Изучение исторической личности на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 19:14, реферат

Описание

Первый план необходимо выяснить для понимания общественных отношений, механизма действия законов, второй для понимания конкретного хода событий, их особенностей, межличностных отношений. Поэтому, если первой задачей считать выяснение роли личности в истории, то второй окажется выяснение пути формирования индивидуального сознания, общих и своеобразных черт личности.

Работа состоит из  1 файл

Изучение исторической личности на уроках истории.doc

— 93.50 Кб (Скачать документ)

   А) Урок - игра (Например: «Полководцы древности»; «Кому принадлежат слова?»; «Противники и союзники»; Устная викторина «Кто?»; «Необычные имена»);

   Б) Урок – вопрос (Перед учащимися  ставятся какие - либо проблемные задания, которые они должны выполнить  в ходе урока);

   В) Урок – интервью или пресс-конференция (зачитываются доклады и задаются вопросы).

   Г) Урок – дискуссия.

     Множественность причин, влияющих на формирование личности, приводит к безграничному разнообразию взглядов, характеров и поступков. Но каждая личность - это явление неповторимое, качества, свойственные ей, встречаются и у других людей, есть общее и в причинах, определяющих её развитие. Это позволяет наметить примерный план выяснения характерных свойств личности и обусловленности их формирования.

 Схема характеристики личности.

  1. Условия формирования:
      1. историческая обстановка;
      2. принадлежность к определённому классу;
      3. ближайшее окружение;
      4. идейные влияния.
  2. Путь формирования личности человека: его реакция на окружающую действительность, направленность деятельности и развитие личных качеств.
  3. Свойства личности, проявившиеся в её деятельности:
  4. взгляды (мировоззрение);
  5. нравственные принципы;
  6. черты характера.
  7. Оценка человека:
  8. интересы какого класса выражал;
  9. результаты и значение его деятельности для общества и ближайшего окружения.

      Для того, чтобы эта схема глубже осознавалась учащимися и могла быть восстановлена ими, можно добавить следующее обобщение: формирование личности происходит в ходе практической деятельности человека, определяемой его природными задатками, условиями жизни и сознательной волевой активностью; важнейшее в характеристике личности - это направленность деятельности, её результаты и способы достижения целей.

      В школьном курсе истории сравнительно редко предоставляется возможность  показать пути формирования личности и всесторонне её охарактеризовать. Поэтому необходимо подчеркнуть, что главным в личности является её основная деятельность. Поэтому в первую очередь мы должны выяснить, как сформировались общественно значимые черты личности и в чём значение её деятельности в данной сфере. Конечно, нужно учить детей характеризовать личность, подходить к каждому случаю конкретно - исторически, не допускать шаблона. Это осуществляется путём восхождения от абстрактного к конкретному при знакомстве с каждой новой личностью. При этом необходимо подчёркивать основную диалектическую взаимосвязь: личность порождается определёнными условиями и в то же время она сама оказывает влияние на жизнь общества.

     Совершенно  по иному можно подойти к характеристике личности исторического деятеля  в старших классах например, работа строится следующим образом. Учащиеся сначала записывают в тетрадях фактический материал - сведения о жизни исторического деятеля, о его поступках, привычках, особенностях характера, а также суждения современников, потомков. Далее один ученик читает свои записи вслух. При этом следует обратить особое внимание на противоречивые черты характера исторического деятеля, на непоследовательность его поведения в тех или иных ситуациях, т.е. на то, что не поддаётся простому и однозначному толкованию. Затем ученик высказывает свою точку зрения на отмеченные им противоречия. В беседе с учащимися выясняем, что на формирование личности воздействуют многие факторы: и врождённые задатки, и условия жизни, и различные идейные влияния. Но человек не пассивен по отношению к ним, он делает выбор - одно принимает, другое отвергает, ставит перед собой цели, и его деятельность принимает определённую направленность. И именно в активной деятельности формируются основные свойства личности и черты характера. Таким образом,"деятельность человека  в определённом направлении является решающим фактором в его развитии и должна быть главным предметом нашего внимания.4 Но она разворачивается в конкретных исторических условиях. Поэтому в личности как бы отражаются общественные отношения эпохи. Завершается эта работа анализом сделанных учащимся выводов. 
 

Методика  поэтапного рассмотрения деятельности исторических личностей и их оценка:

  1. Анализ и оценка общественно-политических условий, в которых протекает основная деятельность исторического лица (общественный и политический строй; характер войн и других событий в которых он участвовал; мотивы его участия в них).
  2. Оценка результатов, достигнутых на каждом основном этапе его деятельности с применением известных учащимся критериев (требования к характеристике и оценке выдающегося исторического деятеля).
  3. Нравственная оценка основной линии поведения человека, цели и мотивы его действий; средства, применявшиеся им для осуществления целей.

         4.   Общая объективная оценка  исторической личности. 

     Памятка систематизирует знания, помогает правильно  и полно строить характеристику, последовательно описывать и  оценивать факты, глубже понимать то, что изучают учащиеся. Поиск истины рождает чувство заинтересованности, элемент состязательности на уроке, столкновение мнений стимулирует позитивный настрой в учёбе, так как создаёт атмосферу "учения с увлечением". 

5Кревер Г.А.  Изучение теоретического содержания курсов истории в 5-9 классах. М., 1990, С.120.

        Характеризуя личность исторического деятеля не всегда делается главный акцент на индивидуальное своеобразие, неповторимость, уникальность личности, а выделяются типичные черты, признаки представителя того или иного класса. Для глубокого изучения личности необходима психологическая характеристика, рассмотрение мотивов и нравственных аспектов в её деятельности. Работу проводить систематически, по плану:

 1. Поэтапное  формирование знаний об исторической  личности от  внешнего облика  и фактов биографии к познанию  черт характера, анализу мотивов  поступков, а далее к пониманию психологического состояния человека в момент принятия ответственного решения; наконец - к целостной характеристике.

 2. Особое внимание уделять деятельности личности в переломные моменты исторического развития. Это позволяет раскрыть возможные альтернативы истории, показать роль ситуации выбора, историческую значимость жизненной позиции человеке.

Это можно  рассмотреть по следующим вопросам:

      1. Какие варианты развития событий реально существовали в данный исторический момент?
      2. При каких условиях мог осуществиться тот или иной вариант?
      3. Какие факторы определили исход событий?
      4. Каковы мотивы (Что повлияло?) деятельности личности, повлиявшей на ход событий?
      5. Каковы достоинства и недостатки избранного пути?
      6. Каковы результаты и последствия выбора для положения различных групп людей, для экономики, политики, международных отношений?
  1. Личность  оценивается с различных точек зрения, в том числе с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек.
  2. Формируя суждения о поступках исторического деятеля ученик получает право на субъективность и пристрастность. Такая характеристика деятельности исторической личности стимулирует обсуждение нравственных проблем, в частности вопросов политической этики. Учащиеся прочно запоминают материал, активно участвуют в дискуссии, могут в дальнейшем использовать знания, сравнивая исторических личностей.
 

Использование памяток в изучении исторической личности. Памятка – схема.

  В своей работе учителя используют различные памятки. Они не являются предписаниями, строго определяющими работу учащихся на уроках и дома, а в качестве рекомендации, рассчитанной на творческое применение. Они облегчают труд учащегося, положительно влияют на его результаты. Формируют целостность и всесторонность восприятия материала. Вариантов памяток много в основном они формируются учителем в процессе практической работы с учащимися, из различных источников. Вот один из примеров памятки. 

Памятка- схема:

  1. Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии). Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.
  2. Личные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые степень их соответствия задачам, которые решал исторический деятель).
  3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.
  4. Способы действия, средства достижения цели.
  5. Соотнесённость целей исторического деятеля и интересов какой-либо социальной группы. Круг друзей, единомышленников и круг врагов.
  6. Противоречия в деятельности личности.
  7. Роль личности в истории, результаты и значение деятельности.
  8. Отношение ученика к исторической личности.
  9. Художественная, публицистическая и научная литература, содержащая сведения о данном человеке.5
 

 6Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в школе. М., 2001. С. 218

Заключение

  Профессия учителя - самая значительная, она  сродни профессии ваятелей прекрасного, создающего шедевры искусства, которые живут в веках и приносят людям радость. Но разница их состоит в том, что глина, стекло, даже драгоценный металл при, неудачах ваятеля можно переплавить для создания новых форм, а учитель соприкасается с человеком,  которого он формирует как личность, и царапины, изъяны от неумелых, жёстких или просто равнодушны: прикосновений могут оставить тяжёлый след, устранить и сгладить который возможно лишь ценой больших, трудных и длительных усилий. И обучение истории призвано содействовать формирование активной социальной силы нашей эпохи,  осознанию человеком своих функций и возможностей, пониманию относительной независимое индивида от социальных условий и - одновременно - решающего влияния на личность конкретных черт общественного бытия.

   Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в сегодняшнем и  завтрашнем мире. Ученик, изучая историю, должен оценивать себя как личность, которой отведена определённая, пусть небольшая, роль в современной истории. Воспитание чувства личной ответственности перед обществом - важная функция преподавания истории. "Человек сам является основой своего материального, как и всякого иного осуществляемого им производства Важно показать на историческом материале, что субъект, заданный обстоятельствами, способен и должен уметь стать над обстоятельствами, возвыситься над ними и изменить их в процессе своей деятельности.

  Для успешной работы учителю необходимо сопереживание и сострадание к своим учащимся. Надо разрушить стену равнодушия, обратится и к чувствам, побудить школьников пережить радости и горести, боль и отчаяние, довести до понимания того, что именно он, сегодняшний школьник и есть творец истории. 

  Список  использованной литературы

Гулыга А.В. Эстетика истории. – М. АГРАФ, 1974. 127 с.

Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории  в 5 - 9 классах. - М., Педпрактикум Самиздат, 1990 134 с.

Монтень М. Опыты. СПб., Азбука Кн. 1-3, 2006. 342с.

Румянцев  В.Я. Задания по истории России. М., АРКТИ Методическая библиотека, 2002. 112 с.

Степанищев  А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное         пособие для студентов высших учебных заведений в 2 частях.

М., Владос, 2000. 193 с.

      Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в школе.

      М., Академия, 2001. 284 с.

Информация о работе Изучение исторической личности на уроках истории