Порядок и давность взыскания налоговых санкций. Обжалование актов налоговых органов и действий должностных лиц.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 22:40, контрольная работа

Описание

Контрольная работа по "Налоговому праву"

Работа состоит из  1 файл

РЕШЕНИЕ РАБОТЫ.doc

— 255.00 Кб (Скачать документ)


22

Порядок и давность взыскания налоговых санкций. Обжалование актов налоговых органов и действий должностных лиц.

 

В соответствии с п. п. 9 и 10 ст. 46 НК РФ порядок взыскания налогов распространяется на сборы и штрафы в случаях, предусмотренных НК РФ[5].

Направление налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа знаменует собой начало процедуры взыскания обязательных платежей налоговым органом. На данном этапе налоговый орган дает возможность налогоплательщику добровольно погасить задолженность по уплате налоговых платежей.

Требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, сформированное по результатам налоговой проверки, должно быть направлено налогоплательщику в 10-дневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения [1, п. 2 ст. 70 НК РФ].

В случае неисполнения (частичного исполнения) требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа налоговый орган принимает решение о взыскании этих налоговых платежей и санкций за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента  в банках.

Срок для принятия такого решения установлен не позднее 2 месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафа [1, п. 3 ст. 46].

Поручение налогового органа банку на списание и перечисление денежных средств в бюджет (в пределах сумм, указанных в требовании, и с учетом уплаченных налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом по данному требованию сумм) должно быть направлено не позднее одного рабочего дня, следующего за днем вынесения соответствующего решения о взыскании.

Если денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика для исполнения рассматриваемого решения о взыскании недостаточно или они отсутствуют, налоговый орган вправе отозвать ранее выставленные на эти счета поручения на списание и перечисление соответствующих сумм в и перенаправить их на другие расчетные счета налогоплательщика, в том числе вновь открытые, на которых достаточно средств для исполнения данного решения о взыскании. Срок, отведенный на эту процедуру, - до принятия налоговым органом в соответствии со ст. 47 НК РФ решения о взыскании за счет имущества должника либо до истечения срока принятия решения о взыскании за счет имущества должника (один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа) [7].

Одновременно с решением о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган принимает решение о приостановлении его операций по всем счетам в соответствии со ст. 76 НК РФ  [7].

В решении о приостановлении операций указывается та же сумма, что и в решении о взыскании за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Срок направления в соответствующий банк - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, в отношении каждого открытого налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом счета.

Решение об отмене приостановления операций принимается в течение 2 рабочих дней после получения от банка подтверждающей информации о наличии достаточных денежных средств на счетах налогоплательщика для исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за их счет.

Кроме того, решение о приостановлении операций налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента по всем счетам в банке в порядке, предусмотренном ст. 76 НК РФ, может быть принято в качестве обеспечительной меры исполнения других решений налогового органа - о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Правда, только в случае, если наложен запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества и совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафа, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения [7].

При этом в решении о приостановлении операций налогоплательщика отражается разница между общей суммой недоимки, пеней и штрафа и стоимостью имущества, на которое наложен запрет на отчуждение (передачу в залог) [1, пп. 1 п. 10 ст. 101].

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах принимается решение о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК РФ. Срок для его принятия установлен в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа [1, п. 1 ст. 47].

Когда же у налогового органа нет информации о счетах налогоплательщика, срок принятия решения о взыскании задолженности за счет иного его имущества сокращается до 2 месяцев.

Чтобы предотвратить двойное взыскание налога, сбора, пеней, штрафа, налоговый орган после получения от судебного пристава-исполнителя постановления о возбуждении исполнительного производства приостанавливает действие своих поручений на списание и перечисление соответствующих сумм в бюджет  и сообщает об этом банку налогоплательщика  [7].

НК РФ [1, ст. 77] в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика рассматривает арест имущества. Указанный арест может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях выполнения ими налоговых обязанностей. При этом обязательно наличие двух условий:

1) в установленный срок обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом;

2) имеются достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3 экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности налогового органа, вынесшего указанное постановление, для получения санкции на арест [7].

Сам арест имущества осуществляется в срок не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры, с составлением соответствующего протокола по установленной форме [7].

Сотрудник налогового органа должен разъяснить права и обязанности участвующим в производстве ареста имущества лицам - понятым, специалистам, а также налогоплательщику (его представителю) [7].

Все названные лица - сотрудник налогового органа, производящий арест, понятые, специалисты (если они участвуют в произведении ареста), а также налогоплательщик (его представитель) - должны подписать протокол. Факт отказа кого-либо из вышеперечисленных лиц подписать протокол отражается в протоколе [7].

Основанием для отмены решения об аресте имущества могут служить:

а) решение должностного лица налогового органа об отмене ареста;

б) решение вышестоящего налогового органа;

в) судебный акт;

г) наложение судебным приставом-исполнителем ареста на то же самое имущество при исполнении исполнительного документа о взыскании обязательных платежей.

Взыскание налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества (в том числе за счет денежных средств на счетах в банках) налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится исключительно в судебном порядке [1, ст. 48]. При этом общая сумма налога, сбора, пеней, штрафа, подлежащая взысканию с этого физического лица, должна превышать 1500 руб.

Тогда по истечении срока исполнения всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган подает в суд общей юрисдикции заявление о взыскании за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Срок - в течение 6 месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 1500 руб.

В порядке обеспечения требования к заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика.

Взыскание налога на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Однако со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджетную систему Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление налогов, сборов начисляться не будут [7].

Если размер не исполненных должником требований достаточен для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", тогда принимается решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Срок принятия решения уполномоченным органом - не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам [7].

Срок исковой давности взыскания налоговый санкций определен ст. 115 НК РФ. Согласно указанной норме налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. ст. 46 и 47 НК РФ, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ [6].

Пункт 2 ст. 115 НК РФ устанавливает специальное правило истечения срока исковой давности взыскания налоговых штрафов, взыскиваемых в условиях одновременного уголовного преследования в отношении виновного лица. Согласно п. 2 ст. 115 НК РФ [1] в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Вместе с тем, как указано в п. 38 Постановления Пленума ВАС РФ N 5, то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, не является основанием для применения специальных правил исчисления срока давности взыскания налоговых санкций с организаций. Подобная позиция подтверждена также в Письме Минфина России от 21.12.2004 N 03-02-07/90 [6].

Таким образом, в отношении виновного - должностного лица будут действовать специальные правила, установленные п. 2 ст. 115 НК РФ, а в отношении самой организации-налогоплательщика будет действовать общий срок исковой давности, исчисляемый со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Общие правила, касающиеся правил исчисления процессуальных сроков, предусмотренных налоговым законодательством, в том числе сроков давности, установлены ст. 6.1 НК РФ [1]. В частности, течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Общим для всех случаев исчисления сроков давности является правило, согласно которому в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок (в частности, вынесение решения о привлечении к налоговой ответственности и обращение налогового органа с иском о взыскании налоговой санкции в суд), может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Также срок не считается пропущенным, если документы (исковое заявление) были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока[6].

Течение установленного налоговым законодательством срока исковой давности в ряде случаев может быть приостановлено, а истекший срок давности может быть восстановлен судом.

Правила о приостановлении срока действуют в отношении срока давности привлечения к налоговой ответственности и установлены п. 1.1 ст. 113 НК РФ[1].

Информация о работе Порядок и давность взыскания налоговых санкций. Обжалование актов налоговых органов и действий должностных лиц.