Правовое регулирование труда иностранцев в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание

В сочетании с экономическими, демографическими и социальными проблемами на становление российского рынка труда оказывают существенное влияние и проблемы внутриполитического и внешнеполитического характера. В свою очередь, непосредственно рынок труда, его становление и совершенствование, активнейшим образом оказывает прямое воздействие и на внешнюю, и на внутреннюю политику, и на экономику, и на социальную сферу, и на демографические процессы.

Содержание

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан
§1. Понятие иностранных граждан………………………………………………6
§2. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ……………………………………..10
Глава II. Правовой статус иностранных работников
§ 1. Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы и трудоустройства иностранцев в России………16
§2. Проблема нелегальной миграции в РФ……………………………………20
Заключение……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (1).docx

— 60.33 Кб (Скачать документ)

 

 

КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА  Минюста России)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

международное частное право

 

Правовое  регулирование труда иностранцев в РФ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент

_501 - з____учебной группы___5__курса

Гуртий  Г.Е.

 





     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан

§1. Понятие иностранных граждан………………………………………………6

§2. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ……………………………………..10

Глава II. Правовой статус иностранных работников

§ 1. Правовое регулирование порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы и трудоустройства иностранцев в России………16

§2. Проблема нелегальной миграции в РФ……………………………………20

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В сочетании с экономическими, демографическими и социальными  проблемами на становление российского  рынка труда оказывают существенное влияние и проблемы внутриполитического  и внешнеполитического характера. В свою очередь, непосредственно  рынок труда, его становление  и совершенствование, активнейшим  образом оказывает прямое воздействие  и на внешнюю, и на внутреннюю политику, и на экономику, и на социальную сферу, и на демографические процессы. Поэтому  проблемы рынка труда следует  рассматривать как своеобразный базис выхода страны из затянувшегося  кризиса и последующего ускоренного  экономического и социального развития. Сложности формирования рынка труда  в России во многом связаны не только с экономическим кризисом в стране, но и с не менее, а зачастую с  еще более глубоким кризисом в  новом зарубежье - в независимых  государствах, образованных бывшими  союзными республиками СССР, с национальными  конфликтами, происходящими на территории некоторых из них. Это не только затрудняет построение цивилизованных рыночных отношений  России с новым зарубежьем, но и  ведет к активизации миграционных процессов, а, следовательно, и притоку  значительного количества рабочей  силы и дополнительному давлению на российский рынок труда.

Одним из важнейших факторов, активно воздействующих на формирование открытого рынка, является массовый приток в Россию нелегальных иммигрантов  из государств как нового, так и  старого зарубежья, наблюдающийся  с начала 90-х годов. Особенностью нелегальной иммиграции является то, что она носит преимущественно  трудовой характер и активно расширяет  границы с крытого рынка труда, соответственно резко сужая официальную  часть открытого рынка труда. Причина этого явления кроется  в недостаточной отрегулированности взаимоотношений России с государствами  нового зарубежья, отсутствии четкой и  эффективной государственной миграционной политики, а также в новизне  миграционной проблемы для России, не имевшей ранее соответствующего опыта ее действенного разрешения. И сегодня проблеме международной миграции уделяется крайне недостаточно внимания. 1

Актуальность темы исследования определяется остротой проблемы формирования цивилизованного рынка труда  в РФ. Отсутствие законодательного разрешения проблем трудоправового статуса иностранных работников влечет произвол работодателей по отношению к иностранным работникам. Иностранные работники не пользуются всеми правами, предоставляемыми актами ООН и МОТ трудящимся-мигрантам, а российские работники за рубежом находятся в худшем положении, чем их коллеги из стран, ратифицировавших подобные международные документы. Для России важным является развитие трудового обмена в рамках СНГ, что объясняется тесными историческими, культурными и экономическими связями между странами.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области применения российского законодательства в отношении иностранных физических лиц.

Предметом исследования являются состояние обеспечения конституционного порядка пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также нормы законодательных и других нормативных актов, имеющих отношение к правовому положению иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Регулирование рынка труда  – постоянная практика государств с развитой рыночной экономикой, что  позволяет им смягчать последствия  кризисных явлений, обеспечивать повышение  занятости и борьбу с безработицей, поддерживать уровень доходов населения, снижать социальную напряженность в обществе и одновременно стимулировать рост экономики.

Основной целью работы является определение основных проблем  использования иностранной рабочей  силы в России. В соответствии с  поставленной целью в работе решались следующие задачи:

1. дать определение понятию  иностранных граждан;

2. указать особенности  правового статуса иностранных  граждан в отношении трудовой  деятельности на территории РФ;

3. рассмотреть проблемы  привлечения и использования  иностранной рабочей силы в  РФ;

4. изучить актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Общие вопросы регулирования труда иностранных граждан

§1. Понятие иностранных  граждан

Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства  в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему  прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят  подвижный характер, изменяются с  течением времени под влиянием многих обстоятельств. Правовой статус иностранных  граждан, лиц без гражданства  или лиц с двойным гражданством, постоянно или временно пребывающих  на территории страны, имеет определенные особенности и специально регулируется законодательством каждого государства.

Конституция РФ Конституция  Российской Федерации установила, что  иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут  обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных  федеральным законом или международным  договором РФ. Тем не менее, правовой статус иностранцев существенно  отличается от правового статуса  граждан РФ.

Особую актуальность приобретают  проблемы, связанные с законодательным  регулированием процесса привлечения  и использования в России иностранной  рабочей силы. В общем объеме иммиграционных потоков большой удельный вес  занимает миграция иностранной рабочей  силы в Российскую Федерацию.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие  доказательство своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Таким образом, иностранным гражданином  следует считать любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи с российским государством, не является его гражданином и  состоит в гражданстве иного  государства.

Однако зачастую в литературе применяется термин «иностранец» как  синоним термину «иностранный гражданин». Полагается, что иностранцами следует считать как иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимает лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства.

Иностранный гражданин может  быть принят на работу в РФ только при  наличии у него документа, дающего  право постоянного или временного проживания в РФ.

Трудящийся-мигрант - это  лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином  которого он или она не является. Для законной деятельности трудящийся-мигрант (и члены его семьи) должен получить разрешение на въезд, пребывание и оплачиваемую деятельность в государстве работы по найму в соответствии с законодательством  этого государства и международными соглашениями, участником которых это  государство является. Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут свободно покидать любое государство, включая  государство своего происхождения. Это право не должно подлежать  каким-либо ограничениям, за исключением  тех, которые предусматриваются  законом, необходимы для охраны национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения  или прав и свобод других лиц.2

В связи с этим представляется возможным указать следующие  группы иностранцев:

1. иностранные граждане, не обладающие иммунитетами и  привилегиями;

2. иностранные граждане, наделенные определенными иммунитетами  и привилегиями;

3. иностранные граждане, получившие убежище (беженцы).

К первой группе относятся  постоянно проживающие и временно пребывающие в Российской Федерации  иностранцы, которые подчинены юрисдикции России в полном объеме, наравне  с ее собственными гражданами. Данная группа иностранцев является в Российской Федерации преобладающей, и с  ней чаще всего сталкиваются в  ходе своей профессиональной деятельности работники органов внутренних дел. Поскольку иностранцы могут находиться в России с самыми различными целями, то перечислять всех вряд ли представляется возможным. К ним относятся иностранные  граждане, прибывшие в Российскую Федерацию для работы на различных  совместных предприятиях, иностранные  студенты, журналисты, спортсмены, бизнесмены, артисты и многие другие.

К группе иностранных граждан, обладающих определенными иммунитетами и привилегиями, относятся сотрудники дипломатических и консульских  представительств, члены правительственных  и парламентских делегаций, работники  межправительственных организаций  и некоторые другие лица.

Согласно ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в РФ», можно выделить такие виды (группы) иностранных лиц, как: законно  находящийся в Российской Федерации  иностранный гражданин - лицо, имеющее  действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные  федеральным законом или международным  договором Российской Федерации  документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; временно пребывающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или  в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание; временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство; иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, - иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица; иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, - иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).3

 

 

 

 

§ 2. Особенности правового  статуса иностранных граждан  в отношении трудовой деятельности на территории РФ

Разрешение на привлечение  иностранной рабочей силы выдает Федеральная миграционная служба РФ. С января 1996 г. работодатели, привлекающие работников из стран - участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осуществляет контроль за использованием (реализацией) разрешения. За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата - минимальной месячной оплаты труда.4

Разрешительный порядок  не касается иностранцев и лиц  без гражданства, временно или постоянно  проживающих на территории Российской Федерации. Ограничения по трудоустройству  относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме - не дольше девяноста суток.

Срок пребывания может  быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного  органа. В случае же заключения таким  иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более  чем на один год с момента въезда на территорию Российской Федерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа внутренних дел и отметка  в миграционной карте.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 января 2007г.), как и прежнее законодательство, предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России. Это означает, что, прежде чем на законных основаниях заключить с иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) работодатель обязан: иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу; получить приглашение на въезд в РФ иностранного работника.5

Для получения разрешения на привлечение и использование  иностранных работников работодателю необходимо обратиться в соответствующий  орган внутренних дел с заявлением о необходимости использования  иностранных работников и лиц  без гражданства с приложением  подтверждающих документов. В качестве документов, подтверждающих необходимость  использования иностранных работников, могут выступать проект трудового  договора либо другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с  иностранными гражданами или зарубежными  партнерами о намерении и условиях привлечения иностранных работников, а также копии учредительных  документов организации и пр. Обязательно  требуется представить заключение территориального органа, ведающего  вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения  в данном случае иностранных работников. Такие заключения должны основываться на принципе приоритетного права  российских граждан на занятие вакантных  рабочих мест и выдаваться с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения  трудовых ресурсов из других регионов страны, в целях предотвращения негативного  воздействия найма иностранных  граждан на условия занятости  граждан РФ. В разрешении указывается общая численность привлекаемых иностранных работников, срок его действия, основания для выдачи. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользоваться разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, если по его вине возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью. При прекращении деятельности предприятия или проведения им сокращения численности или штатов разрешение, выданное ФМС РФ, теряет силу независимо от окончания срока, на который оно было выдано. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ заключаются в том, что иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ; постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е. имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами; временно пребывающие в РФ иностранные граждане - это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лечение, на учебу, в отпуск, на отдых. Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране. Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осуществлять трудовую деятельность исключительно в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание. В то же время на основании пункта 6 статьи 13 закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство РФ, учитывая региональные экономические связи, вправе устанавливать случаи, когда временно проживающие на территории одного субъекта РФ иностранцы могут работать на территории другого субъекта. 6

Информация о работе Правовое регулирование труда иностранцев в РФ