Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 07:31, реферат
Влияние христианства на культуру, архитектуру, политику и жизнь Киевской Руси. История возникновения христианства на Руси.
Христианизация Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, который начался раньше времен правления Владимира, а конец датируется несколькими столетиями позже его княжения.
Существует концепция, что христианство известно славянам с незапамятных времен. Так в «Начальный свод» летописи 1116 г. была сделана вставка об апостоле Андрее, который совершил-де в своё время путешествие на север вплоть до Киева и Новгорода, проповедуя христианство. Иван Грозный заявлял : «…мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим..». Но эта легенда совершенно безосновательна, так как Киев и Новгород совершенно не лежат на пути из Греции в Рим, да и зафиксирован данный факт более нигде не был.
Но следует понимать, что процесс христианизации Руси начался за несколько столетий до княжения Владимира. В те времена славяне проводили систематические военные походы на Византию, и неминуемо были ознакомлены с религией и культурой обитателей. Так же, наверняка, торговые связи с Византией и контакты с частично христианизированными хазарами непременно принесли на Русь знания о христианстве. Однако из всех князей до Владимира лишь княгиня Ольга приняла христианскую веру
Оглавление
Христианизация Руси 3
Христианство при Владимире 3
Христианство при Ярославе Мудром 4
Церковь и «Русская Правда» 5
Раскол в церкви и государстве 10
Церковь в период татаро-монгольского ига 12
Церковь и культура 13
Заключение 15
Список используемой литературы 16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(ГОУ
ВПО «СГГА»)
НА
ТЕМУ:
«Христианство
и Киевская Русь»
Выполнил: Голиков М.В.
Проверил:
Фёдорова Г.И.
НОВОСИБИРСК, 2011г
Оглавление
Христианизация Руси3
Христианство при Владимире3
Христианство при Ярославе Мудром4
Церковь и «Русская Правда»5
Раскол в церкви и государстве10
Церковь в период татаро-монгольского ига12
Церковь и культура13
Заключение15
Список
используемой литературы16
Христианизация Руси.
Христианизация Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, который начался раньше времен правления Владимира, а конец датируется несколькими столетиями позже его княжения.
Существует концепция, что христианство известно славянам с незапамятных времен. Так в «Начальный свод» летописи 1116 г. была сделана вставка об апостоле Андрее, который совершил-де в своё время путешествие на север вплоть до Киева и Новгорода, проповедуя христианство. Иван Грозный заявлял : «…мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим..». Но эта легенда совершенно безосновательна, так как Киев и Новгород совершенно не лежат на пути из Греции в Рим, да и зафиксирован данный факт более нигде не был.
Но
следует понимать, что процесс
христианизации Руси начался за несколько
столетий до княжения Владимира. В те
времена славяне проводили
Христианство при Владимире.
После
становления Владимира
События «Крещения Руси» не ясны. Летопись говорит, что к Владимиру являлись полы от народов, исповедующих различные религии, и убеждали его принять свою веру. Однако Е.Е. Голубинский и большинство историков считают этот факт неисторичным, основываясь на то, что в более ранних источниках никаких сведений о приходе миссионеров различных религий в Киев не имеется. И так, ясно, что в конце 80-х годов X в. Князь Владимир христианскую веру от византийского духовенства. Мотивы, побудившие Владимира принять христианство ясны. Ему требовалась религия, которая должна укрепить централизованную власть и государство, а также Византия стала политическим и экономическим союзником Руси на юге. После принятия христианства Владимиром перед ним встала иная, более трудная задача – христианизация всей Руси. Водное крещение стало событием, которое убеждало людей в ложности старой веры и истинности новой. Вот как это описывается в летописи. Князь послал по всему городу глашатаев со словами: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - да будет мне враг". "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не буду уже царствовать более в этих странах". После началось крещение всей Руси. У людей не было выбора. Знать с радостью принимала новую веру, т.к. была заинтересована в этом, а низы завоевывались постепенно. Иногда христианизация встречала сопротивление, но оно подавлялось. Народные массы видели в христианстве развитие феодальных отношений, оно воплощало в их глазах те порядки, которые были развиты в христианских странах.
Христианство при Ярославе Мудром.
Несмотря на то, что Владимир крестил Русь, основателем русской церкви стал его преемник Ярослав Мудрый (1015-1054). В летописи это охарактеризовано так, что Владимир землю вспахал и размягчил, а Ярослав ее засеял.
Ярослав Мудрый понимал, что церковь может помочь ему сохранить единство государства. Церковь не могла развиваться сама собой и в данных условиях князь был вынужден пользоваться помощью и руководством Византии. В 1037г. Русь получила из Византии первого метрополита – грека Феофемпта. Киевская метрополия быстро выросла и даже стала богатейшей из состава византийской патриархии. Но через назначаемых и поставляемых метрополитов Византия могла оказывать влияние на политические дела в государстве. Ярослав сделал все, чтобы избавиться в церковном отношении от установившейся вначале зависимости. Ярослав понимал, что фундаментом церкви являются кадры низшего духовенства и в 1030 г. только в Новгороде князь собрал 300 человек для обучения в приходские священники. В 1074 г. он поставил митрополитом русского священника Илариона. Важным делом было замещение еписпокских кафедр. Комплектованию состава высшего духовенства способствовали монастыри, в которых было не мало представителей высших слоев населения. Вскоре церковь укрепилась, состав высших слоев духовенства был разбавлен «своими» людьми, а низшая часть и вовсе была заменена ими. Церковь превращалась в мощный политический и хозяйственный механизм, доходы ее возрастали. Церковь более не нуждалась в материальной поддержки князей, скорее она начала поддерживать их. Она освящала светскую власть, оказывала ей идеологическую поддержку.
Церковь и «Русская Правда».
Судебная
власть церкви устанавливалась над
всем христианским населением Руси, по
определенным делам. Над некоторыми
группами населения церковный суд
устанавливался по всем делам, так же
как суд над населением церковных
земель. В целом ряде случаев действие
церковных уставов
В
Русской Правде не раз встречаются
замечания, что так “судил” или
“уставил” Ярослав. Но в Правде
можно встретить несколько
В
Русской Правде нет одной важной
особенности древнерусского судебного
процесса, одного из судебных доказательств
– судебного поединка или поля.
Между тем сохранились в
По
разным спискам, Русская Правда является
в нескольких основных редакциях. Краткая
редакция попадается чаще в памятниках
чисто литературного свойства, не
имевших практического
Церковь
судила всех христиан, духовных и мирян,
по некоторым делам духовно-
1)
первые церковные судьи были
греками или южными славянами,
не знавшими русских
2) этим судьям был нужен такой
свод законов, в котором были
бы устранены или изменены
некоторые обычаи, особенно претившие
нравственному и юридическому
чувству христианских судей,
Этими
потребностями и была вызвана
в церковной среде попытка
составить кодекс, который воспроизводил
бы действовавшие на Руси юридические
обычаи применительно к изменившимся
под влиянием Церкви понятиям и отношениям.
Плодом этой попытки была Русская
Правда.
Изначальными
источниками Русской Правды были:
“закон русский”, то есть обычное право
древней языческой Руси, который
и лег в основу Русской Правды,
был основным ее источником. Так
же составители пользовались и другими
источниками, которыми служили постановления,
изменявшие или развивавшие древний
юридический обычай Руси. Такими источниками
были: законодательные постановления
русских князей, судебные приговоры
князей по частным случаям, законодательные
проекты духовенства, принятые князьями.
Главное
содержание Русской Правды составляет
юридическое определение