Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:24, реферат
Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько
лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза.
Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части
страны. В пламени войны оказались и все основные житницы — Украина, Северный
Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что
восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.
Введение
Глава 1. Восстановление экономики
1.1 Состояние экономики СССР после окончания войны.
1.2 Восстановление промышленности, перевооружение армии.
1.3 Экономические дискуссии 1945-1946 г.
1.4 Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли.
1.5 Проблемы и трудности аграрного сектора.
1.6 Недостатки административно-командных методов управления народным хозяйством.
Глава 2. Изменения в структурах власти
Глава 3. Идеология и культура
Глава 4. Ужесточение внешней политики
4.1 У истоков «холодной войны».
4.2 Внешняя разведка в послевоенный период.
4.3 Экспорт сталинской модели.
Заключение
Библиография
выделиться из коллектива, чтобы превзойти других в экономическом отношении.
При дотоварном индивидуализме человек стремится не переработать больше
других. В 30-х г. преобладавшим типом работника были люди, которые в свое
время ушли из деревни, экономика НЭПа была им не по душе (разорившиеся
крестьяне, крестьяне - бедняки, безлошадные крестьяне). АКС как модель
хозяйствования приспосабливала к себе массового работника, а массовый
работник приспосабливался к ней. И товарный мелкобуржуазный индивидуализм
был, в конце
концов, заменен примитивным
распавшемся общинном сознании.
Периоды развития АКС можно проследить по данным экономического развития
России. 1861-1913 гг. - темпы прироста ВНП составили, по мнению американского
ученого Абрама Бергсона, 2,65% в год.. В переходный период от рыночной к
планово-централизованной системе ВНП упал до 0,5-0,7% в год. В период
становления основ
административно-командной
до 5,1% в год. Западная статистика отличается от советской тем, что ее данные
очищены от инфляционных компонентов. В период расцвета АКС ВНП составил
примерно 5% в год. В период упадка АКС ВНП - 2% в год. В период ликвидации
АКС ВНП падал на 5% в год (т.е. темпы роста были отрицательными). Эти данные,
конечно, ниже данных советской статистики. Например, по данным советской
статистики в 1928-55 гг. ВНП рос на 10,4% в год, а по западным источникам
этот показатель составил 4,6% в год, хотя это все равно очень высокий темп
роста ВПН для того времени.
В сталинский период темпы экономического роста и по данным западной
статистики оказываются очень высокими. АКС могла обеспечить темпы прироста
ВНП 6% в год, т.е. в 1,8 раза выше, чем дореволюционная рыночная экономика.
Но на основании этих данных нельзя сказать, что АКС эффективнее рыночной
системы, т.к. нужно брать темпы роста ВНП за весь период существования, а по
этим данным темпы роста АКС оказываются ниже. Обеспечение темпов роста ВНП в
условиях АКС было небезупречным (ГУЛАГ, трагедия российского крестьянства и
др.).
В условиях административно-командного управления экономика имела
распределительный характер, государство брало на себя все права и обязанности
по производству и распределению товаров и услуг. То есть управление народным
хозяйством характеризовалось строгой централизацией и распределением. Однако
такая система на деле показала свою неэффективность.
С экономической точки зрения идеальную модель социализма, с теми или иными
вариациями, можно свести к следующим положениям:
все права собственности принадлежат государству. Это - так называемая
"общенародная собственность". Частная собственность ликвидируется;
хозяйство управляется из единого Центра, который и решает, Что, Как и Для
Кого производить;
рыночный механизм как децентрализованная система связи на основе ценовых
сигналов уничтожается.
Предполагается, что такая система хозяйственного устройства способна
устранить все дефекты рынка, связанные с неопределенностью, неравномерным
распределением доходов, циклическими спадами и вообще неизбежными
отклонениями от состояния равновесия. Рынок - не идеальная система, поэтому,
полагают социалисты, необходимо его заменить научно разработанным,
рациональным планированием. Осуществима ли реализация социалистических
теоретических моделей?
Ответ на этот вопрос можно дать, обратившись к практике административно-
командного управления
в эпоху строительства
странах Восточной Европы, на Кубе и вообще бывшем социалистическом лагере.
Однако теоретическая несостоятельность такой системы была раскрыта еще в
конце XIX - начале XX века в работах многих экономистов. Огромный вклад в
развенчание идей о возможности построения социализма внесли ученые
австрийской школы Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек.
Административно-командная система предполагает единый Центр, который должен
сконцентрировать огромное количество информации, с тем, чтобы спустить вниз
плановые задания. Однако сама концентрация информации в едином плановом
органе оказывается неразрешимой задачей. Действительно, в условиях
ограниченных ресурсов общества необходимо осуществлять многочисленные выборы
- Что, Как и Для Кого производить. В рыночной экономике проблема выбора
решается при помощи механизма цен. Изменение относительных цен и предельных
норм замещения является тем ориентиром, который подсказывает производителям,
что производить, а потребителям - что покупать. В условиях административно-
командного управления эти механизм не работает. [6, с.12]
Система управления советским народным хозяйством неоднократно
реформировалась. Например, управление промышленностью к концу 20-х - началу
30-х годов была 4-х звенной. По результатам реформы 1934 г. в нашей стране
возникла 3-х и 2-х звенная система управления. Изменения в схеме управления
сводились к изменениям подчинения. Предприятия подчинялись то через трест
производственно-
Вместо Главков,
создавались Производственно-
ликвидировалась функциональная система управления, то возрождалась. Так с
1936 г. усилился процесс дробления Наркоматов. В целом на этой базе
продолжалась эволюция системы управления советской промышленностью до конца
50-х годов, во всяком случае до реформы 1957 г., когда была предпринята
попытка перехода на отраслевую систему управления по региональному признаку.
Но не зависимо от реформ управленческих структур развитие промышленности шло
за счет экстенсивных факторов. Как и прежде, строились тысячи новых
предприятий, но административно-командные методы управления народным
хозяйством не способствовали повышению эффективности имеющихся мощностей.
Постепенно из-за несовершенства планирования усиливались структурные
диспропорции.
Попытки реформирования системы управления в 50-х г. более походили на
поспешные “шараханья” и чаще всего не давали быстрых положительных
результатов, поэтому государственные руководители возвращались к прежним,
привычным для них методам управления. Советская директивная экономика, в силу
ее сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости в
различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к широкому
внедрению научно-технических разработок в производство (кроме военно-
промышленного комплекса) и стала стремительно отставать от стран с рыночной
экономикой. При этом никто не хотел признаться, что все провалы советской
экономики зависят не от конкретных исполнителей, а заложены внутри самой
командной системы. В результате чего в экономике и возникла
макроэкономическая несбалансированность:
неравномерность в развитии отдельных секторов и отраслей народного хозяйства.
Это проявлялось, прежде всего, в гипертрофированном развитии определенных
отраслей (ВПК, тяжелое машиностроение), доля которого в совокупном
общественном продукте на конец 80х-составляла 68% - эти отрасли поглощали
львиную долю инвестиций, сырья, материалов, квалифицированной рабочей силы,
тем самым еще более "обездоливая" другие отрасли. Создание невиданного по
своим масштабам ВПК, поглощавшего ежегодно не менее 2/3 экономического
потенциала страны, на содержание которого ежегодно тратилось 18-20%
национального дохода. Это и обусловило отставание отраслей, не работавших в
ВПК, что привело к замедлению темпов экономического роста, к дефициту, к
импорту;
неравномерность
в технико-технологической
отраслей. Это выражалось в плохом материальном оснащении многих отраслей, в
крайне запущенном состоянии инфраструктуры (транспортное, складское
хозяйство, энергетическая отрасль, информационная, коммунальная, социальная
- отставали в плане технического оснащения и развития).
глубоко деформированной
оказалась структура аграрно-
отражавшая общую несбалансированность национальной экономики.
Все это привело к негативным тенденциям экономического развития России и
неуклонному снижению темпов экономического развития.
Господство административно-
нашей стране привело, в конце концов, к закономерному итогу – кризису всей
системы. В рамках прежней системы, назревшие макроэкономические проблемы уже
невозможно было решить, понадобились глубокие структурные реформы не только
в экономике, но и в социально-политической жизни страны. Реформы стали
жизненной необходимостью, т.к. необходимо было решить проблему структурно-
инвестиционной
перестройки на современной технико-
Глава 2. Изменение в структурах власти
Сразу после завершения второй мировой войны, в сентябре 1945 г., было
отменено чрезвычайное
положение и упразднен
В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет
Министров. Одновременно по нарастаю
щей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их
аппарата.
В это же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и
Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не
менявшийся в годы войны. К началу 50-х гг. усилилась коллегиальность в
деятельности Советов в результате более частого созыва их сессий, увеличения
числа постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией были впервые
проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Однако вся
полнота власти по-прежнему оставалась в руках партийного руководст
ва.
После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся XIX съезд
ВКП(б), принявший решение о перенаименовании партии в КПСС. В 1949 г. прошли
съезды профсоюзов и комсомола (также не созывавшиеся 17 и 13 лет). Им
предшествовали отчетно-выборные пар