Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:33, реферат
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 г. специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Он был расположен на пограничье леса и степи, с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками - основными средствами передвижения тех времен.
Главными путями сообщения в Древней Руси были, как уже отмечалось ранее, водные. Одним из наиболее известных – водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным. По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов везли по Днепру лес, мед, меха, воск из прибалтийских стран – янтарь. Из скандинавских районов - предметы ремесла и некоторые виды оружия.
Киев был ядром
После
перенесения княжеской
Важнейшими заботами Олега, как и последующих князей, стали, во-первых, освобождение от Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен, во-вторых, защита рубежей государства от внешних врагов, и, в-третьих, обеспечение выгодных условий для Руси в торговле с Византией.
К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба. Ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира – Византийскую империю. В 907 году он совершил успешный поход на ее столицу – Константинополь, или как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать сопротивления войску Олега. Греки лишь успели замкнуть гавань Золотой рог цепью и преградить русским ладьям подход к самим стенам города. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных, а затем, согласно летописи, ладьи были поставлены на колеса и направлены к городу – таким образом, суда смогли прикрывать от стрел наступающих воинов. «Греки, устрашенные сим намерением, спешили предложить Олегу мир и дань. Они выслали войску его съестные припасы и вино: князь отвергнул то и другое, боясь отравы, ибо храбрый считает малодушного коварным». Императоры Лев VI и его соправитель – брат Александр выплатили баснословную сумму контрибуции (денежная сумма, налагаемая на побежденное государство победителями в качестве военной дани). «Победитель потребовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и греки согласились с тем условием, чтобы он, прекратив неприятельские действия, мирно возвратился в отечество». Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю и другим. Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», то есть помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями – привилегия, которую имели только жители Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.
Византийцы целовали крест в знак верности заключенному соглашению. Олег с воинами, согласно русскому обычаю также дал клятву оружием и богами народа славянского, Перуном и Волосом, на верность договору. В конце церемонии Олег повесил свой щит на воротах Константинополя. Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи и последняя вынуждена была принять их.
Новое, более совершенное, соглашение два государства заключили 2 сентября 911года. При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора больших уступок.
Понятие «норманны» в средневековых источниках не носило этнического характера. Норманны – это «северные люди», то есть люди, живущие на севере. Например, для Северной Италии норманнами были уже жители Задунавья.
Повествование
летописца Нестора в «Повести
временных лет» о призвании варягов
на русскую землю нашло в
Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными, в Россию в период правления Анны Иоанновны, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта "теория" была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 году на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.
Сторонники «норманнской теории» подчеркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Норманнская теория имела особое политическое значение того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчеркивали, что славяне до прихода варягов жили «звериным образом» (как сказано в летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Патриотически-настроенные отечественные ученые в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности.
Ученые уже доказали вымышленность двух братьев-варягов – Синеуса и Трувора. В переводе с древнешведского языка «sine hus, thru waring» означает «свой род и верная дружина». Скорее всего, в устной саге было упомянуто традиционное окружение конунга, и сказители приняли эти слова за имена его братьев, а летописец занес их на страницы летописи. Так Рюрик приобрел «несуществующих» родственников. Однако сам Рюрик являлся, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае, в скандинавских источниках IX века упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX века. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей – беспристрастной – силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наемниками, которых призвали не княжить, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже наемники вооруженным путем захватили власть в Новгороде. В.Ключевский пишет: «Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать повсюду». Значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ»
Участие
скандинавских племен, или варягов
в начальном периоде нашей
истории, несомненно, ясно с первого
взгляда. Первоначально областью Русского
государства был путь от варягов
в Грецию и бесспорно, что этот путь открыт
варягами задолго до половины IX века. Бесспорно
также, что явление, знаменующее в истории
Северо-Восточной Европы половину IX века,
соединение северных племен, славянских
и финских под одну власть, произошло вследствие
столкновения этих племен с племенем скандинавским
вследствие владычества варягов в этих
странах. Первые призванные князья были
из рода варяжского, первая дружина состояла
преимущественно из их соплеменников;
путем варяжским движутся северные князья
на юг; в борьбе с югом, с греками, восточными
степными варварами, Польшей.
3 Христианизация Руси: предпосылки, значение, влияние на исторические судьбы страны.
Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов, племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры племенных княжеств, создавались новые (Владимир-волынский, Смоленск на новом месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и располагались князья – родственники, киевского правителя. Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с этим."
В сфере же идеологической стали непригодные прежние языческие культы, носившие местный характер и могущие служить сепаратистским тенденциям. «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народом, и сам
Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо прежнее прошло» .
Принятие
на Руси христианства как государственной
религии определялось рядом причин.
Возникновение в VIII-IX вв. кассового
раннефеодального строя явилось
результатом связанных друг с
другом процессов. Это было перерастание
родовой и племенной знати
поздних этапов первобытнообщинного
строя в местных князей, союзов
племен – в государственные
Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского государства с центром в Киеве, основанное на раннефеодальное эксплуатации в форме централизованной ренты – даней, полюдья, - требовало и изменений в идеологической области, в религии. Можно ли было привести довольно примитивную систему славянских культов в соответствии с новыми требованиями, которые были выдвинуты появлением классового общества и государства? Попытки противопоставить христианству реформированный языческий культ не перевели к успеху. Лучше всего эти требования могла удовлетворить мировая религия, сама созданная в условиях поздней античности, приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь. Христианство, как господствующая религия в средневековье, освящало классовое неравенство, отношение господства и подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало условиям Руси.
В
средневековье, несмотря на довольно значительную
замкнутость отдельных
Русь
в IX – X вв. традиционна была связана
с Константинополем – «Царьградом»
и со славянами в Центральной
Европе и на Балканском полуострове,
также находившимися в тесном
общении с Византией. Эти связи
в значительной степени определяли
церковную ориентацию Руси на восточно-христианский
мир константинопольскую
Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов X в.
4
Характер экономического и
Для характеристики социально-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси.
«Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье).