Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:12, курсовая работа
Функции законодательной власти в Российской Федерации осуществляет парламент - избираемый или частично назначаемый коллегиальный орган, за которым Конституция признает высшее право законодательства. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.
«Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе: сейм - в Польше, фолькетинг - в Дании, альтинг - в Исландии, конгресс - в США.
Введение
Глава 1.История Государственной Думы России
§1.Государственная Дума России в дореволюционный период
§2.Высшие законодательные органы России (1917-1993гг.)
Глава 2.Государственная Дума Российской Федерации
§1.Структура Государственной Думы
§2.Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
Заключение
Выражение недоверия Правительству
России (в соответствии со ст. 117 ч. 3
Конституции) - один из наиболее сильных
способов воздействия парламента на
Правительство. Данная процедура происходит
в следующем порядке. Группа депутатов
численностью не менее одной пятой
от общего числа депутатов
Если в ходе обсуждения депутаты, инициировавшие выражение недоверия, отзовут свои подписи и при этом численность депутатов, внесших указанное предложение, станет менее одной пятой от общего числа, то данный вопрос снимается с обсуждения без дополнительного голосования.
Постановление о недоверии
Правительству РФ может быть принято
как открытым, так и тайным (по
решению палаты) голосованием. Предложение
о выражении недоверия
После выражения Государственной
Думой недоверия Правительству
Президент вправе объявить об отставке
Правительства либо не согласиться
с решением Государственной Думы.
Если Государственная Дума повторно
выразит недоверие
Нужно сказать, что в соответствии
со ст. 117 ч. 4 Конституции России Председатель
Правительства может сам
Можно говорить об ответственности
Правительства перед
Кроме этого, палата производит назначение на должности:
Уполномоченного по правам человека
(предложения о кандидатах могут
вноситься Президентом России, Советом
Федерации, депутатами Государственной
Думы и депутатскими объединениями
в Государственной Думе). Назначение
на данную должность (ст. 155-158 Регламента)
производит именно Государственная
Дума, а не какой-либо иной орган, поскольку
в соответствии с Федеральным
конституционным законом «Об
Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации» одной из основных
его функций является совершенствование
законодательства РФ по правам человека
и приведение его в соответствие
с общепризнанными принципами и
нормами международного права. Уполномоченный
вправе выступать с докладом на очередном
заседании Государственной
Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов (кандидатура Председателя Счетной палаты представляется Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам). Процедура назначения определена ст. 159-164 Регламента Думы. Ввиду того, что Счетная палата призвана помогать парламенту в осуществлении контроля над исполнением государственного бюджета и других финансовых законов, а в ряде случаев следить за финансово-хозяйственной деятельностью государственных корпораций и предприятий, образование данного органа палатами Федерального Собрания на паритетных началах вполне оправданно;
Председателя Центрального банка РФ, членов Совета директоров Центробанка и представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета. (Кандидатуру Председателя Центробанка представляет Президент России. В соответствии со ст. 167 Регламента Думы одна кандидатура на данную должность не может быть представлена более двух раз.)
Данный орган, выполняя на основании ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля, подотчетен Государственной Думе. Он ежегодно, не позднее 15 мая, представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, утвержденный Советом директоров, а также заключение проверяющей его аудиторской фирмы, которую определяет Государственная Дума. В свою очередь, Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту и на заключение Правительству страны.
Кроме этого, Государственная
Дума проводит парламентские слушания
о деятельности Банка России с
участием его представителей. Председатель
Банка России докладывает Государственной
Думе два раза в год о результатах
деятельности Банка и основных направлениях
единой государственной денежно-
Взаимодействию
- истек срок полномочий;
- невозможно исполнять
служебные обязанности, что
- подано личное заявление об отставке;
- совершено уголовно наказуемое деяние, установленное вступившим в законную силу приговором суда;
- нарушены федеральные
законы, которые регулируют вопросы,
связанные с деятельностью
Процедура освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ та же, что и при назначении.
Таким образом, в силу определенной самостоятельности Центрального банка России от других органов государственной власти, применяется более усложненная процедура назначения на должность и освобождения от нее.
Еще один важный орган назначается
с участием и Президента и парламента
- Центральная избирательная
Следует отметить и такой
аспект деятельности Государственной
Думы, как участие в процедуре
отрешения от должности Президента
России. Конституция страны устанавливает,
что Президент может быть отрешен
от должности только верхней палатой
парламента, Советом Федерации, на основании
выдвинутого Государственной
Процедуре выдвижения обвинения
против Президента посвящена гл. 22 Регламента
Государственной Думы. Отрешение
Президента от должности может быть
начато при внесении предложения
по инициативе не менее чем одной
трети от общего числа депутатов
Государственной Думы. Предложение
должно содержать конкретные указания
на признаки преступления, которое
вменяется в вину Президенту РФ,
и должно быть направлено на заключение
специальной комиссии, образованной
палатой, для оценки соблюдения процедуры
и обоснованности обвинения. Специальная
комиссия избирается Государственной
Думой в составе председателя,
его заместителя и 13 членов с учетом
пропорционального
Данная комиссия призвана проверить обоснованность выдвинутого обвинения, соблюдение кворума, правильность подсчета голосов, а также соблюдение других процедурных правил до принятия палатой решения о выдвижении обвинения.
Комиссия на своих заседаниях
заслушивает сообщения
По итогам обсуждения палата
двумя третями голосов
Следующий вопрос, относящийся к компетенции Государственной Думы, - объявление амнистии (ст. 181, 182 Регламента). Амнистия - это акт высшего органа государственной власти, предусматривающий полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или наказания и направленный на неопределенный круг лиц См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М., 1999. С.21.. Объявляет амнистию в соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции Государственная Дума путем принятия постановления о ее объявлении и о порядке ее применения.
Следующий аспект компетенции
Государственной Думы - рассмотрение
внешнеполитических вопросов, которые
палата может рассматривать как
по собственной инициативе, так и
в связи с обращением Президента
страны либо по докладам и сообщениям
Правительства и комитетов
При работе над проектом федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора Российской Федерации Совет Государственной Думы, исходя из содержания международного договора, определяет ответственный комитет, куда и направляются на заключение все необходимые документы.
Ответственный комитет по
данному вопросу может
Подготовленное заключение должно содержать рекомендации по ратификации или против ратификации международного договора, предложения о необходимости сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора.
Кроме заключения, для обсуждения
в палате ответственный комитет
представляет Государственной Думе
проект федерального закона о ратификации,
прекращении или
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Конституцией государственная власть осуществляется на основе разделения властей и включает в себя законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную ветвь власти осуществляет Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (статья 94 Конституции Российской Федерации).
Федеральное собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание представляет интересы всего населения Российской Федерации в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности и обладает правом принимать от их имени решения.
Конституция Российской Федерации
(п. 1 ст. 95) устанавливает, что Федеральное
Собрание состоит из двух палат - Совета
Федерации и Государственной
Думы. Каждая палата наделяется собственной
компетенцией и действует самостоятельно.
Вместе с тем в ходе законодательной
деятельности палаты взаимодействуют
между собой, для чего предусмотрены
соответствующие
Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. По Конституции РФ 1993 г. Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны.
Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Деятельность Государственной
Думы Федерального Собрания РФ осуществляется
в рамках ее предметов ведения
путем реализации предоставленных
ей полномочий. Основным нормативным
правовым актом, определяющим предметы
ведения и полномочия Государственной
Думы, является Конституция Российской
Федерации. Определение компетенции
Государственной Думы на конституционном
уровне свидетельствует об особой значимости
данной палаты как составной части
Федерального Собрания РФ в решении
государственных дел. Это не означает,
что ей предоставлена полная самостоятельность,
равная самостоятельности органа государственной
власти. Конституционных оснований
для признания ее таковым органом
нет См.: Гранкин И.В. Конституционно-правовое
регулирование деятельности Государственной
Думы Федерального Собрания России // Конституционное
и муниципальное право. 2005. №6. С.12..
Государственная Дума - структурная
часть федерального парламента в
форме палаты, неразрывно связанная
со второй его структурной частью
(палатой) - Советом Федерации. Их неразрывность
обусловлена организацией законодательной
деятельности на федеральном уровне,
которая является основным направлением
деятельности Федерального Собрания РФ.
При этом ни одна из его палат
не наделена полномочиями по окончательному
принятию законов. Именно благодаря
совместному осуществлению