Понятие и содержание налоговых рисков. Способы оптимизации налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:40, контрольная работа

Описание

Термин "риски" применительно к налогам используется не так уж часто. Понятие "налоговые риски" недостаточно исследовано как в теоретическом, так и практическом плане. Подтверждением тому служит следующий анализ самого определения "налоговые риски".
До настоящего времени в известных энциклопедических словарях термин "налоговые риски" не рассматривается.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент в налогооблажении.doc

— 3.51 Мб (Скачать документ)
  1. Понятие и содержание налоговых рисков стратегия управл

Термин "риски" применительно  к налогам используется не так  уж часто. Понятие "налоговые риски" недостаточно исследовано как в  теоретическом, так и практическом плане. Подтверждением тому служит следующий анализ самого определения "налоговые риски".

До настоящего времени  в известных энциклопедических  словарях термин "налоговые риски" не рассматривается.

Глоссарий большинства  экономических, финансовых и налоговых  словарей и справочников не содержит толкования налоговых рисков. Так, в финансово-кредитном энциклопедическом словаре приводится расшифровка банковских, страховых, валютных, аудиторских, инфляционных, ценовых и еще некоторых других видов финансовых рисков, но определение понятия "налоговые риски" в нем отсутствует. Некоторые справочники и словари все же кратко определяют, понятие "налоговые риски". Если обобщить трактовки данного определения, то налоговые риски заключаются в возможности финансовых потерь. При этом потери связываются исключительно с налогоплательщиками и действиями, с одной стороны, как самих налогоплательщиков, так и государства. В первом случае речь, налоговые риски появляются при применении налогоплательщиками рискованных схем минимизации налогообложения, при попытках использования в своих интересах двойственности положений налогового законодательства, а также в результате проведения неэффективной налоговой политики. Во втором случае речь, в частности, идет о возможных действиях органов государственной власти по увеличению налоговой нагрузки отдельных экономических субъектов. Налоговые риски возникают и при недостаточной проработке налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. По мнению многих авторов, это все же несколько суженное понимание налоговых рисков. Как понятие "налоговые риски" должны рассматриваться в разрезе всех субъектов налоговых правоотношений, то есть не только налогоплательщиков, но и государства.

Следовательно, налоговый  риск с точки зрения налогоплательщика - вероятность (угроза) доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки из-за возникших разногласий между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, которая может обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени. Следует сразу отметить, что к налоговым рискам не следует относить потери, возникающие из-за арифметических ошибок или нечеткого понимания отдельных норм законодательства. Для налогоплательщиков налоговый риск означает возможность возрастания налоговой нагрузки в силу того, что налоговый орган может признать рассматриваемую сделку недействительной (фиктивной или мнимой), объявить незаконным исчисление налогов, которое сам налогоплательщик рассматривал как законное. Из-за неблагоприятной, с точки зрения налогоплательщика, трактовки налоговым органом законодательства о налогах и сборах и обстоятельств спорного дела налогоплательщик может понести дополнительные расходы, что повлечет за собой превышение налогового бремени. На увеличение налогового бремени может повлиять и скрытая, неявная переплата налогов в бюджет, когда в спорных ситуациях налогоплательщик намеренно завышает суммы налоговых отчислений. Практически в каждой компании имеются незначительные переплаты налогов, которые нередко в сумме своей превышают недоимки. Следует различать опосредованный риск (возможную утрату льгот, которые в будущем могли бы дать право на снижение налоговых выплат), и непосредственный риск (возможное увеличение выплат по какому-либо налогу).

Налоговый риск с точки зрения органов государственной власти - это вероятность (угроза) недополучения налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за использования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве.

Представляется, что для  понимания сущности налогового риска  необходимо разобраться, прежде всего, в том, что такое риск в хозяйственно-деловой  жизни, а также сравнить налоговый  риск с другими видами рисков.

Применительно к экономике риск в общем смысле определяется иногда как "опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами". Кроме того, риск считают "элементом неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либо экономической операции". Указанные определения риска наиболее подходят для микроуровня - ведь речь в них идет о потерях только какого-то хозяйствующего субъекта, вызванных в значительной мере действиями других хозяйствующих субъектов.

Можно сказать, что общепризнанным определением "риска" в теории управления является его характеристика как "уровня неопределенности в предсказании результата". Это означает, что под риском подразумевается не опасность, а определенный уровень энтропии, с которой можно спрогнозировать результат.

Под "энтропией" понимают величину, характеризующую степень неопределенности системы, меру неопределенности состояния или поведения системы в данных условиях.

Для установления уровня неопределенности необходимо наличие  релевантной информации, которая  позволяет объективно оценить вероятность  ожидаемого результата. Степень выявления объективного характера вероятности возрастает, когда ее определяют математическими методами или на базе статистического анализа накопленного опыта. В условиях риска вероятность результата от реализации какого-нибудь решения можно определить с известной достоверностью.

Риск в своем развитии проходит несколько стадий, а именно:

1) зарождение рисковой  ситуации;

2) появление фактического  риска (на данной стадии осуществляется  управление текущей ситуации);

3) итоговый результат.

Налоговый риск по своему характеру является энтропийным, то есть может иметь разные исходы. Однако вероятность ожидаемого результата можно установить, поскольку способы получения релевантной информации позволяют объективно рассчитать риск. На сегодня накоплен огромный массив данных, позволяющих получить представление о механизме исчисления и взимания налогов и сборов, правоприменительной практике и противоречиях в налоговом законодательстве. Причем благодаря регулярной систематизации накапливаемой информации о налоговой системе, о налоговой политике государства повышается оценка вероятности риска и повышается достоверность результата.

Налоговый риск можно  рассматривать с экономической  и правовой точек зрения. Это обусловлено  природой самого налога, который, как  известно, является одновременно и экономическим, и правовым феноменом. Из-за имеющихся противоречий в налоговом законодательстве действия налогоплательщиков могут трактоваться уполномоченными государственными органами как неправомерные - в результате для первых может возникнуть опасность непредвиденных потерь ожидаемого дохода или имущества. Так, налоговики при проверке могут признать какую-либо операцию или сделку облагаемой налогом или признать их недействительными с последующим вполне возможным неблагоприятным исходом для налогоплательщиков. Вместе с тем и государство может оказаться в ситуации, когда оно может недополучить налоговые платежи в бюджет или государственные внебюджетные фонды из-за неясностей в налоговом законодательстве.

Основными характеристиками налогового риска являются:

• связан с неопределенностью  экономической и правовой информации;

• является неотъемлемой составляющей финансового риска;

• распространяется на участников налоговых правоотношений (ст. 9 НК РФ): налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектов, представляющих интересы государства;

• имеет негативный характер для всех участников налоговых правоотношений (в отличие от других видов рисков);

• проявляется для  каждого участника налоговых  правоотношений по-разному.

Эффективность организации управления рисками во многом определяется классификацией рисков. Виды налоговых рисков можно классифицировать по различным признакам (рис. 1.).

 

 

 

 

 

 

 

Классификационные признаки

   
   

по субъектам, несущим налоговые риски

   
   

по   факторам,   определяющим налоговые риски

   
   

по   объекту  связи  с   другими видами рисков

   
   

по виду последствий

   
   

по величине возможных потерь




налоговые риски государства, налогоплательщиков, налоговых агентов, взаимозависимых лиц



 
 

внешние и внутренние (либо систематические и не систематиче ские)

 
 

риски, связанные с упущенной выгодой, потерей материальных и нематериальных ценностей, неплатежеспособностью и др

 
 

налогового контроля, усиления налогового бремени, уголовного преследования налогового характера

 
 

допустимые, критические и катастрофические

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Виды налоговых  рисков

 

Остановимся на следующей  классификации налоговых рисков, предложенной Филиной Ф.Н.:

1. По субъектам, на которых ложатся налоговые риски: налоговые риски:

- государства,

- налогоплательщиков,

- налоговых агентов,

- взаимозависимых лиц.

В дальнейшем можно осуществлять детализацию риска налогоплательщиков - для юридических и физических лиц, а государства для различных  законодательных и исполнительных органов власти, участвующих в процессе налогообложения.

2. По объекту связи с другими видами рисков:

- риском упущенной  выгоды,

- риском потерь материальных  и нематериальных ценностей,

- риском неплатежеспособности,

- инвестиционным риском  и др.

Поскольку содержание налогового риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащим риск, и объектам их проявления, можно сказать, что для организации-налогоплательщика налоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным с другими объектами рисков.

3. По виду последствий:

- риски налогового контроля,

- риски усиления налогового  бремени,

- риски уголовного  преследования налогового характера.

Риски налогового контроля, в свою очередь, могут быть подразделены на риски «обычного» налогового контроля и риски «заказного» налогового контроля. К первому виду названных рисков относятся риски контроля со стороны территориальных налоговых органов в рамках их обычной деятельности. Риски второго вида могут быть инициированы правоохранительными органами или отдельными высокими руководителями в рамках «политического заказа», являются форс-мажором и не могут быть определены достаточно точно.

К рискам усиления налогового бремени можно было бы отнести  рост налоговых баз как вследствие изменения методологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной с расширением объемов хозяйственной деятельности.

Риски уголовного преследования  обусловлены тем, что для руководителей  организаций-налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности.

Однако данный вид  рисков не может быть в полной мере распространен на саму организацию-налогоплательщика (можно лишь косвенно оценить его  последствия).

4. По величине возможных потерь:

- допустимые,

- критические,

- катастрофические риски.

Так, примером критического налогового риска для хозяйствующего субъекта является предъявление штрафных санкций в совокупности с основной суммой налога, представляющих угрозу платежеспособности организации-налогоплательщика, примером катастрофического риска — само существование этой организации .

Существуют и другие классификации налоговых рисков.

По мнению Павленко Н.А. можно квалифицировать налоговые  риски следующим образом:

- Риск налогового контроля. Сам риск налогового контроля не является критическим. Но работу некоторых компаний налоговая проверка просто парализует, что влечет за собой дополнительные финансовые потери. Это связано с плохой подготовкой персонала, плохим производством, плохо отлаженным первичным учетом.

- Риск доначисления  недоимки и пеней. В общем,  этот риск также не очень  существен. Налогоплательщик может  и самостоятельно рассчитать  возможную недоимку и пени, например  по завершении аудиторской проверки, проведенной отделом внутреннего контроля.

- Риск санкций и  штрафов. Это достаточно серьезный  риск. Штраф за налоговое правонарушение  может достигать 40% суммы недоимки. Иными словами, фактически штраф  может изменить финансовый статус  компании. Допуская этот риск, инвестор или иностранный менеджер, который плохо знает российское налоговое законодательство либо просто не умеет грамотно оценить такой риск, попадает в ситуацию, когда штраф становится настолько серьезным для компании, что она оказывается на грани банкротства.

- Риск увеличения налогового  бремени. Так как налоговый  орган вправе требовать внесения  изменений в финансовую отчетность  предприятия, которое находится  у него на налоговом контроле, этот риск нельзя недооценивать.  После того как налогоплательщик  реверсным способом или сторнированием вносит изменения в финансовую отчетность, оказывается, что он работал в совершенно других финансовых условиях. И в итоге инвестор понимает, что предприятие заведомо его обманывало, применяя схему подгонки отчетности под бизнес-план.

- Риск снижения или  потери ликвидности. Следует за  изменением финансовой отчетности. Снижая ликвидность, компания  может не только дойти до  состояния банкротства, но и  потерять инвестиционную привлекательность,  что влечет за собой панику  и дальнейшее ухудшение финансового состояния.

Информация о работе Понятие и содержание налоговых рисков. Способы оптимизации налогов