Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

Родовой выкуп технически осуществлялся одним лицом, от имени  рода в целом, а не выкупившего  его лица. Цена выкупной сделки обычно совпадала с ценой продажи. Особое внимание уделялось регламентации  круга лиц, допускавшихся к выкупу проданной или заложенной вотчины: отстранялись от выкупа нисходящие родственники продавца, а также боковые, принимавшие  участие в сделке.

 

Субъектом права собственности  на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчин приобретался супругами совместно на их общие  средства. Следствием являлся переход  вотчины после смерти одного из супругов к пережившему его. Однако после  смерти владевшей купленной вотчиной вдовы право на вотчину переходило не в род умершей, а в род  мужа, что указывало на принадлежность этой формы землевладения не отдельному супругу, а именно супружеской паре.

 

Первоначальным условием пользования поместьем являлась реальная служба, которая начиналась для дворян с пятнадцати лет. По отношению  к уже сложившемуся поместью складывалась презумпция, согласно которой наделенный землей должен был относиться к ней  как к собственной, с чем связывались  и его ориентации в сферах эксплуатации и распоряжения поместьем. Отметим, что в системе хозяйственных  отношений поместье ничем не выделялось из ряда других хозяйственно-правовых форм, что являлось тенденцией к  их сближению.

 

Уложению известен институт сервитутов – юридическое ограничение  права собственности одного субъекта в интересах права пользования  другого или других. Законодатель выделял:

 

1) личные сервитуты –  ограничение в пользу определенных  лиц, специально оговоренных в  законе (например, потрава лугов  ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные  угодья, принадлежащие частному  лицу);

 

2) вещные сервитуты –  ограничение права собственности  в интересах неопределенного  числа субъектов (например, возможность  возводить печь у стены соседского  дома или строить дом на  межи соседского участка).

34. Публичное и уголовное  право по соборному уложению 1649 г 

 

Публичное право по Уложению предусматривало:

 

1) гл. 1 Уложения – царская  власть брала под защиту христианское  вероучение;

 

2) гл. 2 «О государской чести  и как его государево здоровье  оберегать» подразделяется на 2 части  – против государственной чести  и против здоровья (умысел на  здоровье, различные виды измены  царю и государству, заговор  против царя и воевод на  местах). Государственные преступления  – любые действия, направленные  против личности государя или  его семьи (измена, заговоры, сношения  с врагом). По таким преступлениям  ответственность предусматривалась  не только в отношении лица, его совершившего, но и в отношении  его родственников и близких;

 

3) гл. 3 «О государеве дворе,  чтоб на государеве дворе ни  от кого никакого бесчинства  и брани не было»;

 

4) гл. 4 «О подпищеках и  которые печати подделывают»;

 

5) гл. 5 «О денежных мастерах, которые учнут делати воровские  деньги»;

 

6) гл. 6 «О проезжих грамотах  в иные государства»;

 

7) гл. 7 «О службе всяких  ратных людей Московского государства»;

 

8) гл. 8 «О искуплении военнопленных»;

 

9) гл. 9 «О мытах, и о  перевозах, и о мостах».

 

Соборное уложение не предусматривало  определений понятия преступления, т. е. противоправность деяния не была четко определена. Однако под преступлением  понималось нарушение царской воли и закона.

 

Наиболее полное изложение  получили: преступления против собственности (татьба простая и квалифицированная, разбой и грабеж обыкновенный или  квалифицированный, мошенничество, поджог, насильственное завладение чужим имуществом, порча чужого имущества); должностные  преступления и преступления против порядка управления (взятка, вынесение  ложных приговоров, подделка документов, лжеприсяга, нарушение порядка судопроизводства и т. д.).

 

В качестве субъектов преступлений признавались представители всех сословий. Преступники делились на главных  и второстепенных. Среди физических и интеллектуальных соучастников выделялись пособники, попустители, недоносители, укрыватели. За случайные деяния наказание  не устанавливалось. Закон не всегда достаточно четко определял случайное  ненаказуемое действие и формы вины. Он не знает четких определений этих понятий. Уложение знало и институт необходимой обороны, но без определенных пределов. То же самое относится  к крайней необходимости. Значительно  подробнее, чем ранее, были определены соучастие, укрывательство, одинаковое наказание.

 

По субъективной стороне  преступления делились на умышленные, неосторожные и случайные, т. е. действовал инквизиционный принцип объективного вменения. В объективной стороне  выделялись преступления смягчающие (состояние  опьянения, неконтролируемость (аффективность) преступных действий) и отягчающие обстоятельства (повторность, большой  вред, совершение преступления группой  лиц по предварительному сговору  и др.).

 

В качестве объектов преступлений признавались государство, церковь, семья, личность, имущество, нравственность.

 

Для системы наказаний  были характерны такие признаки, как: индивидуализация наказания (жена и  дети преступника не отвечали за совершенное  им деяние); сословный характер наказания (за одни и те же преступления разные субъекты несли разную ответственность); неопределенность в установлении наказания (до последнего оставался неясным  способ исполнения наказания).

35. История кодификации  в России 

 

Первая попытка систематизировать  правовые нормы в XVIII в. была предпринята  существовавшей в 1700–1703 гг. Палатой  об Уложении, главной задачей которой  стало приведение в соответствие с судебниками 1497 и 1550 гг. и Соборным Уложением 1649 г. всего массива вновь  принятых во второй половине XVII в. нормативных  актов. Помимо этого, необходимо было обновить судебную и управленческую практику путем включения в нее новых  норм права. Палата об Уложении составила  к 1703 г. проект Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного  Уложения 1649 г. (25 глав), но его нормы  были существенно обновлены. Новоуложенная  книга не была одобрена царем.

 

В 1720–1725 гг. в Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в работе которой были задействованы  тексты Соборного Уложения 1649 г., Кормчей  книги, Военного устава, Морского устава, шведских и датских законов. Главным  направлением кодификационной работы в это время было выделение  норм, направленных на укрепление и  защиту государственного интереса. В 1725 г. Уложенная комиссия подготовила  проект нового Уложения, включавший 4 книги: «О процессе, т. е. о суде, месте и  о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных  и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских  делах и о состоянии всякой экономии», всего – 120 глав, разделенные  на 2000 статей. Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная  работа была свернута. Тем не менее  при Петре I были все же утверждены следующие кодексы: Артикул воинский (1714–1715 гг.), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720 г.), Пункты о  вотчинных делах (1725 г.).

 

Кодификационные комиссии Сената без особого успеха работали при  Анне Иоанновне.

 

С одобрения Елизаветы  в 1754 г. начала работу новая Уложенная  комиссия, задачей которой вновь  стала переработка старой и создание новой системы права.

 

В 1755 г. I и IV части Уложения были представлены Сенату, который  после обсуждения совместно с  Синодом передал их на утверждение  императрице. Однако в связи с  политическими событиями (Семилетняя война) работа над Уложением приостановилась. С 1760 г. она возобновилась: во вторую часть проекта были внесены изменения, в частности связанные с проектами  отмены смертной казни. В 1761 г. Сенат  издал Указ о созыве сословных  представителей (от дворянства и купечества) для обсуждения и утверждения  проекта. Со смертью Елизаветы, т. е. с 25 декабря 1761 г., работа над Уложением  приостановилась.

 

Заместитель канцелярии Сперанский планировал осуществить:

 

1) полную публикацию всех  законов (с 1649 г. и по его  время) – данный пункт выполнен;

 

2) создать инкорпорации, составить  свод;

 

3) создать новое Уложение.

 

В 1830 г. изданы все важнейшие  законы Российской империи. Нормы права  изложены по институтам (систематический  метод).

 

В основе лежит дуализм  двух начал (частное и публичное  право). Публичное право – законы государственного союза, которые делились на: законы основные; законы учреждения; законы о сословиях. Частное право  – законы делились на определительные  и охранительные.

 

Первый Гражданский кодекс в России появился в 1922 г. при большевиках. Уголовный кодекс принят советской  властью в 1919 г. В 1926 г. – новое  издание УК. Последняя крупная  кодификация была произведена в 1963–1964 гг.

36. Предпосылки возникновения  абсолютной монархии в России, ее особенности 

 

Правовое определение  самодержавия содержится в артикуле 20: «Его Величество – самодержавный  монарх, который никому на свете  о своих делах отчет дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомыслию  управлять».

 

В октябре 1721 г. в связи  с победой в Северной войне  Правительствующий Сенат и Священный  Синод присваивают Петру I титул  «Отца Отечества Императора Всероссийского». Учение о том, что власть существует в интересах государства и для государства, проводил в Москве Юрий Крыжанич, затем Феофан Прокопович в «Правде воли монаршей».

 

Император имел право издавать любые законы. Воля монарха признавалась единым юридическим источником закона. Монарх – источник исполнительной власти и глава всех государственных  учреждений. Присутствие монарха  в определенном месте прекращало действие всей администрации, и власть переходила автоматически к монарху. Все учреждения империи должны были исполнять указы и постановления  монарха, который являлся верховным  судьей и источником всей судебной власти. Он мог решать любые дела независимо от решения любых судебных органов.

 

Император – фактически глава  русской православной церкви. В 1721 г. был образован Синод, который  подчинялся Сенату. Церковь превратилась в государственное учреждение наравне  с любой другой коллегией (с некоторыми оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу  церкви. Решения монарха не подвергались обсуждению. Соответственно, идеологическая роль церкви была потеряна.

 

К концу XVII—началу XVIII вв. в  России проявились все типичные признаки абсолютной монархии:

 

1) централизация государственного  управления, усиление государственного  контроля (в 1722 г. была учреждена  прокуратура). К концу XVII в. число  воевод возросло до двухсот  пятидесяти, они сосредоточили всю  административную, судебную и военную  власть на местах, подчиняясь  центру, а в конце XVII в. были  образованы более крупные административные  единицы – разряды;

 

2) в упадок пришли сословно-представительные  органы (в частности, перестали  созываться земские соборы);

 

3) был создан сильный  профессиональный бюрократический  аппарат (этому способствовала  замена приказов коллегиями);

 

4) Россия в 1721 г. стала  империей, усилились ее экспансионистские  устремления;

 

5) законодательно был регламентирован  правовой статус различных сословий;

 

6) основной опорой самодержавия  стал консолидированный слой  помещиков-землевладельцев («шляхетства»);

 

7) в обществе стала господствовать  патриархальная идеология (недаром  с 1721 г. Петра I стали официально  именовать «отцом Отечества»).

 

Движущие силы и условия  образования абсолютной монархии в  России заметно отличаются от предпосылок  возникновения абсолютизма в  Западной Европе. Например, абсолютная монархия в Европе складывалась в  условиях развития капиталистических  отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с  развитием крепостничества. Следовательно, многие авторы традиционно относят  возникновение абсолютизма в  России к периоду Петровских реформ, считая, что самодержавие XV–XVII вв. нельзя рассматривать в качестве абсолютной монархии.

37. Реформы феодального  землевладения и сословные реформы  Петра Великого 

 

До царствования Петра I в  России не проводилось четких правовых разграничений между различными сословиями. Более всего реформированию Петра I подверглись высшие сословия.

 

В 1714 г. Петровским указом «О единонаследии» был введен майорат. Согласно этому указу вся помещичья (и вотчинная) земля по наследству могла отходить только старшему сыну, а при его отсутствии – одной  из дочерей. Изданием этого указа  правительство получало необходимые  кадры, поскольку младшие сыновья  умершего дворянина, лишаясь наследства, должны были добывать средства к существованию  на государственной службе. Причем только один из трех братьев мог  идти служить по гражданской части.

 

В данный период наблюдается  усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано  с изданием Петром I указа «О запрете  продажи крестьян без земли». С  этого времени исчезает деление  на крестьян и холопов, чему нимало способствовала реформа Петра I о  подушной подати, которая также не разграничивала их.

 

В крестьянстве выделились следующие  группы: посессионные крестьяне (крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам); государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (несли барщину  или натуральный оброк и управлялись  представителями дворцовой власти); церковные (находились в ведении  специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"