Понятие и классификация международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание

При таких условиях в современном мире обозначилась тенденция к росту влияния международных организаций как формы сотрудничества государств, в связи с этим идет бурное их развитие: дальнейшее расширение их компетенции, усложнение структуры и расширение участников международных отношений – все более важными субъектами становятся межгосударственные и негосударственные объединения (при этом, не умаляется роль межгосударственных отношений). Они создаются для реализации определенных целей государств и не государств (физических лиц, например) участников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и классификация международных организаций…………...4
1.2.Порядок создания международных организаций и прекращения их существования…………………………………………………………………...6
Россия и международные организации………………………………….9
2.1. Участие России во всемирных организациях…………………………10
2.2. России и европейские организации…………………………………….12
3. Содружество независимых государств………………………………..…15
3.1. Сотрудничество России с международными организациями………..16
3.2. Россия и международные клубы………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………….…21

Работа состоит из  1 файл

вступление.docx

— 44.31 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Понятие и классификация международных организаций…………...4

     1.2.Порядок создания международных организаций и прекращения их существования…………………………………………………………………...6

  1. Россия и международные организации………………………………….9

2.1. Участие России во  всемирных организациях…………………………10

2.2. России и европейские  организации…………………………………….12

3. Содружество независимых  государств………………………………..…15

3.1. Сотрудничество России  с международными организациями………..16

3.2. Россия и международные  клубы………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………...20

Список использованных источников…………………………………….…21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные международные отношения имеют одну особенность – диалектичность развития. С одной стороны все больше развивается международное сотрудничество с целью установления мира и безопасности, политического, экономического, культурного сотрудничества на основе взаимных интересов. А, с другой стороны, все более очевидной становится проблема насилия, жестокости и непримиримости в этих самых международных отношениях. Насколько более глобальными становятся взаимоотношения между народами, настолько более глобальными становятся и конфликты между группами людей. При таких условиях в современном мире обозначилась тенденция к росту влияния международных организаций как формы сотрудничества государств, в связи с этим идет бурное их развитие: дальнейшее расширение их компетенции, усложнение структуры и расширение участников международных отношений – все более важными субъектами становятся межгосударственные и негосударственные объединения (при этом, не умаляется роль межгосударственных отношений). Они создаются для реализации определенных целей государств и не государств (физических лиц, например) участников. Поскольку развитие мировых хозяйственных связей, средств массовой информации, научно-техническая революция, взаимовлияние культур приводят к необходимости более продуманной и координированной интеграции, которая учитывала бы интересы всех социальных, этнических, религиозных, культурных групп, то в свете растущей глобализации, все более важную роль играют не просто отношения между государствами, а более широкие по спектру полномочий, международные организации. Таким образом, целью данной работы является детальное рассмотрение такого института как международные организации, и определение их роли в современном мире.

 

 

 

  1. Понятие и классификация международных организаций

Международная организация  – это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее  постоянные органы, наделенное международной  правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.

Наименования международных  организаций могут быть различными – организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и другие – это не влияет на их статус.

Для классификации международных  организаций применяются различные  критерии:

по характеру членства:

а) межправительственные;

б) неправительственные;

по кругу участников:

а) универсальные – открыты  для участия всех государств (ООН, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц  всех государств (Всемирный совет  мира, Международная ассоциация юристов-демократов);

б) региональные – членами которых могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического региона (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива);

в) межрегиональные –  организации, членство в которых  ограничено определенным критерием, выводящим  их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. В частности, участие в Организации  стран-экспортеров нефти (ОПЕК) открыто  только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства;

по компетенции:

а) общей компетенции –  деятельность затрагивает все сферы  отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и другие (ООН);

б) специальной компетенции  – сотрудничество ограничивается одной  специальной областью (ВОЗ, МОТ), при  этом такие организации могут  подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные;

по характеру полномочий:

а) межгосударственные –  регулируют сотрудничество государств, их решения носят рекомендательную или обязательную силу для государств-участников;

б) надгосударственные –  наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов и действующие на территории государств наряду с национальными законами;

с точки зрения порядка  приема в международные организации:

а) открытые – любое государство может стать членом по своему усмотрению;

б) закрытые – прием в  члены производится по приглашению  первоначальных учредителей (НАТО);

по критерию структуры:

а) организации с упрощенной структурой;

б) организации с развитой структурой;

по критерию способа создания :

а) международные организации, созданные классическим путем –  на основе международного договора с  последующей ратификацией;

б) международные организации, созданные на иной основе – деклараций, совместных заявлений.

 

 

1.2 Порядок создания  международных организаций и  прекращения их существования

 Международные организации  как вторичные, производные субъекты  международного права создаются  (учреждаются) государствами. Процесс  создания новой международной  организации проходит три этапа:  принятие учредительного документа;  создание материальной структуры  организации; созыв главных органов,  свидетельствующий о начале функционирования  организации.

 Согласованное волеизъявление  государств относительно создания  международной организации может  быть зафиксировано двумя способами:  в международном договоре; в решении  уже существующей международной  организации.

 Наиболее распространенным  способом является заключение  международного договора. Это предполагает  созыв международной конференции  для выработки и принятия текста  договора, который и будет учредительным  актом организации. Наименования  такого акта могут быть различными: статут (Лига Наций), устав (ООН,  ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС) и др. Дата его вступления в  силу считается датой создания  организации.

 Международные организации  могут быть созданы и в упрощенном  порядке, в форме принятия решения  другой международной организацией. К такой практике неоднократно  прибегала ООН, создавая автономные  организации со статусом вспомогательного  органа Генеральной Ассамблеи.  Например, так были созданы ЮНКТАД  — Конференция ООН по торговле  и развитию (1964 г.), ПРООН — Программа  развития ООН (1965 г.). В данном  случае согласованное волеизъявление государств относительно создания международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

 Второй этап предполагает  создание материальной структуры  организации. В этих целях наиболее  часто используются специальные  подготовительные органы. Такова  практика создания ООН, ЮНЕСКО, ФАО, ВОЗ, МАГАТЭ и др. Из  последних примеров можно сослаться  на подготовительную комиссию  для Международного органа по  морскому дну и Международного  трибунала по морскому праву.

 Подготовительные органы  учреждаются на основе отдельного  международного договора или  приложения к уставу создаваемой  организации либо на основе  резолюции другой международной  организации. В этих документах  определяются состав органа, его  компетенция и функции. Деятельность  такого органа направлена на  подготовку проектов правил процедуры  будущих органов организации,  проработку всего круга вопросов, касающихся создания штаб-квартиры, составление предварительной повестки  дня главных органов, подготовку  документов и рекомендаций, относящихся  ко всем вопросам этой повестки  дня, и др.

 Государства, не являющиеся  членами международных организаций,  могут посылать своих наблюдателей  для участия в работе органов  международных организаций, если  это установлено правилами организации.  В некоторых организациях государствам-нечленам разрешается аккредитовать миссии постоянных наблюдателей. Так, например, при ООН такие миссии имеют Ватикан, Швейцария; при ОАГ — 30 государств, в том числе Россия.

 Созыв главных органов  и начало их функционирования  завершают мероприятия по созданию  международной организации.

 Прекращение существования  организации также происходит  путем согласованного волеизъявления  государств-членов. Чаще всего ликвидация  организации осуществляется путем  подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. на совещании Политического консультативного комитета в Праге государства — участники Варшавского договора: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия (еще два первоначальных участника Варшавского договора вышли из него раньше: Албания в 1968 г., ГДР в 1990 г. в связи с объединением Германии) — подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г. и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 г. Протокол о роспуске. ОВД подлежал ратификации парламентами всех стран-участниц. Он был ратифицирован Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. Протокол вступил в силу 18 февраля 1993 г.

 Таким же образом  был ликвидирован Совет экономической  взаимопомощи. 28 июня 1991 г. в Будапеште  страны — члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия — подписали Протокол о расформировании организации, просуществовавшей более 40 лет. Для урегулирования имущественных споров и претензий был создан ликвидационный комитет. Если вместо ликвидируемой организации создается новая, то возникает проблема правопреемства. Объектом правопреемства являются имущество, фонды, некоторые функции. Правопреемство имело место при создании ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, ВМО, ФАО, ИКАО и др.

 

 

 

 

 

 

 

2.Россия и международные  организации

В современном мире существуют сотни организаций, в которых  участвуют практически все государства  мира. Они помогают странам и народам, проживающим в них, лучше понять друг друга, способствуют развитию торговли и экономических отношений, культурному  обмену. Поэтому большинство государств стремится к широкому участию в международных организациях.

Все международные организации  можно разделить на две группы. Первая - организации всемирные, например Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). В эти организации может  вступить на определённых условиях любая  страна. Большинство таких организаций  входит в систему Объединённых Наций, т. е. в союз, включающий в себя почти  все страны мира. Вторая группа - организации  региональные. Они образованы в интересах  стран какого-либо региона или  континента, например Организация американских государств (ОАГ) или Европейский  союз (ЕС). В них могут вступать только те страны, которые расположены  в определённом регионе. Однако бывают и исключения из правил. В качестве примера можно назвать Организацию  Североатлантического договора (НАТО). Вопреки названию, в эту организацию  входят также государства, не имеющие  прямого выхода в северную часть  Атлантического океана, например Турция. Таким образом, первый принцип деления  международных организаций - географический.

Второй принцип деления  международных организаций - по сфере  их деятельности. Существуют организации  политические, например Организация  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ), или военно-политические (НАТО). Есть также организации экономические (Всемирная торговая организация - ВТО), научные и культурные (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО).

Имеется ряд международных  организаций, перед которыми стоит  сразу несколько целей и задач. Так, Организация стран - экспортёров  нефти (ОПЕК) занимается решением экономических  и политических задач. К комплексным, т. е. решающим множество разнообразных  задач, международным организациям можно отнести Содружество Независимых  Государств (СНГ) и Организацию Объединённых Наций (ООН). Эти организации сотрудничают в области политики, экономики  и культуры.

Информация о работе Понятие и классификация международных организаций