Классификация, признаки, функции налогов и их сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:51, реферат

Описание

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций: Защита территории; выполнение управляющих и распределительных функций; поддержание внутреннего порядка; сбор налогов и податей с населения.

Содержание

1.
Введение

2.
Глава 1 понятие и признаки налогов

3.
Глава 2 классификация, признаки, функции налогов и их сущность
4.
2.1 Сущность и функции налогов
5.
2.2 Классификация налогов
6.
Заключение

7.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 32.46 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

  1.  
    Введение 
 
 
  1.  
    Глава 1 понятие    и признаки налогов 
 
 
  1.  
    Глава 2 классификация, признаки, функции  налогов и их сущность
 
 
  1.  
    2.1 Сущность и функции налогов
 
 
  1.  
    2.2 Классификация налогов
 
 
  1.  
    Заключение 
 
 
  1.  
    Список использованной литературы
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
             Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций: Защита территории; выполнение управляющих и распределительных функций; поддержание внутреннего порядка; сбор налогов и податей с населения. 
По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами). Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”. 
Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.  В Конституции Республики Казахстан определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В совместном ведении Республики Казахстан и субъектов Республики Казахстан находится установление общих принципов налогообложения в Республики Казахстан. Основным законодательным документом по налогам  в Республики Казахстан является Налоговый кодекс Республики Казахстан. 
Выполнение его требований обязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексе Республики Казахстан есть серьезное противозаконное действие наказуемое в административном или уголовном порядке.  
Цель работы – раскрыть сущность налоговых отношений, принципы и функции налогов в Республике Казахстан на современном этапе. 
 Исходя из этой цели, предстоит решить следующие задачи: 
 
1)      определить понятие и признаки налогов; 
 
2)      рассмотреть функции и сущности налогов; 
 
3)      рассмотреть классификации налогов; 
              
 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВ 
 Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности. Налоги делятся на реальные и личные.  
 В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию, согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Поскольку роль и значение налога - это завершающий момент в самом действии налога, следует рассматривать экономическое значение подоходного налога, с юридических лиц поняв его сущность, то есть экономическое содержание, которое включает в себя изучение всех элементов, составляющих этот налог. Не менее важно знать построение подоходного налога с юридических лиц и порядок его взимания. Подоходный налог не только самый распространенный, но и самый значительный вид налогообложения - ставки подоходного налога по сравнению с другими видами налогов являются самыми высокими. Поэтому уплата подоходного налога является самой болезненной для налогоплательщика с точки зрения его материальных интересов. Между тем, учитывая всеобщую распространенность подоходного налога и его особую значимость как для конкретного налогоплательщика, так для бюджета государства в целом, знание законодательства о подоходном налоге является обязанностью каждого участника налогового отношения, т.е. как того, который обязан платить налог, так и того, который обязан обеспечить его взимание. Следовательно, механизм исчисления, правового обеспечения подоходного налогообложения юридических лиц требует дальнейшей корректировки.[1] Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. 
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан налог считается установленными, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: 
 
-   объект налогообложения; 
 
-   налоговая база; 
 
-   налоговый период; 
 
-   налоговая ставка; 
 
-   порядок исчисления налога; 
 
-   порядок и сроки уплаты налога.  
 
 В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматривается налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Налогоплательщиками признаются организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствии в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В законодательных актах об отдельных налогах и сборах в обязательном порядке определяются налогоплательщики и плательщики сборов. 
Объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РК могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Налоговая ставка представляет величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.[2] Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются налоговым законодательством. 

2 КЛАССИФИКАЦИЯ,  ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ИХ  СУЩНОСТЬ 
              2.1 Сущность и функции налогов 

Сущность  налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций. Функция налога - это  направление правового воздействия  норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства. В настоящее время в юридической литературе термин "функция" употребляется для характеристики социальной роли государства и права.[3] Существуют следующие признаки функции налога: 

- они  вытекают из сущности налога  и определяются назначением налога в обществе; 
1)  представляют собой направление воздействия налога на общественные отношения, потребность в котором порождает необходимость налога как социального явления; 

2)      отражают наиболее значимые, главные характеристики права и направлены на решение конкретных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества;

3) выражают  направление активного действия  права, упорядочивающего налоговые отношения;

4)   отвечают за критерию постоянства, т.е. обладают стабильностью, непрерывностью, длительностью действия. Одни ученые выделяют три функции - фискальную, распределительную и стимулирующую; другие к ним добавляют еще две - контрольную и поощрительную; третьи рассматривают распределительную и фискальную функции как синонимы и добавляют к ним контрольную.                 Анализ концептуальных аспектов налогового законодательства позволил исследователям выделить еще большее количество функций налога: конституционную, координирующую, фискальную, стимулирующую, контрольную, межотраслевую, правовую и внешнеэкономическую  
 
          Функции налогов формируют структуру налоговых отношений, определяют их основные институты, принципы и методы. Кроме количества функций, отмечается также разночтение и в содержании функций. Есть мнение, что налог не исполняет никаких функций. Функция есть атрибут только системы налогообложения, так как теоретический потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определенные функции - соответственно фискальная и распределительная. Фискальная функция налога признается и выделяется в качестве подавляющей большинством исследователей, изучавших функции налога. Отмечают, что налогам свойственна, прежде всего, функция формирования бюджетного фонда государства, т.е. фискальная, в которой проявляется общественное назначение налога - обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами. Доля налоговых поступлений в бюджетных доходах большинства государств является преобладающей.  Фискальная функция определяется самой природой налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их развития. С ее помощью образуется государственный денежный фонд, и создаются материальные условия существования и функционирования государства. С развитием и совершенствованием производственных отношений значение фискальной функции налогов возрастает.    Несмотря на то, что налоги изначально служат фискальной цели, их взимание может преследовать и другие цели - экономические, конъюнктурные, структурные, социальные, экологические и т.п. Таким образом, пользуясь налогом как косвенным инструментом воздействия государство вызывает к жизни новые отрасли, при этом налог может быть и, доходным, но цель налога явно не только фискальная.  
Регулирующие возможности налога определяются конституционностью принципа всеобщности налогообложения. Государство, как правило, облагает любую деятельность, способную приносить доход. В этом выражается абсолютность фискальной функции. Индивид лишен права выбора: платить или не платить налоги. Общеобязательность налогообложения создает необходимый фон для влияния на выбор деятельности путем манипуляции налоговыми обязательствами, сопутствующими тому или иному виду деятельности. В этом заключается, относительность регулирующей функции, то есть ее значение исчисляется не от нуля (как фискальной), а от общего уровня налогообложения. Несмотря на относительность регулирующей функции, нельзя говорить о вторичности налоговых стимуляторов, поскольку практикой признан факт налогового планирования, то есть использование налогоплательщиком собственного капитала наиболее выгодным для себя образом. Такому влиянию подвержен практически каждый активный налогоплательщик. Это означает, что налог начинает занимать лидирующие позиции среди факторов, оказывающих влияние на экономическую жизнь общества. Налоговым периодом считается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачивается авансовые платежи. 
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.[4] Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Порядок уплаты налогов и сборов уплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Казахстан и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком в установленные сроки. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным налогоплательщикам и плательщикам сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. 
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик в праве отказаться от использования налоговых льгот либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Республики Казахстан. На сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки классифицировать, уменьшить их количество видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны. Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов). Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении все истории развития податных систем стран мира. Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы: 
 
1.          Прямые налоги – те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. 
2.          Косвенные налоги - те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг. 
             2.2. Классификация налогов 
Классификация налогов не только по способу их изъятия, но и по другим признакам имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны. 
Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки, полноты прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и другие признаки классификации: 
 
- по субъекту уплаты: 
 
1.    физические лица; 
 
2.    юридические лица. 
 
В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяет следующие категории налогоплательщиков: граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства. В гражданском праве – термин, употребляемый для обозначения человека (гражданина) как участника правоотношений. 
Физические лица - налоговые резиденты Республики Казахстан - физические лица, фактически находящиеся на территории РК не менее 183 дней в календарном году. 
Юридическое лицо - предприятие (организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком а суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. 
 
- по объектам налогообложения: 
 
1)          имущество (движимое, недвижимое); 
 
2)          доход (прибыль) от экономической деятельности; 
 
3)          операции по реализации товаров, работ, услуг; 
 
4)          ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию Казахстана (или с неё); 
 
5)          отдельные виды экономической деятельности; 
 
6)          отдельные объекты. 
 
Под имуществом в Налоговом кодексе Республики Казахстан понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальными предпринимателями признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. 
Общегосударственные налоги - элементы данных налогов определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Республики Казахстан. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней.[5] Отличительной чертой региональных налогов является то, что налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан. 
Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном уровне. 
 
- по методу исчисления (от налоговой техники): 
 
1)        регрессивные; 
 
2)        прогрессивные; 
 
3)        пропорциональные; 
 
4)        линейные; 
 
5)        ступенчатые; 
 
6)        твердые (в абсолютной сумме). 
В зависимости от метода исчисления налоговые ставки могут быть твердыми в абсолютной сумме с объекта обложения, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога (например, пять тысяч тенге квадратный метр площади) или процентными, как доля его стоимости. Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов и налоговых групп с показателями, характеризующими финансовое состояние, как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизации учета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров.[6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
На основе проведенного исследования литературных источников и   закона Республики Казахстан  "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Республики Казахстан и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан о налогах сборах  можно составить ряд выводов о сущности налогов и налогового планирования в Республике Казахстан. 
 
Таким образом, налог - обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный, обеспеченный государственным принуждением, не носящий характера наказания платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. 
 
Если рассматривать налоговые отношения не изолированно, а вкупе с бюджетными, становится очевидным, что налогоплательщику противостоит здесь не только (и не столько) государство, устанавливающее и взимающее налоги, а бюджетополучатель - конечная инстанция налоговых платежей. Иными словами, праву собственности частного лица противостоит право другого частного лица на определенный уровень жизни, обеспечиваемый бюджетным финансированием. Обязанность платить налоги имеет особый, публично-правовой (не частноправовой) характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права других лиц и государства. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов в максимально возможный срок при абсолютном соблюдении закона. Налоговое планирование основывается на стремлении собственника защитить свое имущество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
          1       НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ 
1.1            Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями от 21 мая 2007 г. Учебно-практическое пособие. – Алматы: «Издательство «Норма – К», - 2009, 44с. 
 
1.2            Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12 декабря 2008г. с изменениями и дополнениями на 17 июля 2009г. – Налоговый Вестник в Казахстане,- 2009, 246с. 
           2       ОСНОВНАЯ 
2.1            Байдусенов А.Д «Налоговая система Казахстана»/ А.Д Байдусенов// Финансы Казахстана. 
 
2.2            Киперман Г. Я., Белялов А. З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. - М., 1992. 
 
2.3            Кэмпбелл Р. Макконнел, Стэнли Л. Брю. Экономика: принципы, проблемы и политика. – Баку, 1992. 
 
2.4            Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті жарғы», - 1998, 304с. 
          3        ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ 
3.1            А.В.Репа, аудитор, г. Донецк, Украина. Об украинских непрямых методах определения налогового обязательства. 
 
3.2            Бюджетная система России. Уч. Для вузов. – М. – ЮНИТИ-ДАНА,2000. – С.550. 
 
3.3            Кучеров И.И. Современная налоговая политика государства. Налоговое право России. Курс лекций. – М., 2003. 
 
3.4            О внесении изменении и дополнении в закон РК и экономическом бюджете на 2000 г. Закон РК от 8 ноября 2000 г. № 95 ЗРК//«Казахстанская»  
 
правда» -2000. 9. 
 
3.5            О внесении изменении и дополнении ЗРК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет по вопросам автотранспорта». ЗРК. – 2000 г. №10 ст.234. 
 
3.6            Финансовый учет: учебник для вузов /под ред. В.Г Гетмана- М.: Финансы и статистика, 2003.-640 с. 

 
 

 
[1] Худяков А.И. Налоговое право  Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті жарғы», - 1998 

 
[2] Кучеров И.И. Современная налоговая  политика государства. Налоговое  право России. Курс лекций. – М., 2003

 
[3] Худяков А.И. Налоговое право  Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті жарғы», - 1998

 
[4] Худяков А.И. Налоговое право  Республики Казахстан. – Алматы: «Жеті  жары», - 1998

 
[5] А.И. Налоговое право Республики  Казахстан. – Алматы: «Жеті  жары», - 1998

 
[6] Кучеров И.И. Современная налоговая  политика государства. Налоговое  право России. Курс лекций. – М., 2003

Информация о работе Классификация, признаки, функции налогов и их сущность