История культура и литература Удмуртии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:47, контрольная работа

Описание

Получив все присущие городу учреждения и свой бюджет, старый завод и молодой город по плану третьей пятилетки должны были преобразиться коренным образом. Осуществить полностью план городского строительства помешала начавшаяся ВОВ. В военные годы всё было подчинено задаче обеспечить фронт всем необходимым. Завод полностью переходит на выпуск вооружений для Красной Армии. Воткинск принимает большое количество эвакуированных и раненых из западных районов страны.

Содержание

Воткинск. История и современность……………………………………………….2
Участники революции и гражданской войны…………………………………….6
В ссылке в городе Глазове…………………………………………………………..11
Народная поэзия и хореография…………………………………………………....13
Кедров Ф. Г. повесть «Катя»………………………………………………………..14
Список литературы и интернет источников……………………………………..19

Работа состоит из  1 файл

история, культура и литература родного края. Готово.docx

— 272.05 Кб (Скачать документ)

     Бытовали  на территории Удмуртии и кадрили. Это  танцы с определенной композицией. Они, как правило, парные. Как и  русская кадриль, фигурные. Каждая фигура имеет свое музыкальное сопровождение, наигрыш. Удмуртским кадрилям свойственна  перемена направления движения, замысловатые переходы, повороты исполнителей в  парах и т. д. Самостоятельную  группу составляют танцы-игры «Чапкыса шудон», «Куинь кузя шудон», «Дасэн эктон».

     Самая распространенная форма удмуртского  народного танца – импровизационная пляска. Ни один праздник, ни одно гуляние  не обходилось без нее. Исполняется  пляска, как правило, с пеним частушек. Возможно ее исполнение танцующим, выходящим  в центр круга или полукруга, затем его сменяет другой танцор по приглашению первого и т. д. Бытует и парная пляска. Чаще заводит  пляску один, затем присоединяется второй, третий и последующий исполнитель. Когда все желающие включаются в  пляску, они продвигаются по кругу, разворачиваясь спиной по линии танца  и поворачиваясь вокруг себя. Импровизационная пляска может начинаться сразу несколькими  танцующими. Движения, используемые в  пляске, зависят от технических и  физических возможностей исполнителей, возраста и танцевальных традиций. Чаще всего исполняется переменный удмуртский ход, нехитрые дроби, дробные  ходы, «косички» с одной и двух ног. В удмуртских поселениях распространен  линейный шаг как самостоятельный  танец. Количество танцующих не ограничивается, его исполняют все желающие. Их может быть от трех до неограниченного  числа желающих. Танцующие выстраиваются  в линию и начинают двигаться, встречаясь с каждым следующим исполнителем то правым, то левым плечом. Трое крайние  разворачиваются и вновь включаются в танец. Шаг встречается как  элемент композиции какого-либо танца. Удмуртский народный танец сопровождался игрой на национальных музыкальных инструментах, это могли быть крезь (гусли), скрипка (кубыз), арган (гармошка), использовался и ансамбль этих инструментов, к которым иногда (особенно во время пӧртмаськон) присоединялись шумовые – игра на ложке, заслонках, ведрах. В настоящее время народные танцы чаще исполняют под баян или гармошку.

5.Кедров Ф. Г.  повесть «Катя».

     Кедров  Филипп Григорьевич [25.07.1909, с.Алнаши ныне УР - у. 13.02.1944, близ г.Лиозно Витебской  обл.], удмуртский поэт, прозаик. Член СП СССР (1936). Окончил Можгинский педагогический техникумм (1928). Работал учителем школы  в д. Кадиково Алнашского района и  Асановском сельхоз техникуме. С 1929 сотрудник газеты "Гудыри". Во время службы в Красной Армии  в Баку (1929-31) закончил годичные курсы  красных командиров и после завершения службы в г. Овруч Украинской ССР  работал учителем Б.-Кибьинской школы  Можгинского р-на УАССР, ред. в УдГИЗе, редакции "Дась лу". В 1938-40 учился на заочном отделении УГПИ. Призванный на военные учения, Кедров с первых дней оказался на фронте Великой Отечественной  войны. Попадал в окружение, сражался в рядах партизан. После прорыва  окружения снова сражался в регулярных войсках. Погиб смертью храбрых  под Витебском. Место захоронения  неизвестно. Сорхранились письма К., адресованные матери, жене, сыну и поэту А.Бутолину. За боевые заслуги награжден орд. "Красной Звезды" и медалями.

     Первые  стихи Кедров опубликовал в 1927. Стал известным как автор антифашистских и военно-патриотических стихов и  повести "Катя", вошедших во все  хрестоматии по удмуртской литературе Пробовал свои силы в драматургии ("Горд знамя" - "Красное знамя", 1934). Стихотворения "Мемиелы" ("Матери"), "Оскы, Родина" ("Верь, Родина") стали классикой удмуртской литературы. В повести "Катя" Кедров воссоздал  образ удмуртской женщины, восставшей против привычных устоев патриархальной удмуртской деревни, стеснявшей свободу  женщины. По мотивам этой повести  Г.А.Корепанов написал первую удмуртскую оперу "Наталь".

     Действие  повести «Катя» развертывается в  годы первой мировой войны, в период, когда в удмуртской деревне, разоренной дотла поборами и налогами , назревает  протест против существовавших порядков. Катя-героиня периода коренного  общественного перелома. Она на себе испытывает Октябрьскую революцию. Дочь бедняка, бесправная красавица, лишь проходя через злоключения, начинает сознавать свою силу и смело выступает  против богатеев села. Главные герои  повести девушка Катя и молодой  парень Койык из удмуртской деревни  Бектыш. Нати подруга Кати как- то позвала ее на игрище. На игрище чуть не свадьба, народу набралось - со всей деревни. Койык заиграл плясовую пританцовывая. Все было хорошо да тут на игрище забрели Заналиев Миквор и Семонов Максим. Неожиданно затарахтела подъехавшая телега. Миквор вскочив с места и с размаху, ринулся в толпу, выхватил оттуда Катю, бросил на руки и сжал так, что у девушки перехватило дыхание. Вот и страда пришла. Рожь совсем поспела, весь народ конечно, сейчас в поле. Тут же не поднимая головы работает Катя. Снасильничал над ней Максим и пришлось ей в восемнадцать лет повязать голову чалмой ( это повязанное на голову вышитое полотенце, которая надевает замужняя женщина ), теперь она не красная девица, а мужняя жена. Не раз кулак прохаживался по спине молодухи . Катя хотела скинуться с обрыва, но Койык вовремя ее остановили они провели ночь у реки. Катя любила Койыка сошлась с ним и забеременела. Занали управляющий и Педор Семон решили отомстить подбросили овечью шкуру в хлев к Койоку и потом прилюдно избили назвав его вором. Заналиев батрак, Сандыр кинулся защищать Койыка. Свора накинулась на них, их били как попало , чем попало, жестоко. Откуда-то возвращался деревенский учитель Иван Сидорович он встал на защиту Койыка и Сандыра и прогнал Занали и Семона . Однажды субботним вечером учитель заглянул Койоку и рассказал им о Владимире Ильиче Ленине что всю свою жизнь, труд свой, сердце он дает беднякам, идет против царя, чтобы скинуть их, а власть отдать беднякам. Учитель из-за пазухи газету и подал Койыку.  Пришел урядник нашел газету и арестовал учителя и Койыком. К весне Катя осталась без хлеба. Урядник представил дело так, что выходило, будто Иван Сидорович и Койык наиопаснейшие враги царя и отечества. Койык сильно тосковал по дому по семье и по Кате. Но вот уже несколько дней, как люди не прячут от соседей мокрых глаз. На войну забирают и пожилых и молодых. Обошло горе только дома Занали, Семона. С той поры как над Россией заполыхал пожар войны минуло три года, бабы, старики, оставшиеся без ловких сноровистых мужицких рук, устали до смерти: хоть в гроб ложись. Люди на зиму запасались не хлебом и мясом, а лебедой. Что только не вынесла Катя за эти лета и зимы. Единственное утешение - растет сын, последний кусок отрывает от себя Катя. Пришло письмо от Койыка пишет, что он как уже шесть месяцев на фронте постарел, побои унесли здоровье.

     Однажды в деревню Бектыш приехал представитель  Совета рабочих и крестьянских депутатов  и объявил что теперь в стране Советская власть другими словами  народная власть. Капиталисты больше не хозяева, кончилось их время. Вернулся с фронта Койык в солдатской шинели и папахе, но улыбка на лице осталась прежней. Долго еще говорил Койык  с людьми, отвечал на их вопросы.Катя ухватила его за рукав и повела к родному дому, словно боялась, что  кто-нибудь отнимет у нее Койыка.

     Образ Кати стал заметным явлением в развитии удмуртской исторической прозы на ее пути утверждения социалистического  реализма. Ф. Кедров ярко показывает рост самосознания удмуртской бедноты, радостно встретившей весть о победе Великого Октября.

 

Список  литературы и интернет источников.

  1. Перевощиков А.П. Ижевск: экономико-географический и социальный очерк -Ижевск: Удмуртия, 1995. - 325с.: ил.
  2. По родному краю: Исторические и культурные достопримечательности Удмуртии. - Устинов: Удмуртия, 1987. - 200с.
  3. Край удмуртский - сторона родная: Удмуртия в вопросах и ответах / автор-состовитель А.Д.Ефремов. - Ижевск: Удмуртия, 1988. - 296с.
  4. Памятники Отечества. Полное описание России: Удмуртия - Москва, 1995. -192с.:ил.
  5. Удмуртская республика. Энциклопедия - Ижевск: Удмуртия, 2004. - 800с: ил.
  6. История Удмуртии. XX век: Научное издание / Удмуртский институт истории, языка и литературы - Ижевск, 2005.
  7. Газета «Наш Ижевск»
  8. Шумилов Е.Ф, Город на Иже: историческая хроника с прологом и эпилогом, в 12главах, повествующих о славных традициях и богатой истории столицы Удмуртии - Ижевск: Удмуртия, 1990. - 608с: ил.
  9. Сидоров Л.С. и Шутов В.Г. От крици и копья до автомобиля - Ижевск: Удмуртия, 1973. - 232с: ил.
  10. Кобзев И. Ижевские картинки. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. - 208с: ил.
  11. Ф.Г. Кедров повесть «Катя».
  12. http://www.gasur.ru
  13. http://www.litrossia.ru
  14. http://shklyaev.ru
  15. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Flag_of_Votkinsk_%28Udmurtia%29.gif
  16. http://vorshud.unatlib.org.ru
  17. http://iz-article.narod.ru/index.html

Информация о работе История культура и литература Удмуртии