Корпоротивное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:24, курс лекций

Описание

1. Понятие, предмет и метод КП. Понятие Корпоративного права.
Корпоративное право – подотрасль гражданского права, нормы которой направлены на регулирование общественных отношений по организации и деятельности предприятий и организаций, выступающих субъектами гражданского права. В РФ корпоративное право часто называют правом хозяйственных товариществ и обществ.
Существует еще одно определение. Корпоративное право – это система общеобязательных для корпорации норм, которые устанавливаются органами управления корпорации и выражают волю ее членов. Нормы корпорации обязательны для исполнения всеми участниками корпорации и охраняются силой корпоративного принуждения.Т.о. существует двоякое толкование корпоративного права. В узком смысле – это система правил, установленных собственником или администрацией коммерческой организации и регулирующая правоотношения внутри данной организации.
В широком смысле – это совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ и обществ (коммерческих организаций). При более детальном рассмотрении можно сделать вывод о едином смысле трактовок КП, т.к. все правила, установленные организациями не должны противоречить действующему законодательству РФ.
Предмет КП. Предмет КП – это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу создания, деятельности и правового положения хозяйственных субъектов (КО). Говоря о предмете КП необходимо подчеркнуть его специфику, т.к. КП является не самостоятельной отраслью, а лишь подотраслью ГП, т.е. выступает его составной частью.
При этом КП является подотраслью достаточно узкой специальности. Для КП особое значение имеет правовое регулирование субъектного состава гражданских правоотношений, - а именно юридических лиц, в числе которых выделяют коммерческие организации. Регулирование субъективного состава гр. Правоотношений входит так же в сферу других подотраслей ГП (коммерческого, предпринимательского, акционерного, хозяйственного права), однако предмет КП несколько шире и говорить здесь можно о сходстве предмета регулирования КП и других подотраслей.
Метод КП. К числу методов КП следует причислить императивные и диспозитивные методы.

Работа состоит из  1 файл

корпаротив прав.docx

— 241.15 Кб (Скачать документ)

Гильдии имели выборных руководителей  и совет, через которые велась их деятельность. Имущество формировалось  за счет объединения взносов участниками  гильдии.

Не было понятия об общем  капитале, хотя существовали общие  платежи, по размеру напоминавшие государственные  или общинные повинности. Торговые гильдии не были целостными хозяйственными единицами, так как им была присуща  солидарная ответственность участников, основанная на общих условиях совместной деятельности, торговая гильдия отвечала за долги каждого из своих членов.

В средние века существовали иные разного рода объединения, отвечающие указанным признакам корпоративности

К таким объединениям можно  отнести средневековые товарищества, имеющие целью постоянную общую  деятельность для получения прибыли (например, совместная постройка и  эксплуатация кораблей, горное дело, пиратские  экспедиции), базирующиеся на объединении  капиталов и усилий индивидов, закрепляемом договором. Здесь уместно вспомнить  и каменды (commenda), позволяющие участвовать в морской торговле, получая выгоды и не имея личного риска, связанного с опасностями путешествий. Финансовые участники каменд несли лишь имущественные риски за общее дело в соответствии с соглашением между ними и купцом, осуществлявшим торговые операции.

Разновидностью подобных объединений являлись также средневековые  компании, имеющие одну отличительную  особенность организации - глава  компании действовал от имени всех членов и одновременно от собственного имени.

Второй организационной  формой, близкой к римским "corpus", была средневековая европейская ремесленная корпорация (цех). Ее единство обусловливалось необходимостью обеспечения защиты членов и совместного удовлетворения их религиозных потребностей. Подтверждалось же такое единство для целей оборота и права особыми документами - грамотами на инкорпорацию. Кроме того, корпорация имела устав, определяющий ее организационную структуру, а также предполагала наличие общего собрания и руководящих органов.

Помимо этого средневековая  экономическая обстановка создала  предпосылки для возникновения  объединений, не известных римлянам, - первых акционерных компаний. 

3. Корпорации в  новое время и в новейшей  истории. Свою историю акционерные компании, по мнению большинства ученых, начинают с колониальных компаний и, прежде всего, с Голландской Ост-Индской компании (XVI - XVII вв.). Она обладала обособленным от участников имуществом, распределенным на равные доли, получившие название акций, а также имела своего рода органы - камеры и высший совет . Можно назвать также Английскую Ост-Индскую компанию (XVI в.), участники которой получали по подписке свидетельства об участии, дающие право на получение прибыли .

Дальнейшее развитие торговых товариществ привело к тому, что, хотя в них общее имущество  обособлено и товарищи действуют  под единой фирмой, такое товарищество может быть представлено в обороте  любым из товарищей и они несут солидарно субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом.

В XIX в. промышленный подъем и  развитие в целом социально-экономических  отношений привели к образованию  устойчивой системы организационных  форм отношений корпоративного типа. Эти формы получили признание  на законодательном уровне и стали  подробно исследоваться в науке.

Подводя итог сказанному, можно  отметить, что в XIX в. сложились определенные устойчивые организационные формы  отношений корпоративного типа. Отвечая  историческим признакам корпоративности, эти формы приобрели названия, адекватные соответственно концептуальным основам континентального и общего права. Между тем уже тогда  наметилась тенденция сближения  континентального и общего права  в регламентации корпоративных  отношений, которая может быть усмотрена  в следующем:

- в разграничении организационных  форм корпоративных отношений  на объединения, не являющиеся  корпорациями (юридическими лицами), и на корпорации (юридические  лица);

- в разграничении корпораций, в зависимости от особенностей  организационного устройства, на  товарищества и общества.

Бурное развитие производства в XIX - XX вв. усилило процесс его  концентрации и централизации, процесс  образования монополистических  объединений. Сращивание промышленного  и банковского капиталов привело  к образованию крупнейших финансовых групп, занявших ключевые позиции в  основных отраслях хозяйственной жизни. Начался процесс развития государственно-монополистического капитализма, приобретший особый размах в период Первой и Второй мировых  войн.

В ХХ в. организационные формы  корпоративных отношений получили существенное развитие: появились новые  виды корпораций, в частности, компании одного лица. 

4. Понятие корпорации  в зарубежном праве. И в течение достаточно долгого времени термин "корпорация" служил синонимом термина "юридическое лицо", в гражданском праве не было известно понятие учреждения; все образования, даже те, которые наполнялись институтным содержанием, трактовались как корпорация. Лишь вследствие разработки Ф.К. Савиньи и германскими цивилистами понятия "учреждение" понятие "корпорация" приобрело более современное значение - юридическое лицо, основанное на членстве, участии.

Трактовка корпорации как  союза, под которым долгое время  подразумевалось юридическое лицо, привела к появлению так называемой корпоративной теории учреждения, в  соответствии с которой учреждение рассматривалось не как иная, противоположная  корпорации, организационная форма, а как корпорация с неопределенным числом участников, под которыми, по сути, понимались все пользователи данного учреждения.

В современных условиях термин "корпорация" в национальных отношениях понимается по-разному. Так, в Швейцарии  корпорациями называют один из двух основных типов юридических лиц наряду с учреждениями. В Англии корпорация может быть определена как само юридическое  лицо, поскольку юридические лица здесь делятся на корпорации, представляющие собой совокупность лиц, и единоличные  корпорации. В США корпорация хотя и не является единственной формой юридического лица, включает самые разные организации. Корпорации здесь бывают четырех видов: публичные, квазипубличные, предпринимательские и непредпринимательские. К публичным относятся государственные и муниципальные органы. К квазипубличным - корпорации, служащие общим нуждам населения. Предпринимательские преследуют в качестве основной цели получение прибыли и сравнимы с акционерными обществами в странах континентальной системы права. Непредпринимательские корпорации не стремятся к получению прибыли. Во Франции и Германии при классификации юридических лиц термин "корпорация" не используется вовсе: во Франции юридические лица подразделяются на товарищества и ассоциации, а в Германии - на союзы и учреждения. В России юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

В англосаксонской системе  права современное определение  корпорации: "Деловая организация, рассматриваемая как независимое  образование, - искусственное лицо, отличающееся от его владельцев в  глазах закона. Собственность представлена долями в капитале". 

Понятие корпорации в современном российском праве. Понятие корпорации в России трактуется весьма неоднозначно. Так, среди юристов существует ряд точек зрения, согласно одной из которых к корпорациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве, другой - лишь хозяйственные общества и товарищества, третьей - только акционерные общества, четвертой - хозяйствующие субъекты, образованные несколькими юридическими лицами, правда, не исключая участия физических лиц. В современном отечественном праве помимо объективных проблем нормативно-правового характера существует ряд проблем теоретического плана, которые не позволяют говорить о соответствии классического понимания корпорации пониманию российскому. В современном российском праве понятие корпорации используется в нескольких значениях. Условно можно говорить о значении понятия корпорации в легальном и доктринальном смыслах. С одной стороны, в юридической литературе часто упоминается о корпорациях, причем это понятие используется в классическом значении, т.е. как организация - объединение лиц или капиталов в противовес учреждению, с другой стороны, понятие корпорации легитимизируется в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.) в качестве некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. 

1. Понятие корпоративных  норм. Все образования внутри отрасли права и сама отрасль состоит из исходных элементов – норм права. Составными единицами корпоративного права как подотрасли права являются корпоративные нормы. При объединении группы норм в подотрасли характерным является то, что в подотрасль объединяются нормы, имеющие сходные черты, регулирующие определенную группу общественных отношений.

Нормой корпоративного права признается установленное  или санкционированное государством правило поведения, являющееся общеобязательным и формально – определенным, которое  устанавливает обязанности и  определяет права участников корпоративных  отношений. С.А. Алейник определяет корпоративные нормы как правила поведения участников искусственно создаваемых социальных групп, которые имеют двойное значение: с одной стороны, дополняют нормы права, а с другой - декларируют правовой статус корпоративного объединения и иную юридически значимую информацию

Можно сказать, что корпоративные  нормы создают модель корпоративных  отношений.

Корпоративные нормы регулируют типичные ситуации или вид отношений имеющих место в корпорации. Типичность проявляется в существующих отношениях, а так же может касаться и новых связей, повторяемость в будущем которых предполагается.

Корпоративные нормы рассчитаны на многократное повторение, т.е. урегулировав одну ситуацию, они начинают действовать  вновь при аналогичных обстоятельствах.

Корпоративные нормы носят общий характер. Им присуща неперсонифицированность, в них отсутствуют указания на конкретного адресата, наоборот, они действуют в отношении многих лиц. 

2. Признаки корпоративных  норм. Существуют специальные признаки корпоративных норм. В науке не существует однозначного толкования признаков корпоративных норм. Так В.К. Самигуллин выделяет следующие признаки:

1. Корпоративные нормы  исходят, в конечном счете,  от государства.

2. Они гарантированы принудительной  силой государства.

3. Нормы действуют в  конкретной организации.

4. Нормы не имеют той  степени общности, которая свойственна  централизованным (общегосударственным)  нормам.

Л.И. Антонова предлагает следующие  признаки корпоративных норм:

1. Нормы принимаются в  организации и действуют в  ее пределах.

2. Субъектом принятия корпоративных  норм является администрация  либо трудовой коллектив.

3. Нормы имеют дополнительный  характер по отношению к нормам  общегосударственным.

4. Своим предметом они  имеют трудовые или организационно  – управленческие отношения.

Так же выделяют следующие  признаки:

1. Признак точной количественной  определенности КН.

Субъект корпоративной нормы  всегда точно определен и имеет  точную количественную характеристику: - количеством акционеров, товарищей, участников и т.д.

2. Признак согласования  воль в нормах КП.

В корпоративных нормах возможно выражение тех, кто их разрабатывает, принимает и обязуется им повиноваться.

Однако, корпоративные нормы, имея самостоятельное регулирующее значение, не могут выходить за рамки  права. В теории принято говорить о соподчиненности корпоративных  и общегосударственных норм.

Во первых, локальные корпоративные нормы имеют предел регулирования. Такой предел закреплен в нормах общегосударственных.

Во вторых, корпоративные  нормы должны соответствовать природе  права.

В третьих, нормы изданные государством, в определенных случаях  диктуют процедуру принятия корпоративных  норм.

В четвертых, корпоративные  нормы по своему содержанию не могут  противоречить нормам общегосударственным.

Наконец, корпоративные нормы  могут обеспечиваться государственным  принуждением. 

3. Виды корпоративных  норм. Различают локальные несоциальные, социальные и договорные корпоративные нормы, а так же общегосударственные нормы, прежде всего – нормы гражданского права.

Несоциальные нормы. Данные нормы регулируют отношения членов корпорации, к каким либо материальным объектам, используемым в деятельности корпорации. Среди них выделяют:

1. Технические нормы (правила,  инструкции и т.д.).

2. Санитарные нормы.

3. Физиологические (правила  ношения форменной одежды и  т.п.).

Т.о. несоциальные нормы конкретизируют правила поведения, определяющие способы и приемы воздействия человека на материальный мир.

Социальные нормы. Социальные корпоративные нормы закрепляют правила поведения, изданные в организации и регулирующие отношения между коллективом. Иными словами социальная норма представляет собой правило поведения или стандарт, образец поведения одного человека по отношению к другому.

Можно сказать, что социальные нормы формируют т.н. организационную  культуру, т.е. свод ключевых ценностей, норм, убеждений, которые понимаются и разделяются всеми членами  организации.

Выделяют следующие социальные корпоративные нормы:

1. Корпоративные обычаи.

2. Корпоративные традиции.

3. Этические нормы.

4. Эстетические нормы.

5. Деловые обыкновения.

6. Правовые нормы.

Договорные нормы. Договорным нормам присуща добровольность изъявления воли на совершение указанных в договорной норме действий.

Когда отношения между  участниками полностью совпадают  с внутренними отношениями в  юридическом лице или составляют саму организационную форму корпоративных  отношений, т.е. когда корпоративные  отношения могут регулироваться в своей основе договором (в пределах, установленных законом), применительно  к таким организационным формам корпоративных отношений корпоративный  договор должен рассматриваться  как акт локального регулирования, содержащий нормы корпоративного права, распространяющийся на определенный субъектный состав и сферу отношений. В подобных случаях все иные соглашения между участниками должны соответствовать корпоративному договору.

Информация о работе Корпоротивное право