Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:49, доклад
Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.
Полис как особая форма античного рабовладельческого государства.
Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.
Это была община-полис. Полисом
в Древней Греции называли город-государство.
Оно состояло из самого города и прилегающих
к
нему территорий, включающая в себя
не только сельское население
(как на Востоке), но и городское. Членом
общины можно было стать при двух условиях:
если человек являлся греком по национальности,
если он был свободным и владел частной
собственностью. Все члены общины — свободные
собственники — обладали политическими
правами (хотя и не всегда равными), которые
позволяли им принимать участие в государственной
деятельности. Поэтому греческий полис
называют гражданской общиной. Внутри
полисов постепенно формировалось гражданское
право, т. е. складывались своды законов,
определявшие права и обязанности членов
общины, дававшие им некоторые социальные
гарантии. Например, под охраной закона
находились земледельцы: в Спарте до IV
в. до н. э. было запрещено отчуждать землю
у крестьян, в Афинах прославленный законодатель
Солон не дозволял, чтобы один человек
покупал землю в неограниченных количествах.
Полис не только занимался внутренними
делами, но и мог вести внешнеполитическую
деятельность, имел собственную армию:
граждане полиса вступали в ополчение
и на время войн превращались в воинов.
Основными органами полиса являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами.
Среди
населения полисов
На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жестокостью и определенностью (исключение составляла Спарта, где рабы-плоты сохраняли некоторую самостоятельность). Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного была такой отчетливой.
Как правило основными источниками пополнения рабов называют:
военнопленные и отчасти захваченные в плен мирные жители;
продаваемые правящей верхушкой, аристократией фракийцев и скифов соплеменники;
рабский контингент пополнялся через самовоспроизводство рабов;
снабжали рабские рынки пираты и похитители свободных людей 1.
Обращенные в рабство различным путем люди продавались на специальных рабских рынках. Такие рынки находились в каждом полисе.
Рабство
в Древней Греции воспринимали как
само собой разумеющиеся, свобода
считалась даром доступным
Воспринимая
себя как самостоятельное государство,
полис жил в соответствии с идеей автаркии.
В полисе создавалась особая система идеалов:
свободные граждане верили, что благополучие
каждого из них зависит прежде всего от
их родного полиса, вне которого существовать
невозможно. С другой стороны, процветание
полиса во многом зависело от его граждан,
от того, сколько среди них будет ярких,
талантливых и благородных людей. Они
почитали древние традиции, осуждали стяжательство
и очень высоко ценили крестьянский труд.
Но главное — ощущали себя полноправными
и свободными людьми. Это составляло
предмет особой гордости. Так, одержав
победу над персами, греки объясняли свой
успех тем, что они обладали даром свободы,
а все подданные персидского царя-деспота
были его рабами.
Сила и самостоятельность общин-полисов
во многом объяснялись тем, что в Греции
не было условий для появления больших
царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая
форма правления внутри полисов какое-то
время существовала. В глубокой древности
во главе полисов стоял царь — басилевс
и родовая знать, ущемлявшие права демоса
(народа), к которому относились все незнатные
свободные крестьяне и ремесленники.
В целом полис, особая форма рабовладельческого государства, по сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями того времени, безусловно, представлял собой явление исторически прогрессивное.
Античный
полис издавна вызывал
Однако
и у полисной демократии существовали
свои недостатки. Во-первых, полисная демократия
была рабовладельческой, т.е. рабы, которые
не только не обладали личной свободой,
но и в саму категорию людей
включались только отдельными свободомыслящими
греками, также как и метеки, постоянно
живущие в Афинах, не имели гражданских
прав и не принимали участия в
управлении государством. Во-вторых, свободой
в каждом из греческих государств
(а их было около 2 тысяч) обладал
только полноправный гражданин именно
этого государства и только в
пределах своего государства. Все прочие
лично свободные жители этого
государства — иммигранты и женщины
— гражданскими правами не обладали
и частной собственностью (особенно
недвижимой) владеть не могли.
Информация о работе Полис как особая форма античного рабовладельческого государства