Характеристика древних государств Восточной цивилизации. Роль церкви в эпоху Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:35, реферат

Описание

Цель исследования: изучить предмет настоящего исследования.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать учебную и научную литературу по теме исследования;
2) рассмотреть историю возникновения и развития древних государств Востока;
3) определить роль церкви в эпоху Средневековья;
4) охарактеризовать окончание Смутного времени в России;
5) дать характеристику политике «военного коммунизма» в годы гражданской войны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика древних государств Восточной цивилизации……………..4
2. Роль церкви в эпоху Средневековья…………………………………………13
3. Окончание Смуты. Народное ополчение в России в XVII веке.
Изгнание польских захватчиков из Москвы……………………………………17
4. Политика «военного коммунизма» в годы гражданской войны.
Почему большевики были вынуждены отказаться от нее в 1921 году……….21
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованной литературы…………………………………………....27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная. История. Вариант 7..doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

БТ МОД

Реферат по истории

1. Характеристика  древних государств Восточной  цивилизации                      2. Роль церкви в эпоху Средневековья                                                                  3. Окончание Смуты. Народное ополчение в России в XVII веке. Изгнание польских захватчиков из Москвы                                                                          4. Политика «военного коммунизма» в годы гражданской войны. Почему большевики были вынуждены отказаться от нее в 1921 году

 

Дорофеева Елена Сергеевна

09.11.2009


 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Характеристика древних  государств Восточной цивилизации……………..4

2. Роль церкви в  эпоху Средневековья…………………………………………13

3. Окончание Смуты.  Народное ополчение в России в XVII веке.

Изгнание польских захватчиков  из Москвы……………………………………17

4. Политика «военного  коммунизма» в годы гражданской  войны. 

Почему большевики были вынуждены отказаться от нее в 1921 году……….21

Заключение………………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………………....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в последнее время в нашей стране просыпается интерес как к отечественной, так и всемирной  истории. Об этом свидетельствует большое количество публикаций на исторические темы, проведенный в прошлом году на телевидении конкурс «Имя Россия», постоянные дискуссии в средствах массовой информации о роли тех или иных деятелей в отечественной и мировой истории, о тех или иных исторических событиях и их значении в развитии цивилизации.

Объект исследования: отечественная и всемирная история.

Предмет исследования: древние государства Восточной цивилизации; роль церкви в эпоху Средневековья; окончание Смутного времени в России; политика «военного коммунизма» в годы гражданской войны.

Цель исследования: изучить предмет настоящего исследования.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать учебную и научную литературу по теме исследования;

2) рассмотреть историю возникновения и развития древних государств Востока; 

3) определить роль церкви в эпоху Средневековья;

4) охарактеризовать окончание Смутного времени в России;

5) дать характеристику политике «военного коммунизма» в годы гражданской войны.

Методы исследования: 1) общенаучные (анализ, сравнение, обобщение); 2) культурно-исторический; 3) сравнительно-исторический; 4) сопоставительный.

Структура исследования. Настоящее исследование состоит из «Введения», основной части, которая включает четыре раздела, «Заключения» и «Списка использованной литературы».

1. Характеристика  древних государств Восточной  цивилизации

 

Истории древних государств выделяются два основных варианта развития –  древневосточный и античный, каждый из которых имеет свою специфику. В данной части настоящего исследования дается характеристика древневосточных государств. 

Самые первые государства  на Земле появляются в долинах рек Нила, Тигра, Евфрата, т.е. там, где возможно было создать ирригационные (оросительные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах зависели от природных условий, получали стабильные урожаи. Строительство ирригационных комплексов требовало совместной работы большинства людей, ее четкой организации и являлось одной из важнейших функций первых государств, начальной формой которых были так называемые номы.

Ном представлял собой  земли нескольких территориальных  общин, административным, религиозным, культурным центром которых являлся  город. Такие города-государства  впервые возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в Египте и Южной Месопотамии (нижнее течение Тигра и Евфрата)1.

Одно из древнейших государств зародилось в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что  слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах – города, который греки впоследствии именовали Мемфисом. Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» - Черная Земля – по цвету местной почвы2.           За 4000 лет до н.э. крупные водные сооружения в долине Нила были уже в действии; жители Египта были знакомы с выделкой металла, хотя больше употребляли каменные орудия очень тонкой и искусной работы; они вычисляли годовой оборот солнца в 365 1/4» дней и применяли правильный календарь. За 3000 лет до н.э. египтяне, строили из кирпича и камня большие жилища своим богам и своим земным вождям, покрывали стены этих жилищ яркими разнообразными рисунками, изображавшими жизнь народа, и высекали из камня фигуры богов и людей; они готовили тонкие ткани из льна и раскрашивали их пестрыми узорами. В это время они умели также писать; рядом с рисунками помещаются подробные рассказы о событиях, описания стран и путешествий, хозяйственные счета, обращение к богам, молитвы об умерших и т. д.

Долгое время Египет был разделен между двумя повелителями, царем в белом шлеме на юге и царем в красной шапке на севере, в Дельте, т. е. стране нильских рукавов. Около 3300 г. до н.э. царь Менес соединил под своей властью всю страну, начиная с порогов, отделяющих Египет на юге от Нубии, и до моря. Владыки, которые господствовали в областях, подчинились ему. Из соединения всех областей составилось большое государство3.

Всю историю Египта принято делить на несколько периодов: эпоху Раннего  царства (ХХХ – XXVIII вв. до н.э.), период Древнего царства (XVIII – XXIII вв. до н.э.), эпоху Среднего царства (XXII – XVIII вв. до н.э.), эпоху Нового царства (1580 – 1085 гг. до н.э.), эпоха разделения на Нижний и Верхний Египет (XI – IV вв. до н.э). С 332 г. до н.э. после завоевания Египта Александром Македонским начинается эпоха эллинизма4.

В ином положении, чем египтяне, были образованные народы, жившие в равнине  по течению рек Евфрата и Тигра.

Страна, которая лежит между  Средиземным морем и этими  реками, на юге незаметно переходит  в Аравийский полуостров. Середину этого большого четырехугольника, так называемой Передней Азии, составляет большая аравийская степь. По краям его лежит на юге Счастливая Аравия, на западе – Сирия, на востоке – Вавилония, область нижнего Евфрата и Тигра, – три страны с богатой природой, издавна заселенные оседлыми народами.

По степи передвигались воинственные кочевники, большей частью из племени семитов. К семитам принадлежали евреи и арабы. Время от времени кочевники, собравшись большими массами, бросались на богатых и образованных соседей, живших по краям степи, и покоряли их. Семитские завоеватели покорили живший на нижнем течении Евфрата земледельческий и промышленный народ шумеров, который изобрел письмо и сделал замечательные наблюдения над небом. При этих завоеваниях погибло многое, чего добились образованные туземцы в улучшении своей жизни, но многое также перенимали пришельцы. Завоевания имели еще одно последствие: культура, т. е. изобретения, обычаи и понятия образованных народов, переходила дальше и распространялась за пределы одной страны в другие5.

Центром развития древнейшей цивилизации  в Месопотамии находился в  южной части этой территории –  в древней Вавилонии. Северная Вавилония  носила название Аккад, южная – Шумер6.

Правители страны, царь, его наместники и чиновники, получали крупные доходы с торгового населения; поэтому они следили за тем, чтобы в торговле не было обмана и притеснения. Царь Хаммурапи приказал составить большое собрание законов. В них подробно определено, как следует отдавать в наем землю, как пользоваться водой, отводимой из каналов, как должны происходить наем рабочих, покупка рабов, перевоз вещей по рекам. Составитель законов настойчиво требует, чтобы наниматели и нанимаемые, кредиторы и должники честно и правильно выполняли условия и обязательства; за нарушение этих правил он грозит наказаниями. Царь напоминает, что сам великий бог «поручил ему дать стране защиту закона, чтобы сильный не мог вредить слабому»7.

История ближневосточной древности I тысячелетия до н. э. была ознаменована созданием великих «мировых» держав, империй. Принципиальным отличием империй от крупных государств более раннего времени было новое качество политической структуры: она не только по-прежнему расширялась за счет включения в нее различных племен и народов, противостоящих одна другой и связанных друг с другом хозяйственно-культурных зон, земледельцев и кочевников, но и становилась более жесткой с точки зрения внутренней администрации. Если прежде вновь завоеванные территории обычно оставались полуавтономными, а управляли ими их прежние правители, терявшие независимость и вынужденные выплачивать дань, то теперь все чаще новые регионы преобразовывались в управлявшиеся чиновниками центра провинции. Население империи в немалой степени нивелировалось за счет его массовых перемещений, как то впервые стало практиковаться ассирийцами. С точки зрения общей динамики эволюции появление такого рода империй было закономерным и в некотором смысле высшим, завершающим этапом процесса генезиса развитой политической структуры: на протяжении тысячелетий складывались первичные протогосударства, на их основе и в ходе ожесточенной междоусобной борьбы возникали вторичные протогосударства и политические образования типа ранних государств; затем шло политическое объединение более крупных масштабов – возникали мощные развитые державы, о которых уже шла речь (Египет, Вавилония, Хеттское царство и др.). И наконец, мировые державы, империи типа Ассирии. Наследником Ассирии на короткий срок стало Нововавилонское царство, а затем пришла очередь персов. Созданная Киром держава Ахеменидов за короткий срок стала крупнейшей в мире; ее границы простирались от средиземноморского побережья до среднеазиатских оазисов8.

Говоря о государствах Древнего Востока нельзя не упомянуть  о древнеиндийской цивилизации, чей вклад в общую культуру человечества поистине огромен. Уже в древности об Индии знали как о «стране мудрецов»9.

Самые ранние очаги урбанистической  культуры и первые протогосударства в Северной Индии, прежде всего в  долине Инда, возникли в III тысячелетии до н. э. Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-за того, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, так и потому, что хорошо известные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений.

Племена индоариев в ранних ведических текстах предстают в виде коллективов, выступающих как единое целое, но уже знакомых с социальными и имущественными различиями. Иными словами, это племена типа протогосударств во главе с вождями. Из среды рядовых общинников в них выделились две влиятельные прослойки – жрецы-брахманы, хранители ритуально-мифологической памяти, отправлявшие сложные культовые функции и пользовавшиеся огромным престижем и немалой реальной властью, и правители-военачальники, они же аристократы-кшатрии, которые возглавляли коллективы и управляли ими10.

Первым сильным государством, созданным  на территории Древней Индии, была империя Маурьев (317 – 180 гг. до н.э.). Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением крайнего юга) вошла в состав объединенного государства11.

После падения Маурийской династии, на территории Древней Индии, возникла сначала Кушанская, а затем Гуптская империя, которая просуществовала до VI в. н.э.

Одним из самых древних  государств и интересных культур  на территории юго-восточной Азии является Китай.

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая  с описания периода правления  пяти легендарных императоров, эра  владычества которых воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал  свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот – великому Юю, начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой в китайской традиции династии Ся12.

 Таким образом, древнекитайское государство восходит к рубежу III – II тысячелетия до н.э., когда в бассейне Хуанхэ возникли первые протогородские культуры. Концом ее считаю крушение империи Хань (220 г. н.э.)13.

Середина I тысячелетия в Китае стала временем народных восстаний и революций; в 543 году революция охватила центр государства, княжество Чжэн, расположенное посредине Великой Равнины. Избранный народом «первый министр» Цзы Чань приказал «провести межевые канавы на полях» – то есть поделить между крестьянами земли знати. Началась гражданская война; крестьяне объединились в «пятёрки» и «десятки» и создали народное войско, сумевшее остановить боевые колесницы аристократов. В 536 году на огромном бронзовом треножнике «Синшу» был вырезан текст новых законов – законов, которые не делали различий между простолюдинами и знатью. Аристократы были лишены своих регалий и ритуальных одежд, их замки были сожжены, разбитые дружины скрывались в лесах14.

Революция, подобно пожару, перебрасывалась  с одного княжества на другое, и  к середине V века охватила всю Поднебесную. Она породила пять царств, в которых у власти стояли самодержавные государи, правившие в соответствии с заветами Цзы Чаня. Цзы Чань основал учение о законах, школу «фацзя», которая утверждала, что нужно править, опираясь на наказания и подчиняя людей государственной дисциплине. Объединённые в «пятёрки» и «десятки» крестьяне были обязаны помогать друг другу, вместе платили налоги и вместе отвечали, если кто-то из их «пятёрки» совершит преступление. О «благородных» и «знатных» больше ничего не было слышно – революция перепахала Поднебесную и уравняла всех; население страны называли «поравненным народом». Одетые в форменные халаты чиновники проводили переписи, наделяли неимущих землёй и рассчитывали потребности крестьянских хозяйств. Государство осуществляло закупки зерна и выдавало его беднякам в годы голода.

Информация о работе Характеристика древних государств Восточной цивилизации. Роль церкви в эпоху Средневековья