Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:40, реферат
В 1991, после шести лет “перестройки” был дан старт болезненной и гигантской по своим масштабам и задачам компании по реформированию управления страной и народным хозяйством, внутриполитического устройства внешнеполитической стратегии.
Все это не замедлило отразиться как на духовном мире, так на быте граждан бывшего СССР.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1
1. Предыстория………………………………………...4
2. Основные направления реформирования российской
экономики в 90-е годы ………………………………...6
Глава 2
2.1.Результаты реформ…………………………………………...8
2.2 Влияние реформ на культуру
2.2.1Система образования…………………………………9
2.2.2Система среднего и высшего образования…………10
2.2.3Снижение общего культурного уровня населения...10
2.2.4.Влияние реформ на научную сферу………………..10
2.3 Социально-экономические последствия реформ.
2.3.1Либерализация цен ………………………………….11
2.3.2 Снижение общего жизненного уровня…………….11
2.3.3.Приватизация………………………………………..12
2.3.4 Демографическая катастрофа………………………12
Заключение …………………………………………………...….13
Список используемой литературы…………………………...…14
При этом делалась ставка на то, что якобы рынок сам произведет необходимые структурные перемены в народном хозяйстве. Когда же в стране появился слабый, неразвитый рынок, то мелкие предприятия стали предъявлять спрос на давно устаревшее оборудование образца 1960-х гг. (универсальные станки с ручным управлением, бытовые настольные станки и т. п.). Из-за отсутствия рыночного спроса наша страна почти перестала производить вычислительные и управляющие комплексы, другую продукцию наукоемких производств.
Сейчас в России продолжается ставший традиционным процесс «утяжеления» производства за счет более быстрого развития добывающих отраслей промышленности. Россия в еще большей мере стала поставщиком топлива и сырья на мировой рынок.
С 1992 г. в нашей стране усилился упадок II подразделения, выпускающего отечественные товары широкого потребления. Показательно, что в 2002 г. по сравнению с уровнем 1990 г. легкая промышленность уменьшила выпуск продукции в 6 раз, пищевая – в 1,5 раза. Таким образом, за 1990-е гг. состояние воспроизводственной структуры макроэкономики не только не нормализовалось, но еще более ухудшилось. Этот обострившийся структурный кризис явился частью общего экономического кризиса.
В современных условиях инфляционное обесценение денег в каждой стране определяется по отношению к двум величинам:
1) к установившемуся в предыдущем периоде уровню цен товаров;
2) к курсу иностранных
валют.
Глава 2
2.1.Результаты реформ
Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.
Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз. Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась. Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета. За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение.
При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.
В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объемов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках — экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объемах — увеличивался.
Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 90-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).
Ряд экономистов полагает, что причиной
экономического подъёма в России (и других
странах бывшего СССР) начиная с 1999 года
является, прежде всего, переход от плановой
к рыночной экономике, осуществлённый
в 1990-е годы.
2.2 Влияние реформ на культуру
2.2.1Система образования
За годы реформ из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. В 1992 г. были приняты Закон РФ "Об образовании", утверждающий гуманистические принципы образования, и Государственная программа развития высшего образования до 2005 года. Административно-командная система руководства системой образования сменилась государственно-общественным управлением. В ведении государства остались вопросы ведения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности среднего и высшего образования, обеспечения конституционных граждан в сфере образования.
2.2.2Система
среднего и высшего
Кардинальным образом изменилась сеть средних учебных заведений: наряду с государственными общеобразовательными школами появились лицеи, гимназии, колледжи, частные школы, что дало возможность выбора форм образования.
Система высшего образования была перестроена
на принципах вузовской автономии и академических
свобод. С 1992 года правила приема стали
прерогативой вузов. В гуманитарном образовании
произошли наибольшие изменения. Оно было
освобождено от идеологизации и политизации,
что потребовало переподготовки преподавателей,
введения новых программ и предметов,
создания учебников.
2.2.3Снижение
общего культурного уровня
Во многом из-за обнищания масс, люмпенизации и деградации части населения, отсутствия у государства средств для должного финансирования социально значимых сфер, произошло падение общего уровня культуры. Процессы культурного развития не прервались с распадом государственных структур и падением существовавшего политического режима. Культура новой России органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.
Исчезла не только централизованная система управления и единая культурная политика, но и свелось до минимума финансирование культурной сферы.
2.2.4.Влияние реформ на научную сферу
Если система образования постепенно преодолевает трудности, то наука в условиях кризиса без поддержки со стороны государства обречена на разрушение. После распада СССР прямой наследницей и преемницей Академии наук СССР стала Российская АН. 90% академических учреждений находилось на территории России, но значительная часть исследовательской базы – обсерватории, биостанции, лаборатории – остались в распоряжении других республик. Ликвидация политических и идеологических преград, мешавших научным контактам в советский период, позволила отечественной науке выйти из относительной изоляции и органически войти в мировое научное сообщество. Вместе с тем крах социалистической системы привел к разрушению налаженных научных связей с бывшими советскими республиками и странами Восточной Европы. С 1991 г. резко сократилось финансирование научных учреждений, упал спрос на научную продукцию, что привело к тяжелым последствиям. Раньше 70% государственных ассигнований на науку предназначались на проекты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-промышленного комплекса неизбежно сказалось на обслуживавшей его научно-исследовательской базе. Невостребованной оказалась прикладная наука. Разрушен рынок научной литературы неспособной конкурировать с книгами массового спроса. В 1993 году средства, выделенные на науку, были в 30 раз меньше суммы, необходимой для поддержания ее на уровне мировых стандартов. Усилилась утечка мозгов из науки. Возникли проблемы с воспроизводством кадров, с научно-вспомогательным персоналом.
2.3
Социально-экономические
2.3.1Либерализация цен
Либерализация цен вызвала безудержный рост цен, при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа, зачастую второсортный товар, душил отечественного производителя.
В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины как инфляция, курс валют, дивиденд, дефолт.
Полным ходом шло и идет имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса. В среднем разница между доходами самых бедных и самых богатых доходит до 26 раз (в Москве до 48). Для кого-то жизнь нормальная, когда есть тарелка супа в день, а для кого-то – когда можно позволить купить третью машину на семью.
2.3.2 Снижение общего жизненного уровня
В Центре уровня жизни Академии труда считают, что для нормальной жизни нужно получать, по крайней мере, 500 долл. Именно столько составляет минимальная зарплата в Греции,Португалии и т.д. (в развитых странах она примерно в 2 раза выше). В Комитете Госдумы по труду и социальной политике считают, что нормальный заработок – если на питание уходит меньше 60%.
Народ же в большинстве своем ни о чем подобном и не помышляет. По Санкт-Петербургу статистика утверждает, что душевой доход петербуржца позволяет ему купить 1,6 набора прожиточного минимума. То есть на еду уже хватает на остальное – нет. Приблизительно так живут в 72 регионах из 89. Еще хуже в 12.
Стремясь хоть как-то сохранить свои сбережения от инфляции, и не доверяя государственным кредитным учреждениям типа Сбербанка уже обманувшего своих вкладчиков в 1992 г. люди стали обращаться во вновь создаваемые коммерческие учреждения, ориентированные на сбор денег и выплату солидных процентов по ним.
Пользуясь пробелами в российском законодательстве, а иногда и явным попустительством властей, используя агрессивную рекламу в СМИ хозяева новоиспеченных фондов, финансовых компаний, банков аккумулировали огромные средства миллионов российских граждан и благополучно исчезли с ними, не забыв перед этим оформить на себя недвижимость за рубежом и новое гражданство.
2.3.3.Приватизация
Полным ходом шел грабеж не только бывших граждан первого в мире социалистического государства, но и бывшей социалистической собственности. Назвали этот процесс – приватизацией.
Становление рыночных механизмов в экономике не возможно без разгосударствления большей части народного хозяйства, акционирования предприятий. У нас же приватизация государственной собственности приняла уродливые, зачастую откровенно бандитские формы что только усугубило падение промышленного производства: за редчайшим исключением предприятия так и не получили эффективного управления, основные фонды беспощадно разворовывались, иностранные компании целенаправленно банкротили российских производителей для устранения конкурентов. Сейчас можно сказать, что именно те методы и способы приватизации которые использовались правительством вызвали невиданный до этого разгул преступности и коррупции.
3а годы реформ Россия избавилась от ежегодных субсидии и других льгот бывшим советским республикам порядка 50 млрд. долл., от содержания наших клиентов в СЭВ и в "третьем мире" — еще порядка 25 млрд. долл. в год, расходы на оборону за это время сократились в 3—4 раза, средняя заработная плата работающим снизилась минимум в 2 раза, а пенсии — в 3 раза, налоговое бремя на предприятия, на экономику в целом возросло примерно в 2 раза — и куда все это ушло? А вместе взятое это куда как больше, чем весь нынешний годовой бюджет страны
2.3.4 Демографическая катастрофа
Создавшаяся в стране социально-экономическая ситуация, когда богатые становятся богаче, а бедные беднее, непредсказуемость в завтрашнем дне привели к сложной демографической ситуации, которая грозит перерасти в демографическую катастрофу.
Ведущие ученые, исследуя перспективы
и противоречия социального прогресса
на пороге третьего тысячелетия, считают,
что демографическая ситуация в России
уже катастрофическая. К середине 80-х годов
Россия по численности населения занимала
4-е место в мире. С начала 90-х - на 6-м месте.
Подобная убыль населения сопоставима
с периодом Великой Отечественной войны
и хуже демографических показателей России
в период Первой мировой войны и гражданской
междоусобицы. Даже в годы сталинских
репрессий среднегодовой прирост населения
составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные
годы прирост населения колебался в пределах
1-1,5 млн. человек. Затем замедлился и в
начале 80-х остановился. Начался процесс
старения населения России. В пенсионный
возраст вступали поколения, не вовлеченные
в боевое военное лихолетье. Это своего
рода исторический феномен. Процесс старения
усилился в начале 90-х годов. Сейчас у нас
насчитывается более 30 млн. пенсионеров
- 21% населения России. В 90-х годах еще больше
ухудшилось традиционное для России неблагоприятное
соотношение полов: население России состоит
из 47% мужчин и 53% женщин.
Заключение.
Главные причины глубокого кризиса, которые пережила наша страна в 90-е годы, да и сейчас ещё не вышла в полной мере из кризисного состояния, лежат в неудаче советского эксперимента, в несостоятельности модели планово-распределительной экономики, которая многие годы рекламировалась как социалистический образец. Во всяком случае технологическое и социальное отставание от развитых стран с рыночной экономикой становилось всё более очевидным. Когда упали цены на нефть, кризис экономики перешёл в фазу прямого падения, а демократизация, начатая М.С. Горбачёвым, привела к распаду СССР.
Но меня особенно интересует то, что происходило после основных рыночных реформ 1992–194 гг. – либерализации, открытия экономики и приватизации. Я хочу обратить внимание на то, что те процессы, даже негативно оцениваемые ныне, были не результатом просчётов реформаторов или следствием чьего-либо заговора, но естественным развитием событий либо советского времени, либо рыночных реформ.
Например, распространено мнение, что
криминализация экономики – это результат
порочного курса реформаторов, либерализации
и приватизации. Если бы не было реформ,
то ничего подобного не появилось бы. На
самом деле всё равно было бы, потому что
советская административная экономика
всё равно бы рухнула, но с более тяжелыми
последствиями – тем тяжелее, чем дольше
откладывались бы требуемые изменения.
Информация о работе Экономические реформы России в 90х годах