Акты налогового законодательства, уровни платежей налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 00:10, контрольная работа

Описание

Для правильного исчисления налогов, а также для защиты своих интересов в ходе налоговых споров налогоплательщик в каждом конкретном случае должен знать, на какие правовые нормы следует опираться. Необходимо быть уверенным, что в момент начисления налога или возникновения спорных отношений акт налогового законодательства (или его определенная редакция) действовал.

Работа состоит из  1 файл

Налоговое КОНТР Вариант 1.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

 

  1. Раскройте действие актов налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Для правильного  исчисления налогов, а также для  защиты своих интересов в ходе налоговых споров налогоплательщик в каждом конкретном случае должен знать, на какие правовые нормы следует опираться. Необходимо быть уверенным, что в момент начисления налога или возникновения спорных отношений акт налогового законодательства (или его определенная редакция) действовал.

Весьма важно  определить с какого момента положения соответствующего акта приобретают юридическую силу, и до какого момента эта сила сохраняется, т.е. с какого и по какое время его положения подлежат исполнению. Для правильного применения нормы права необходимо установление ее действия во времени. Определение времени вступления в действие нормативного правового акта имеет важное значение, так как с этого момента он подлежит применению к регулируемым им отношениям. Определение времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, т.е. помещения текста в официальном издании. В каждом государстве устанавливаются такие официальные источники и порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Точное определение периода, в течение которого нормативный правовой акт обладает юридической силой, т.е. подлежит исполнению, имеет огромное значение. В частности, чрезвычайно важно определить пределы действия во времени нормативных правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения, поскольку данный вопрос непосредственно связан прежде всего с возникновением и прекращением обязанностей субъектов налогообложения по уплате в бюджет государства налогов, сборов и других обязательных платежей. Неисполнение или нарушение сроков исполнения обязанностей по внесению налоговых платежей вследствие незнания вопросов действия нормативных актов во времени на практике встречается до настоящего времени. Данное нарушение рассматривается как виновное деяние (вина может быть как умышленной, так и в форме неосторожности) и влечет применение пеней, финансовых санкций и других видов экономической и административной ответственности. В связи с этим определение пределов действия нормативных актов во времени имеет особую значимость. Пределы действия нормативных правовых актов во времени определяются моментами вступления их в силу и прекращения действия.

В соответствии со ст. 11 Общей части налогового кодекса Республики Беларусь Законы Республики Беларусь законы об установлении, введении новых, помимо предусмотренных настоящим Кодексом, или прекращении действия введенных республиканских налогов, сборов (пошлин), а также о внесении изменений в действующие республиканские налоги, сборы (пошлины) в части определения плательщиков, налоговых ставок, налоговой базы, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении республиканского бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные законы могут приниматься при уточнении республиканского бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Нормативные правовые акты (решения) об установлении, введении и прекращении действия местных  налогов и сборов, а также о  внесении изменений в действующие местные налоги и сборы в части определения налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты принимаются при утверждении соответствующего местного бюджета на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом его принятия. В исключительных случаях указанные нормативные правовые акты (решения) могут приниматься при уточнении соответствующего местного бюджета на текущий финансовый год и (или) иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

По общему правилу  акты налогового законодательства не имеют обратной силы, если иное не установлено  Конституцией Республики Беларусь и  принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами, и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Понятие «обратная сила» означает, что положения нового нормативного правового акта распространяются на отношения, возникшие до вступления этого акта в силу.

В соответствии с п. 8 ст.3 Общей части налогового кодекса Республики Беларусь Законы Республики Беларусь и решения местных Советов депутатов, устанавливающие или отменяющие налоги, сборы (пошлины), повышающие или понижающие налоговые ставки, устанавливающие или отменяющие налоговые льготы, изменяющие порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь или актами Президента Республики Беларусь. Аналогичный порядок распространяется и на акты Президента Республики Беларусь.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь, устанавливающие ответственность  за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением  случаев, когда они смягчают или  отменяют ответственность граждан. Указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, решения местных Советов депутатов, отменяющие налоги, сборы (пошлины), понижающие налоговые ставки, устанавливающие налоговые льготы, устраняющие обязанности плательщиков (иных обязанных лиц), иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Придание налоговым  законам обратной силы влечет за собой:

• изменения  порядка налогообложения (налоговой  базы, ставки и т. п.);

• изменения  положений об ответственности за совершенные налоговые правонарушения; установление порядка предоставления и отмены налоговых льгот.

Ухудшение положения  налогоплательщика означает увеличение для него налогового бремени, например, в связи с отменой налоговых льгот, расширением налоговой базы, изменением налоговых ставок, источника уплаты налога, введением авансовых налоговых платежей.

Порядок исчисления сроков, установленных налоговым  законодательством, регулируется ст. 3-1 Общей части Налогового кодекса  Республики Беларусь. Так, в соответствии с названной статьей, установленный налоговым законодательством срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

Действие актов налогового законодательства в пространстве регулируется нормами ст. 7 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь. Акты налогового законодательства, принятые республиканскими органами власти, действуют на всей территории Республики Беларусь. Акты налогового законодательства, устанавливаемые местными Советами депутатов обязательны к исполнению и уплате на соответствующих территориях.

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь определяет не круг налогоплательщиков, а более  широкий  круг  участников  отношений,  регулируемых налоговым законодательством. Так, впервые законодательно определено понятие таких  участников  налоговых  правоотношений,  как налоговые агенты, которые  являются не плательщиками, а обязанными лицами. До принятия Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь законодательство  республики  не оперировало понятием «налоговый агент».  Однако можно с уверенностью сказать, что фактически функции налоговых  агентов выполняются в Республике Беларусь уже довольно продолжительное время.

Налоговый кодекс как  налогоплательщиков определяет организации  (юридические лица  как Республики  Беларусь,  так и иностранные, международные организации,  простые  товарищества   и  хозяйственные  группы)  и  физических лиц (граждане  как Республики Беларусь, так и иностранные, в том числе подданные иностранных государств и лица без гражданства (подданства)). Филиалы, представительства, участники простого товарищества, головные  организации (центральные компании), а также хозяйственные группы являются  налогоплательщиками  только в узком смысле, так как в налоговых правоотношениях выступают от имени непосредственных плательщиков - исполняют их налоговые обязательства.

Налоговым  кодексом введено понятие физического  лица - налогового резидента Республики  Беларусь. Статьей 17 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь установлено правило определения периода фактического пребывания физического лица на  территории  Республики  Беларусь,  устанавливаемого для целей налогообложения, согласно которому к  этому времени относится, кроме  времени непосредственного пребывания физического лица на  территории государства,  еще  и  время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку или  на  учебу.  Следует отметить, что новое правило несколько отличается от ныне действующего.

Таким образом, круг лиц, на которых распространяют действие акты налогового законодательства определен в ст. 4 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, т. е. участниками отношений, регулируемых Кодексом и иными актами налогового законодательства, являются:

организации и  физические лица, признаваемые в соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками;

организации и  физические лица, признаваемые в соответствии с Общей частью Налогового кодекса Республики Беларусь налоговыми агентами;

Министерство  по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее - налоговые органы);

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (далее - таможенные органы);

республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы (далее - органы государственного контроля), Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы (далее - финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции Налоговым кодексом и другим законодательством.

 

  1. На какие уровни подразделяются законодательством платежи, включенные в налоговую систему? Что входит в каждый из них, какие общие особенности свойственны плательщикам соответствующих уровней?

 

Согласно ст. 7 Общей части Налогового кодекса в Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими  признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  настоящим Налоговым Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в  соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Таким образом, в Республике Беларусь установлены  два уровня платежей, включенных в  налоговую систему:

республиканские;

местные.

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную  стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

подоходный  налог с физических лиц;

налог на недвижимость;

земельный налог;

экологический налог;

налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

сбор при  ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

сбор за проезд автомобильных транспортных средств  иностранных государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики Беларусь;

сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;

оффшорный сбор;

гербовый сбор;

консульский сбор;

государственная пошлина;

патентные пошлины;

таможенные  пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам  и сборам, действующим законодательством  Республики Беларусь, в частности  ст. 9 Общей части Налогового кодекса  отнесены:

налог на услуги;

налог за владение собаками;

сбор на развитие территорий;

курортный сбор;

сбор с заготовителей.

Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад. В соответствии со ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь

налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены его  плательщики и следующие элементы налогообложения, а именно:

• объект налогообложения;

• налоговая  база;

• налоговый  период;

• налоговая  ставка;

• порядок исчисления налога;

• порядок и  сроки уплаты налога.

Информация о работе Акты налогового законодательства, уровни платежей налоговой системы