Источники права Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 22:39, контрольная работа

Описание

Право Европейских сообществ — одно из интереснейших и в то же время сложных явлений в современной юридической науке. Оно возникло и продолжает развиваться сегодня в ходе реализации интеграционных усилий ряда западноевропейских государств, являющихся участниками одной из ведущих региональных международных организаций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие источника права ЕС………………………………………….4
2. Первичное право……………………………………………………….5
3. Вторичное право……………………………………………………….7
4. Прецедентное право (решение Европейского суда)………………....12
Заключение……………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………..........15

Работа состоит из  1 файл

Институционное право ЕС.docx

— 30.67 Кб (Скачать документ)
     Нижегородский государственный университет 

     им. Н.И. Лобачевского 

     Юридический факультет 
 

     Контрольная работа  

     по  курсу институционное право Европейского Союза на тему: 
 
 

     Источники права Европейского Союза 

     Вариант № 3 
 

                                                Работу выполнил: 
 
 
 
 

     Нижний  Новгород

     2010

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Понятие источника права ЕС………………………………………….4
  2. Первичное право……………………………………………………….5
  3. Вторичное право……………………………………………………….7
  4. Прецедентное право (решение Европейского суда)………………....12

Заключение……………………………………………………………………14

Список  литературы……………………………………………………..........15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Право Европейских сообществ — одно из интереснейших и в то же время  сложных явлений в современной  юридической науке. Оно возникло и продолжает развиваться сегодня  в ходе реализации интеграционных усилий ряда западноевропейских государств, являющихся участниками одной из ведущих региональных международных  организаций.

     Существуют  множества различных взглядов на природу права ЕС. В частности, достаточно острая дискуссия возникла по вопросу о том, какое же именно право сложилось и применяется  в рамках Европейского сообщества. Или это общее международное  право, или же своеобразная его трансформация, а может быть, это даже некая "третья" система так называемого "наднационального" права.

     Следует отметить, что изначально право Европейских  сообществ возникло именно на основе общего международного права. Точкой отсчета здесь явились три международных многосторонних договора об учреждении Европейского объединения угля и стали в 1951 г., а также Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии в 1957 г. Однако в дальнейшем право ЕС развивалось, главным образом, через так называемое "case law", т. е. в ходе рассмотрения и разрешения Судом ЕС конкретных судебных дел. С течением времени это привело к формированию в рамках Сообщества в значительной степени обособленной, автономной системы права. Достаточно распространенной стала точка зрения о том, что право ЕС, с одной стороны, по-прежнему остается частью общего международного права (главным образом, в силу того, что его возникновение базируется на ряде межгосударственных соглашений). Вместе с тем оно рассматривается также и в качестве неотъемлемой части внутреннего права каждого из государств — участников ЕС.

      Для полного понимания природы права  ЕС, в первую очередь необходимо рассмотреть источники права, что  и является главной задачей данной работы.

    1. Понятие источника права ЕС
 

     «Источники  права - акты уполномоченных органов  власти, устанавливающие нормы права  и внешние формы правотворческой  деятельности государства. Основные виды источников права: правовой обычай; прецедент (характерен для англосаксонской  правовой системы); нормативный акт; нормативный договор (соглашение между  различными субъектами права)».

     Источники права Европейского Союза - документы, устанавливающие нормы права  и внешние формы правотворческой  деятельности Европейского союза.

     Все источники права Союза образуют взаимосвязанную систему, построенную  на иерархических принципах. Документы, обладающие высшей юридической силой  в правовой системе Союза, составляют источники первичного права. Подобно  конституции государства, они составляют ядро правовой системы Европейского Союза, закрепляют статус Союза как  политической организации и его  отдельных органов. На основании  первичного права органы Союза издают нормативные акты и другие документы, составляющие вместе источники вторичного права, которое называют также правом «производным». Подавляющая часть  общеобязательных правил поведения, установленных  Союзом, закреплена именно здесь. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Первичное право

     К актам первичного права относятся  все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе  акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической  силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

     Особенностью  Европейского Союза является то, что  в его основе лежат несколько  международных договоров, учредительного характера. В первую очередь это 

     Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 года;

     Римский договор, учреждающий ЕС 1957 года;

     Римский договор, учреждающий Евратом 1957 года;

     Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 года;

     Данные  договоры носят «конституирующий»  характер для Европейского Союза. Данные договора являются основными, их определяют как учредительные договоры в узком смысле.

     К  учредительным договорам так же относятся и международные договоры изменяющие и дополняющие их: Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный договор 1970 г., Бюджетный договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г., Ниццкий  Договор об изменении Договора о Европейском Союзе 2001г., Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества». Соглашение подписано на саммите Евросоюза 13 декабря 2007 года в Лиссабоне, ратифицированный и вступивший в силу 1 декабря 2009г.

     Договора о присоединении новых государств-членов, так же являются составной первичного права. Это такие договора как: договор 1972 г. о присоединении Великобритании, Дании и Ирландии; договор 1980 г. о присоединении Греции, договор 1985 г. о присоединении Испании и Португалии и договор 2003 г., на основании которого членами Союза стали 10 стран Восточной Европы и Средиземноморья.

     Большинство норм упомянутой группы источников первичного права имеют переходный характер и со временем утрачивает силу. Однако среди них есть и такие, которые рассчитаны на постоянное применение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Вторичное право

     Источниками вторичного права выступают акты, издаваемые институтами Союза, а также международные договоры Союза и соглашения, заключённые в рамках ЕС его государствами-членами.

     Договор о ЕС наделяет институты ЕС полномочиями издавать два вида нормативно-правовых актов: регламенты и директивы. Различия между этими источниками законодательства ЕС вытекают прежде всего из двух основных методов построения правовой системы ЕС.

     Метод унификации предполагает издание сообществом нормативного акта прямого действия, который заменяет акты внутригосударственного права, ранее регулирующих определённую область общественных отношений. Иными словами метод унификации предполагает создание единого правового режима в соответствующей области экономики, транспорта, культуры и т.д. Вместо различных законов и подзаконных актов, действовавших в государствах-членах, начинает действовать один закон – регламент. «Он предназначен для общего применения, является обязательным во всех своих частях и подлежит прямому применению во всех государствах-членах» (ст. 189 Договора о ЕС).

     Вторым  методом, определяющим правотворческую  деятельность институтов ЕС, является метод гармонизации. Гармонизация также имеет своей целью установление единых правовых норм, регулирующих определённые экономические и иные отношения на всей территории ЕС. В отличие от унификации, гармонизация более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установлении ЕС правил, направленных на сближения положений законодательных актов государств-членов в определённой области. Последние затем приводят свою нормативную базу в соответствии с гармонизирующим документом, закрепляют содержащиеся в нём правила в национальных законах, других правовых актов, самостоятельно определяя способ и формы включения в национальную правовую систему гармонизированных норм. Инструментом гармонизации в ЕС служит ДИРЕКТИВА. Она «обязательно для каждого государства-члена, которому она адресована, в отношении ожидаемого результата, но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий» (ст. 189 Договора о ЕС).

     В соответствии с Договором  о Сообществе вторичное право Европейского Союза делится на различные категории правотворческих форм – это регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения ЕОУС, рекомендации ЕОУС.

     Первый  вид - Регламенты являются наиболее жестким средством регулирования в Европейском праве. Регламент предназначен для общего пользования. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах. Регламент носит абстрактный характер, адресован неограниченному кругу государств и предназначен для непосредственного применения на территории всех государств-членов без имплементации в национальное право. Прямое действие регламентов означает, что они непосредственно создают права и обязанности для физических и юридических лиц и служат основанием для защиты таких прав в национальных судах. При этом говорят об объективном (нормы права ЕС могут рассматриваться в национальных судах) и субъективном (способность актов ЕС создавать права для индивидов) прямом действии.

     Регламенты  применяются на территориях государств-участников с момента их вступления в силу (на 20-й день после опубликования, если в регламенте не установлено  иное). С этого же момента перестают действовать нормы национального права, которые вступают в противоречие с положениями регламентов, не дожидаясь, когда они будут официально отменены. В решениях по делам Simmenthal I, II Суд ЕС отметил, что в силу принципа верховенства права ЕС его нормы препятствуют образованию противоречащих ему норм национального права, которые в силу этого являются недействительными. Оспорить законность регламента или директивы можно в течение двух месяцев после их вступления в силу.

     Директивы- второй вид вторичного права, главное отличие от регламента заключается в том, что в директиве, как правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты применением этого акта. Директивы делятся на рамочные директивы и обычные директивы. Первые образуют самостоятельную группу актов, иерархически не подчиненных регламенту. Вторые могут содержать более детальную регламентацию, особенно если они принимаются на основе и во исполнение регламента. В этом случае имеет место иерархическая соподчиненность.

     Третья  группа - Решения и рекомендации. Они обязательны для своих адресатов во всех своих составных частях. Впрочем, практика знает и некоторые исключения, устанавливаемые рамочными решениями. Решения обязательны для тех субъектов европейского права, коим они адресованы. Адресатом не обязательно должно выступать государство. Это могут быть определенные институты, те или иные категории юридических лиц либо даже отдельные юридические лица. Решения нотифицируются (сообщаются) тем субъектам европейского права, которых они непосредственно касаются и которые выступают в качестве исполнителей соответствующих предписаний.

     Учредительные документы ЕС закрепляют только несколько  случаев, когда должны приниматься  те или иные виды актов, например принятие директив предусмотрено статьями 44(1), 46(2), 47(1), 52, 94, 96, 132(1), 137(2) Договора ЕС, регламентов — статьей 39(3d). В большинстве случаев органы ЕС сами определяют вид принимаемого акта. Особенно актуальным представляется разграничение между регламентами и решениями, поскольку часть 4 статьи 230 Договора ЕС позволяет физическим и юридическим лицам обратиться в Суд ЕС с иском, оспаривающим «решения, которые были приняты персонально в отношении этого лица, либо решения, которые хотя и приняты в форме регламента или решения, имеют характер непосредственного или персонального обращения к этому лицу». По мнению Суда, определяющим в части правового статуса акта является его содержание, а не форма (регламент, директива, решение). В противном случае органы Сообщества могли бы избежать возможности обжалования принимаемых актов просто путем выбора соответствующей формы.

     Так, регламент должен быть применимым к  конкретным ситуациям, предусматривать  меры абстрактного характера, направленные неопределенному кругу лиц либо категориям лиц, определенным в общей и абстрактной манере, а не конкретному лицу. Не считается персональным регламент, если в силу того, что конкретными действиями занимается ограниченный круг лиц, он применим только к этим лицам. Физические и юридические лица могут ссылаться на непосредственное применение к ним регламентов, только когда в связи с присущими им характеристиками и в определенных обстоятельствах они отличаются от всех других лиц.

Информация о работе Источники права Европейского Союза