Государственные и местные налоги в Азербайджане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание

В Азербайджанской Республике определяются и оплачиваются государственные налоги, налоги автономной республики, местные налоги (муниципальные налоги). Говоря государственные налоги, подразумеваются все налоги, которые должны оплачиваться на территории Азербайджанской Республики; говоря налоги автономной республики - налоги в Нахичеванской Автономной Республике, определяемые законами Нахичеванской Автономной Республики и оплачиваемые на территории Нахичеванской Автономной Республики; говоря местные налоги (муниципальные налоги), подразумеваются налоги, определяемые кодексом и соотвествующим законом, применяющиеся по решению муниципалитетов и оплачиваемые на территории муниципалитетов.

Работа состоит из  1 файл

азербайджан..docx

— 81.53 Кб (Скачать документ)

   Чем оптимизационное налоговое планирование хорошо и для налогоплательщика и для государства? Строгим и последовательным  соблюдением закона! Что является правильным уже по факту своего существования,  и в отличие от противозаконного налогового планирования,  нарушает связь с криминальным миром и тем самым подрывает его материальную базу. Во всяком случае, такие несколько сомнительные экономические действия гораздо лучше противозаконных.  Нет еще у нашего

предпринимателя врожденной привычки платит все налоги. Трудно ему их платить. Он ведь зачастую даже карман подконтрольного предприятия путает со своим личным и частенько просто берет деньги из первого кармана и кладет    во второй.  И по сравнению с этим уже всякая деятельность в соответствии с законом вполне хороша.

   Такой подход полезен еще и тем, что помогает контрольным органам определиться, с чем именно им бороться.  С этой точки-зрения оптимизационное налоговое планирование является скорее положительным, чем отрицательным экономическим и социальным явлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

   Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет оптимального налогообложения.

   Налоговая система Азербайджанской Республики строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

   Налоговый кодекс Азербайджанской Республики устанавливает три основопологающих принципа, из которых должно исходить налоговое законодательство Азербайджанской Республики.

   Первый – принцип всеобщности, коррелирующий с соответствующей конституционной нормой об обязательности уплаты всеми налогов.      Согласно ему,  любое лицо обязано участвовать через уплату   законодательно установленных налогов в общегосударственных расходах.  

   Второй -  принцип равенства предполагает уплату налогов всеми,  независимо от доходов и социального статуса, а также равное положение всех перед налоговым законом.

   И, наконец, третий - принцип справедливости. Налоговое законодательство должно устанавливать соотношение между пополняемостью бюджета и интересами налогоплательщиков. Это означает, что налоги не должны создавать для деятельности налогоплательщика неблагоприятных последствий, иными словами,  быть справедливыми.  Данный принцип можно квалифицировать как экономический баланс интересов государственной казны и плательщиков налога. 

   Экономическое обоснование налогов крайне важно для успешного осуществления предпринимательской деятельности. Этот принцип имеет два самостоятельных аспекта.

   Во-первых,  налоги,  с точки зрения их  “самоокупаемости”, должны быть эффективны.  Иными словами,  суммы,  собираемые государством в лице его налоговых органов, должны превышать затраты на сбор этих налогов,  что включает в себя содержание налоговых и иных контролирующих органов.  К

сожалению,  до настоящего времени в Азербайджане налоги вводились без такого детального экономического обоснования их эффективности.

    Во-вторых,  установление налогов не может быть произвольным.  Иными словами,  при введении любого налога должны учитываться макро и микроэкономические последствия его применения как для участников налоговых отношений, так и для государственного бюджета.  

    При установлении налогов необходимо учитывать,  что налог это симбиоз экономики и права.

    Именно с этой точки зрения Налоговый кодекс призывает подходить к рассмотрению содержательной стороны налогового законодательства.  Не случайно статья 3.3.  Налогового кодекса запрещает устанавливать налоги,  препятствующие осуществлению конституционных прав и свобод.  Любой

налог в той или иной мере ограничивает права,  однако такое  ограничение не должно препятствовать реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Азербайджанской Республики.

    Статья 3.4  Налогового кодекса созвучна положениям Гражданского кодекса,  гарантирующего единое экономическое пространство Азербайджанской Республики. Статья запрещает введение налогов,  нарушающих единое экономическое пространство страны.

    Принцип избежания двойного налогообложения в налоговом законодательстве Азербайджанской Республики четко сформулирован в статье 3.5. Кодекса. Этот принцип запрещает облагать налогом более одного раза одну и ту же прибыль (доход) у одного и того же лица. 

    Особое внимание хотелось бы уделить положению о запрещении устанавливать дифференцированные ставки налогов в зависимости от формы собственности,  гражданства физических лиц и места происхождения капитала.  С точки зрения уплаты налогов,  все признаются равными,  независимо от формы собственности,  происхождения капитала,  гражданства.  Данный принцип важен не только для обеспечения равной конкуренции предприятий с различным происхождением уставного капитала,  но и являют собой барьер на пути налоговых послаблений,  связанных с вывозом

капитала из страны и с  последующим его ввозом на территорию Азербайджана под видом иностранного для

снижения налогового бремени.  Такое было возможно в 90-е годы прошлого века,  когда предприятия с иностранными инвестициями платили налог на прибыль по льготным ставкам.

    Как исключение,  допускается введение особых видов таможенных пошлин  (специальных,  антидемпинговых,  компенсационных),  в зависимости от страны происхождения.  Это широко распространенная международная практика,  когда тем или иным странам предоставляется льготный таможенный режим и наибольшее благоприятствование в торговле.

    Статья 3.7  Налогового кодекса еще раз подчеркивает исключительный приоритет Налогового кодекса на введение, изменение и отмену налогов. Никаким иным актом налоги не могут быть введены, а их изменение, отмена может осуществляться только в порядке, установленном Кодексом. 

    Не менее важно и другой принцип,  согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги,  обладающие их признаками,  но не предусмотренные Налоговым кодексом,  либо установленные в ином порядке,  чем это предусмотрено Налоговым кодексом. Иными словами,  налог должен быть введен в действие в порядке установленном Налоговым кодексом.  Это положение Налогового кодекса дают налогоплательщику право оспорить любой налог,  введенный любым

государственным или муниципальным  органом с нарушением положений  Налогового кодекса, и добиваться его отмены в судебном порядке. 

    Законодатель обязан сформулировать налоговое законодательство настолько точно и ясно,  чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он обязан платить. Этот принцип налогообложения было сформулировано еще в 1776 году выдающимся английским экономистом Адам Смит в своей работе  “Исследование о природе и причинах богатства народов” («принцип удобного налогообложения»). В соответствии с ним налог должен взиматься таким образом и в такое время, которые наиболее удобны для налогоплательщика,  а налоговые акты понятны и ясны для него.    Этот принцип,  с одной стороны, направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны,  на предотвращение злоупотреблений со стороны законодателя своими полномочиями по установлению налогов. 

     Налоговая система должна стимулировать предпринимательство и инвестиционную деятельность.  Данный принцип имеет скорее декларативный характер и обращена в первую очередь к законодателям,  дабы не вводились слишком высокие налоги.  У предпринимателей должно оставаться достаточно средств, чтобы они могли направлять средства не только на потребление, но и инвестировать,  расширять и обновлять действующее производство.  Однако,  как мы и указали выше,  это всего лишь пожелание, не подкрепленное механизмом реализации. 

    Следует отметить еще один принцип, который имеет также и важное практическое значение. Речь в данном случае о положении,  зафиксированном в статье 3.11  Налогового кодекса, –  все неясности и противоречия толкуются в пользу налогоплательщика. Этот принцип тесно связан с вышеприведенным нами требованием о ясности и понятности налогов.  Если же законодатель не внес ясность либо есть коллизия в налоговом законодательстве,  то налогоплательщик и его интересы не должны пострадать от этого. В отношениях государство – налогоплательщик последний всегда является слабой стороной, потому что ему противостоит государство с аппаратом правоохранительных и налоговых органов. Исходя из этого,  дабы уравновесить положение сторон,  законодатель предоставил право налогоплательщику толковать любую коллизионную ситуацию в свою пользу. 

    Необходимо обратить внимание, что в комментируемой статье приведены такие оценочные понятия как “неясности” и “противоречия”, и поэтому для практического применения статьи следует ответить на ряд вопросов,  в частности,  что понимается под  “неясностью”?  Кем они признаются в качестве таковых –  налоговым органом или налогоплательщиком?  Согласимся,  что к одному и тому же вопросу налоговых   отношений у налогоплательщика и налогового органа могут быть разные подходы.    Налоговый инспектор может заявить, что для него нет никаких неясностей в ответ на ссылку налогоплательщика о неясности в том или ином вопросе. 

    Важно также знать, что Пленум Верховного суда Азербайджанской Республики в постановлении № 5  от 27  ноября 2003  года  «О некоторых вопросах практики применения налогового законодательства экономическими судами» трактовал термин “неясности налогового законодательства” как «все моменты, в которые налоговые органы не могут внести ясность».

    Норма, презюмирующая правоту налогоплательщика, известна законодательству многих развитых стран Запада, и включение ее в налоговое законодательство Азербайджанской Республики свидетельствует о том, что и у нас отношения государства с налогоплательщиком становятся цивилизованными.


Информация о работе Государственные и местные налоги в Азербайджане