Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:49, контрольная работа
Основная задача социальной политики, проводимой высшими органами власти России - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.
Введение
Глава I. Государственная политика в области занятости населения
1.1. Особенности безработицы в России и ее регулирование
1.2. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе.
1.3. Государственная служба занятости населения в России и ее функции
Глава II. Направления повышения эффективности работы органов государственной службы занятости по регулированию рынку труда
2.1. Внедрение в практику работы органов службы занятости населения бюджетного планирования, ориентированного на результат
2.2. Оценка деятельности органов службы занятости населения
Заключение
Список использованной литературы
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников, с учетом их профессиональной подготовки, возраста, трудового стажа.
организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения;
опубликование статистических данных о состоянии рынка труда.
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения[9].
2.1. Внедрение в практику работы органов службы занятости населения бюджетного планирования, ориентированного на результат
В настоящее время в РФ осуществляется реформа бюджетного процесса, которая является одной из важнейших предпосылок для повышения эффективности системы государственного управления в целом. Основные положения этой реформы изложены в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и «Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.»[10]. Суть реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров, улучшении координации органов государственной власти, реализации курса на экономический рост и повышение качества жизни людей. Одним из важных элементов достижения целей реформы является перевод бюджетных процессов на нормативные методы бюджетного планирования.
При формировании проектов федерального бюджета на 2005-2007 год использованы методы бюджетного планирования, ориентированные на результаты, в рамках которого ежегодно выделяются в составе расходов федерального бюджета ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе между федеральными органами исполнительной власти и реализуемыми ими программами. При этом оценивается результативность бюджетных расходов и качество управления бюджетными средствами[11].
Оценка эффективности ведомственных Программ осуществляется по следующим направлениям:
оценка социально-экономической эффективности мероприятий программы;
оценка бюджетной эффективности мероприятий программы.
Социально-экономический эффект мероприятий программы отражается в изменении ряда показателей в связи с трудоустройством безработных граждан.
К таким показателям отнесены: снижение потенциального уровня бедности (отражает отношение потенциального дохода граждан, трудоустроенных на постоянную работу, к потенциально возможному доходу постоянного населения); сокращение потерь валового регионального продукта (отражает отношение объема потенциального дохода граждан, трудоустроенных на постоянную и временную работу, к доле потенциально возможного дохода занятого населения в объеме валового регионального продукта); бюджетная эффективность мероприятий, которая оценивалась по объемам налоговых поступлений в бюджетную систему и индекс доходности бюджетных расходов.
В расчете показателя снижение потенциального уровня бедности применяются следующие данные:
численность (постоянного) населения;
численность граждан, трудоустроенных на постоянную работу;
средняя продолжительность занятости в течение года при трудоустройстве на постоянную работу;
средний размер заработной платы граждан, трудоустроенных на постоянную работу;
величина прожиточного минимума.
За 2006-2007 год в целом по России запланировано трудоустроить 6648,5 тыс. человек. При этом, если в 2002 году индекс доходности бюджетных расходов (соотношение налоговых поступлений в бюджетную систему, обусловленных трудоустройством граждан, и расходов на содействие занятости) составил 7,2 (на 1 рубль затрат пришлось 7,2 руб. органов службы занятости населения субъектов РФ доходов), то 2006 году он должен составить 10,2[12].
Повышение результативности и эффективности бюджетных расходов возможно осуществлять по следующим основным направлениям:
совершенствование действующего законодательства;
совершенствование технологии работы органов службы занятости, направленное на повышение качества и эффективности предоставляемых государственных услуг;
оптимизация организационной структуры и системы управления органов службы занятости;
совершенствование информационных технологий;
усиление взаимодействия и координации работы службы занятости населении с территориальными федеральными и региональными органами власти и управлениями, задействованными в реализации государственной политики в области содействия занятости населения;
координацию работы центров занятости населения;
комплексная оценка деятельности.
Проблема выбора для использования в практической деятельности органов службы занятости объективных показателей оценки деятельности, характеризующих объемы, качество, эффективность работы, а также напряженность труда специалистов и вклад каждого центра занятости в формирование общего результата деятельности региональной службы занятости является чрезвычайно важной.
На основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов», «Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг.»[13], других правительственных документов проводится смещении акцептов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами». Однако использование ряда показателей, предложенных в данных документах (таких как, бюджетный эффект, сокращение глубины бедности, сокращение потерь валового регионального продукта и т.д.) для оперативной оценки деятельности территориальных центров занятости населения не представляется возможным, т.к. отсутствует отработанная система мониторинга результатов работы с клиентами (продолжительность трудоустройства, заработная плата трудоустроенных по направлению службы занятости населения в динамике и т.д.).
В одной из публикаций МОТ[14] выделяется несколько подходов измерения степени успешности посреднической степени государственной службы занятости:
определять успех по степени охвата рынка труда (доле ищущих работу, регистрируемых в службе занятости, доле вакансий, сообщаемых в службу);
оценивать общую статистику трудоустройства. Однако проблема заключается в том, что в государственной статистике трудоустройство на постоянной основе, кратковременное трудоустройство оцениваются равноценно;
оценивать степень удовлетворенности клиентов. Этот подход требует сбора и обработки определенной унифицированной информации;
определять приходящуюся на долю государственной службы занятости добавленную стоимость (налоговые поступления от ФОТ трудоустроенного и т.д.).
Оценка производится ежемесячно но двум группам центров занятости: по районным центрам занятости и городским.
При оценке эффективности работы центров занятости используются следующие показатели:
средняя продолжительность безработицы;
коэффициент напряженности (отношение числа ищущих работу граждан к числу вакансий, заявленных в службу занятости);
доля безработных граждан, состоящих на учете в ЦЗМ более 18 месяцев, в общем количестве безработных граждан;
доля граждан, трудоустроенных по направлению ЦЗМ, в общем количестве трудоустроенных граждан;
уровень трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
уровень трудоустройства ищущих работу граждан.
При оценке результативности расходования бюджетных средств центрами занятости используются следующие показатели:
затраты бюджетных средств на одного трудоустроенного гражданина, обратившегося в ЦЗН с целью поиска работы.
доля граждан, участвовавших в общественных работах без использования бюджетных средств, от общего числа участников общественных работ;
доля временно трудоустроенных несовершеннолетних граждан (но договорам) без использования бюджетных средств от общей численности трудоустроенных несовершеннолетних граждан (по договорам);
уровень закрепляемости граждан после окончания общественных работ;
уровень закрепляемости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, после окончания временных работ по договорам;
уровень закрепляемости граждан после окончания профессионального обучения по направлению службы занятости;
доля граждан, поставленных на учет после завершения профессионального обучения по направлению службы занятости; Балл по данному показателю вычитается из общей итоговой суммы баллов по другим показателям.
При оценке нагрузки специалистов центров занятости используются следующие показатели:
нагрузка на одного специалиста (учитываются с соответствующими «поправочными» коэффициентами численность обратившихся за содействием в трудоустройстве и за консультацией, численность трудоустроенных и прошедших перерегистрацию безработных граждан, а также получивших услуги по профориентации);
выполнение контрольных показателей по численности участников мероприятий по содействию занятости населения.
При оценке степени охвата органами службы занятости населения рынка труда используется следующий показатель:
доля незанятых граждан, обратившихся в ЦЗН в целях трудоустройства, от численности незанятого населения района (города).
Использование названных показателей для оценки деятельности центров занятости населения позволяет производить оценку эффективности работы службы занятости и результативности бюджетных средств. С учетом результатов работы, а также напряженности труда специалистов и реальных усилий конкретного коллектива центра занятости осуществляется стимулирование (материальное и моральное) специалистов. Все это позволяет повысить эффективность работы службы занятости в целом, следовательно и эффективность регулирования рынка труда[15].
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а, следовательно, к снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.
Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи, женщин, пенсионеров, инвалидов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, выпускников учебных заведений.
Сегодня ощущается настоятельная необходимость в выработке новых подходов к решению проблемы безработицы. Прежде всего, речь идет о совершенствовании законодательства о занятости с точки зрения правил взаимодействия субъектов рынка труда (государства, работодателей, профсоюзов и наемных работников как плательщиков страховых взносов), изменения условий присвоения статуса безработного, усиления роли региональных администраций в регулировании положения на местных рынках труда. Если законодательство оставить без изменений, безработица превратится в мощный катализатор социального напряжения. Уже в ближайшее время количество безработных может превысить 20% численности трудоспособного населения.
Информация о работе Государственная служба занятости населения: в РФ: структура, функции