Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:33, курс лекций
Юридические аспекты налогообложения, понятие налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством. Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права.
Литература:
1. НК РФ;
2. Налоговое право: практикум/ под ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
3. Налоговое администрирование: учебное пособие/ М.А. Невская, М.А. Шалагина. М.: Издательство «Омега –Л», 2009.-250с.
4.
Налоговый контроль
в Российской Федерации:
учебное пособие/ А.З.Дадашев,
И.Р. Пайзулаев. – М.:
КНОРУС, 2009.-128с.
РАЗДЕЛ
3. ОБЯЗАННОСТИ ПО
УПЛАТЕ НАЛОГОВ И
СБОРОВ
Тема:
Исполнение обязанности
по уплате налога
План:
Налогоплательщик
и плательщик сбора должны исполнять
свои налоговые обязанности
В
предусмотренных налоговым
Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа должен направить налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются:
Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокатские кабинеты, занимающиеся частной практикой, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Налогоплательщики – юридические лица исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета.
Налоговый период – это календарный год или иной период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
2. Требование об уплате налога.
Неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога – это письменное извещение, направленное налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Согласно п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения:
Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки и в 10-дневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения, принятого по результатам налоговой проверки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течении 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физических лиц производится в судебном порядке.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику тем налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учете.
Требование
об уплате налога может быть передано
либо руководителю юридического лица,
либо физическому лицу – налогоплательщику
лично под расписку или другим способом
который может подтвердить факт и дату
получения требования. Также требование
об уплате налога может быть послано по
почте заказным письмом и считается
полученным по истечении шести дней с
момента направления заказного письма.
3. Инкассовое поручение.
Взыскание
налога путем обращения взыскания
на денежные средства производится по
решению налогового органа путем
направления в банк, в котором
открыты счета
Решение
о взыскании принимается после
истечения срока, установленного
для исполнения обязанности по уплате
налога, но не позднее двух месяцев
после истечения срока
Инкассовое поручение на перечисление налога в бюджетную систему направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Взыскание налога производится с рублевых расчетных счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента), за исключением депозитных счетов. Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, с валютных счетов.
Не
производится взыскание с депозитного
счета налогоплательщика, если не истек
срок действия депозитного счета.
4. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации юридического лица.
При ликвидации юридического лица обязанность по уплате налогов и сборов исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств и имущества указанной организации.
При реорганизации юридического лица обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником. Реорганизации юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанности по уплате налогов правопреемника этого юридического лица. При наличии нескольких правопреемников исполнение обязанности реорганизованного юридического лица по уплате налогов и сборов производится в соответствии с долей, если невозможно определить долю, то по решению суда, вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность.
При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения по уплате налогов признается присоединившее его лицо.
При разделении юридического лица, возникшее в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Контрольные вопросы:
Литература:
1. НК РФ;
2.ФЗ от 2 октября 2007г. №229 – ФЗ «Об исполнительном производстве»
3. Налоговое право: практикум/ под ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
4. Налоговое администрирование: учебное пособие/ М.А. Невская, М.А. Шалагина. М.: Издательство «Омега –Л», 2009.-250с.
5.
Налоговый контроль
в Российской Федерации:
учебное пособие/
А.З.Дадашев, И.Р.
Пайзулаев. – М.:
КНОРУС, 2009.-128с.
РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Тема:
Порядок зачета и возврата,
излишне взысканных
сумм налога и сбора
План:
1. Зачет сумм.
Глава 12 НК РФ закрепляет порядок зачета и возврата излишне
уплаченных сумм налогов и сборов.
Если налогоплательщик уплатил большую сумму налога. То сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей. Зачет может быть произведен как по налогу, по которому был произведен излишний платеж, так и по иным налогам.
Зачет либо возврат производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих об излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть произведена совместная сверка расчетов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки, если такая сверка проводилась.
Зачет
суммы излишне уплаченного
Заявление
о зачете суммы излишне уплаченного
налога может быть подано в течение
трех лет со дня уплаты указанной
суммы.