления и реализацию локальных правовых актов.

      Объект  исследования - нормативно - правовые акты.

      Предмет исследования - подзаконные нормативно - правовые акты и их виды.

      Цель  работы охарактеризовать подзаконные нормативно - правовые акты и их виды.

      Задачами  являются:

      1. Дать понятие подзаконных актов;

      2. Охарактеризовать признаки подзаконных актов;

      3. Рассмотреть виды подзаконных актов;

      4. Раскрыть значение подзаконных актов.

      Методологическую  основу исследования составили методы системного, комплексного изучения явлений и процессов, что вполне приемлемо и к исследованию подзаконных правовых актов и их реализации. Наиболее значимым в работе является диалектический метод познания правовой действительности, наряду с которым были использованы также сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический методы.

      Теоретической основой исследования послужили труды таких авторов  как Хропанюка В.Н., С.С. Алексеева, Марченко, А.В. Мицкевича, В.В. Лазарева, Ю.С. Пиголкина, СВ. Полениной, Ю.А. Тихомирова, Ф.Н., Яковлева  В.Ф.  и других, а также нормативно-правовые  акты.

      Научная новизна исследования состоит в  том, что данная работа представляет собой попытку комплексного исследования подзаконных правового актов и их реализации с учетом опыта государственно-правового характера РФ.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Подзаконные нормативно  - правовые акты 

      1.1 Понятие подзаконных актов 

      По  юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.1

      В системе нормативных правовых актов, помимо законов, выделяют множество  других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием "подзаконные  нормативные правовые акты". Такое  разделение нормативных актов показывает, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.2

      Существование этой группы нормативных актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, формирующейся на основе прямого избрания народом своих представителей и наделенной правом принимать законы, в государстве должна функционировать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обусловлены правом принимать "свои" правовые акты. В доктрине континентальной правовой системы сложилась традиция наделять правом издания нормативных правовых актов только законодательные и исполнительные органы государственной власти, а судебные органы при решении конкретных дел должны издавать только правоприменительные акты (акты однократного действия, адресованные персонально определенным лицам), такие как приговоры, решения суда и т.п.

      Подзаконные акты это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

      Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.3

      В юридической энциклопедии под подзаконным актом  понимается - правовой акт государственного органа, изданный в пределах его компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнения. 4

      Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические акты, которые основаны на законе и не противоречат ему. Вся система таких актов строится на строгой их соподчиненности между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа, издающего подзаконный нормативный акт, в общей иерархической системе органов государства.

      Подзаконный нормативно-правовой акт - это акт, изданный в соответствии с законом и ему не противоречащий.5

      Подзаконный нормативный акт - понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания - от актов высших представительных органов, Президента, Правительства до актов местных органов власти и управления. 6

      Всем этим актам присуще одно общее свойство - подзаконность.

      Характеристика  законов как правовых документов высшей юридической силы, требование верховенства законов означают, что  все другие нормативные акты, кроме  законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.

      Вместе  с тем подзаконность нормативных  юридических актов не означает их "меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической  силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов, доминирующих над всеми иными нормативными актами.

      Тем более было бы неверным недооценивать  социальное значение подзаконных нормативных  юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования.

      Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов.

      Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по территории, по лицам, по предмету) зависят от места  государственного органа, издавшего  акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь нужно, строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих актов, содержащих индивидуальные предписания, таких, как, например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов - актов толкования. 
Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами в

     Подзаконный правовой (юридический) акт рассматривается  в научной литературе только в тесной связи с законом. Поэтому подзаконный акт всегда определяется как нормативный правовой акт, изданный на основе и во исполнение закона. Такое определение явно подчеркивает примат закона над подзаконным актом. В определениях подзаконного акта прослеживается его двоякое назначение: 1) развивать и конкретизировать положения законов; 2) соответствовать законам. Что же представляет собой подзаконный нормативный акт?

     Большинство ученых-правоведов, определяя подзаконный нормативный акт, используют формально-юридический и функциональный методы. Так, С.С. Алексеев определяет подзаконный нормативный акт как нормативный юридический акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит.7 С.С. Алексеев говорит, что понятие «подзаконные акты» отражает одну общую черту их содержания – то, что они основываются на законе, а также одну общую особенность их юридической силы – то, что они закону не противоречат. В остальном же акты рассматриваемой группы во многом различаются между собой, имеют существенные особенности и по содержанию, и по юридической силе. Тем самым С.С. Алексеев констатирует, что понятие подзаконного нормативного акта определяет  лишь его внешние, формальные признаки, не учитывая особенностей его содержания и юридической силы.

Информация о работе Виды и значение подзаконных актов