Энтогенез славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:33, реферат

Описание

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 г. специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.

Работа состоит из  1 файл

1 Этногенез славян.docx

— 49.68 Кб (Скачать документ)

     Столицей  Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был  древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими  традициями и связями. Он был расположен на пограничье леса и степи, с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками - основными средствами передвижения тех времен.

     Главными  путями сообщения в Древней Руси были, как уже отмечалось ранее, водные. Одним из наиболее известных – водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным. По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов везли по Днепру лес, мед, меха, воск из прибалтийских стран – янтарь. Из скандинавских районов - предметы ремесла и некоторые виды оружия.

       Киев был ядром восточнославянского  мира. Он был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси. Все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния – он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам. Поэтому, общим интересом этих городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги.

     После перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. С помощью новгородских дружин князья вели борьбу за великий  киевский престол, ратники из Новгорода  принимали участие в военных  походах на Византию, в обороне  рубежей государства от кочевников. Новгород старался держаться независимо и даже отказался принять князя-наместника, присланного из Киева.

     Важнейшими  заботами Олега, как и последующих  князей, стали, во-первых, освобождение от Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен, во-вторых, защита рубежей государства  от внешних врагов, и, в-третьих, обеспечение  выгодных условий для Руси в торговле с Византией.

     К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба. Ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира – Византийскую империю. В 907 году он совершил успешный поход на ее столицу – Константинополь, или как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать сопротивления войску Олега. Греки лишь успели замкнуть гавань Золотой рог цепью и преградить русским ладьям подход к самим стенам города. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных, а затем, согласно летописи, ладьи были поставлены на колеса и направлены к городу – таким образом, суда смогли прикрывать от стрел наступающих воинов. «Греки, устрашенные сим намерением, спешили предложить Олегу мир и дань. Они выслали войску его съестные припасы и вино: князь отвергнул то и другое, боясь отравы, ибо храбрый считает малодушного коварным». Императоры Лев VI и его соправитель – брат Александр выплатили баснословную сумму контрибуции (денежная сумма, налагаемая на побежденное государство победителями в качестве военной дани). «Победитель потребовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и греки согласились с тем условием, чтобы он, прекратив неприятельские действия, мирно возвратился в отечество». Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю и другим. Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», то есть помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями – привилегия, которую имели только жители Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.

     Византийцы  целовали крест в знак верности заключенному соглашению. Олег с воинами, согласно русскому обычаю также дал клятву оружием и богами народа славянского, Перуном и Волосом, на верность договору. В конце церемонии Олег повесил  свой щит на воротах Константинополя. Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи и последняя вынуждена  была принять их.

     Новое, более совершенное, соглашение два  государства заключили 2 сентября 911года. При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора больших уступок.

     Понятие «норманны» в средневековых источниках не носило этнического характера. Норманны – это «северные люди», то есть люди, живущие на севере. Например, для Северной Италии норманнами были уже жители Задунавья.

     Повествование летописца Нестора в «Повести временных лет» о призвании варягов  на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков. Вокруг этого летописного исторического предания издавна ведутся споры. Так в XVIII веке появилась «норманнская теория», согласно которой государство у славян создали норманны – скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами.

     Основоположниками норманнской теории принято считать  немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными, в Россию в период правления Анны Иоанновны, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта "теория" была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 году на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.

     Сторонники «норманнской теории» подчеркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Норманнская теория имела особое политическое значение того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчеркивали, что славяне до прихода варягов жили «звериным образом» (как сказано в летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Патриотически-настроенные отечественные ученые в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности.

     Ученые  уже доказали вымышленность двух братьев-варягов – Синеуса и Трувора. В переводе с древнешведского языка «sine hus, thru waring» означает «свой род и верная дружина». Скорее всего, в устной саге было упомянуто традиционное окружение конунга, и сказители приняли эти слова за имена его братьев, а летописец занес их на страницы летописи. Так Рюрик приобрел «несуществующих» родственников. Однако сам Рюрик являлся, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае, в скандинавских источниках IX века упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX века. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей – беспристрастной – силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наемниками, которых призвали не княжить, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже наемники вооруженным путем захватили власть в Новгороде. В.Ключевский пишет: «Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать повсюду». Значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ»

     Участие скандинавских племен, или варягов  в начальном периоде нашей  истории, несомненно, ясно с первого  взгляда. Первоначально областью Русского государства был путь от варягов в Грецию и бесспорно, что этот путь открыт варягами задолго до половины IX века. Бесспорно также, что явление, знаменующее в истории Северо-Восточной Европы половину IX века, соединение северных племен, славянских и финских под одну власть, произошло вследствие столкновения этих племен с племенем скандинавским вследствие владычества варягов в этих странах. Первые призванные князья были из рода варяжского, первая дружина состояла преимущественно из их соплеменников; путем варяжским движутся северные князья на юг; в борьбе с югом, с греками, восточными степными варварами, Польшей. 

     3 Христианизация Руси: предпосылки,  значение, влияние на исторические  судьбы страны.

     Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией  автономии славянских союзов, племенных  княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры племенных княжеств, создавались новые (Владимир-волынский, Смоленск на новом месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и располагались князья – родственники, киевского правителя. Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с этим."

     В сфере же идеологической стали непригодные  прежние языческие культы, носившие местный характер и могущие служить  сепаратистским тенденциям. «И услышал  я громкий голос с неба, говорящий: Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, и они  будут Его народом, и сам

     Бог с ними будет Богом их. И отрет  Бог всякую слезу с очей их, и  смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо прежнее прошло» .

     Принятие  на Руси христианства как государственной  религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII-IX вв. кассового  раннефеодального строя явилось  результатом связанных друг с  другом процессов. Это было перерастание родовой и племенной знати  поздних этапов первобытнообщинного  строя в местных князей, союзов племен – в государственные организации, социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так  и имущественное, - в неравенство классовое. Составной частью этих процессов было и появление в составе челяди наряду с пленниками – иноплеменниками и иноземцами – также и рабов – соотечественников.

     Формирование  местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского государства  с центром в Киеве, основанное на раннефеодальное эксплуатации в  форме централизованной ренты –  даней, полюдья, - требовало и изменений  в идеологической области, в религии. Можно ли было привести довольно примитивную систему славянских культов в соответствии с новыми требованиями, которые были выдвинуты появлением классового общества и государства? Попытки противопоставить христианству реформированный языческий культ не перевели к успеху. Лучше всего эти требования могла удовлетворить мировая религия, сама созданная в условиях поздней античности, приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь. Христианство, как господствующая религия в средневековье, освящало классовое неравенство, отношение господства и подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало условиям Руси.

     В средневековье, несмотря на довольно значительную замкнутость отдельных феодальных миров как политических организмов, международное общение играло значительную роль, выражаясь в торговле между  отдельными странами, в политических и матримониальных союзах, в использовании  иностранных наемных дружин, в  обмене достижениями культуры. В этих условиях правители всех европейских  государств были заинтересованы в принятии одной религии – христианства, как части античного наследия. Это делало их формально равными  друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему  язычникам – варварам, хотя реальные политические условия и другие факторы  не могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и подчинению одних  стран другим.

     Русь  в IX – X вв. традиционна была связана  с Константинополем – «Царьградом» и со славянами в Центральной  Европе и на Балканском полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи  в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир константинопольскую кафедру  в блистательной столице древнего государства, для уравнения с  которым принятие христианства давало достаточно оснований. При заинтересованности обоих христианских центров, Рима и  Константинополя, в обращении в  свою веру народов Европы киевские князья могли сами выбрать то направление  христианства, которое, по их мнению, должно было лучше отвечать политическим и  культурным нуждам государства. Принятие христианства как государственной  религии связано с сыном Святослава великим князем киевским Владимиром (980 – 1015 гг.), который осознал необходимость  реформы религиозного культа. Его  попытка предотвратить распространение  на Руси христианства путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новое социальное отношение раннефеодального общества, оказалась неудачной. Некоторые  исследователи, гиперкритически настроенные (Аничков), считали, что эти "Владимировы боги" были с самого начала княжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе. Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиня Макошь, видимо, были и народными божествами; Владимир лишь пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества.  За ней последовали разрушение социального пантеона и официальная христианизация.

     Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью  и Византией в конце 80-х годов X в.

 

     4 Характер экономического и социально-политического  развития Киевской Руси

     Для характеристики социально-политического  строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как  свод законов  «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря    (944 г.), Святослава   (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси.

     «Русская  правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье).

Информация о работе Энтогенез славян