Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение
1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства
Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, от имени рода в целом, а не выкупившего его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи. Особое внимание уделялось регламентации круга лиц, допускавшихся к выкупу проданной или заложенной вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие участие в сделке.
Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчин приобретался супругами совместно на их общие средства. Следствием являлся переход вотчины после смерти одного из супругов к пережившему его. Однако после смерти владевшей купленной вотчиной вдовы право на вотчину переходило не в род умершей, а в род мужа, что указывало на принадлежность этой формы землевладения не отдельному супругу, а именно супружеской паре.
Первоначальным условием пользования поместьем являлась реальная служба, которая начиналась для дворян с пятнадцати лет. По отношению к уже сложившемуся поместью складывалась презумпция, согласно которой наделенный землей должен был относиться к ней как к собственной, с чем связывались и его ориентации в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. Отметим, что в системе хозяйственных отношений поместье ничем не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых форм, что являлось тенденцией к их сближению.
Уложению известен институт сервитутов – юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого или других. Законодатель выделял:
1) личные сервитуты –
ограничение в пользу
2) вещные сервитуты –
ограничение права
34. Публичное и уголовное право по соборному уложению 1649 г
Публичное право по Уложению предусматривало:
1) гл. 1 Уложения – царская
власть брала под защиту
2) гл. 2 «О государской чести
и как его государево здоровье
оберегать» подразделяется на 2 части
– против государственной
3) гл. 3 «О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было»;
4) гл. 4 «О подпищеках и которые печати подделывают»;
5) гл. 5 «О денежных мастерах,
которые учнут делати
6) гл. 6 «О проезжих грамотах в иные государства»;
7) гл. 7 «О службе всяких
ратных людей Московского
8) гл. 8 «О искуплении военнопленных»;
9) гл. 9 «О мытах, и о перевозах, и о мостах».
Соборное уложение не предусматривало
определений понятия
Наиболее полное изложение
получили: преступления против собственности
(татьба простая и квалифицированная,
разбой и грабеж обыкновенный или
квалифицированный, мошенничество, поджог,
насильственное завладение чужим имуществом,
порча чужого имущества); должностные
преступления и преступления против
порядка управления (взятка, вынесение
ложных приговоров, подделка документов,
лжеприсяга, нарушение порядка
В качестве субъектов преступлений признавались представители всех сословий. Преступники делились на главных и второстепенных. Среди физических и интеллектуальных соучастников выделялись пособники, попустители, недоносители, укрыватели. За случайные деяния наказание не устанавливалось. Закон не всегда достаточно четко определял случайное ненаказуемое действие и формы вины. Он не знает четких определений этих понятий. Уложение знало и институт необходимой обороны, но без определенных пределов. То же самое относится к крайней необходимости. Значительно подробнее, чем ранее, были определены соучастие, укрывательство, одинаковое наказание.
По субъективной стороне преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные, т. е. действовал инквизиционный принцип объективного вменения. В объективной стороне выделялись преступления смягчающие (состояние опьянения, неконтролируемость (аффективность) преступных действий) и отягчающие обстоятельства (повторность, большой вред, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и др.).
В качестве объектов преступлений признавались государство, церковь, семья, личность, имущество, нравственность.
Для системы наказаний были характерны такие признаки, как: индивидуализация наказания (жена и дети преступника не отвечали за совершенное им деяние); сословный характер наказания (за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность); неопределенность в установлении наказания (до последнего оставался неясным способ исполнения наказания).
35. История кодификации в России
Первая попытка
В 1720–1725 гг. в Санкт-Петербурге
действовала Уложенная
Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при Анне Иоанновне.
С одобрения Елизаветы в 1754 г. начала работу новая Уложенная комиссия, задачей которой вновь стала переработка старой и создание новой системы права.
В 1755 г. I и IV части Уложения
были представлены Сенату, который
после обсуждения совместно с
Синодом передал их на утверждение
императрице. Однако в связи с
политическими событиями (Семилетняя
война) работа над Уложением приостановилась.
С 1760 г. она возобновилась: во вторую
часть проекта были внесены изменения,
в частности связанные с
Заместитель канцелярии Сперанский планировал осуществить:
1) полную публикацию всех
законов (с 1649 г. и по его
время) – данный пункт
2) создать инкорпорации, составить свод;
3) создать новое Уложение.
В 1830 г. изданы все важнейшие законы Российской империи. Нормы права изложены по институтам (систематический метод).
В основе лежит дуализм двух начал (частное и публичное право). Публичное право – законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях. Частное право – законы делились на определительные и охранительные.
Первый Гражданский кодекс в России появился в 1922 г. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской властью в 1919 г. В 1926 г. – новое издание УК. Последняя крупная кодификация была произведена в 1963–1964 гг.
36. Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России, ее особенности
Правовое определение самодержавия содержится в артикуле 20: «Его Величество – самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию управлять».
В октябре 1721 г. в связи
с победой в Северной войне
Правительствующий Сенат и
Император имел право издавать
любые законы. Воля монарха признавалась
единым юридическим источником закона.
Монарх – источник исполнительной
власти и глава всех государственных
учреждений. Присутствие монарха
в определенном месте прекращало
действие всей администрации, и власть
переходила автоматически к монарху.
Все учреждения империи должны были
исполнять указы и
Император – фактически глава русской православной церкви. В 1721 г. был образован Синод, который подчинялся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (с некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Соответственно, идеологическая роль церкви была потеряна.
К концу XVII—началу XVIII вв. в России проявились все типичные признаки абсолютной монархии:
1) централизация
2) в упадок пришли сословно-
3) был создан сильный
профессиональный
4) Россия в 1721 г. стала
империей, усилились ее
5) законодательно был
6) основной опорой самодержавия
стал консолидированный слой
помещиков-землевладельцев («
7) в обществе стала
Движущие силы и условия образования абсолютной монархии в России заметно отличаются от предпосылок возникновения абсолютизма в Западной Европе. Например, абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества. Следовательно, многие авторы традиционно относят возникновение абсолютизма в России к периоду Петровских реформ, считая, что самодержавие XV–XVII вв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии.
37. Реформы феодального
землевладения и сословные
До царствования Петра I в России не проводилось четких правовых разграничений между различными сословиями. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия.
В 1714 г. Петровским указом «О единонаследии» был введен майорат. Согласно этому указу вся помещичья (и вотчинная) земля по наследству могла отходить только старшему сыну, а при его отсутствии – одной из дочерей. Изданием этого указа правительство получало необходимые кадры, поскольку младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию на государственной службе. Причем только один из трех братьев мог идти служить по гражданской части.
В данный период наблюдается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано с изданием Петром I указа «О запрете продажи крестьян без земли». С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I о подушной подати, которая также не разграничивала их.
В крестьянстве выделились следующие
группы: посессионные крестьяне (крестьяне,
принадлежащие фабрикам и заводам);
государственные (бывшие черносошные)
крестьяне; дворцовые (несли барщину
или натуральный оброк и
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"